ХЭ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Хэ
в китайской мифологии чудесный журавль, символ долголетия.

Источник: Словарь китайской мифологии

ХЭ
кит., гармония, а также гармоничность, согласование, мягкость, довольство, удовлетворение) — категория китайской философии, в общем смысле близкая западному понятию «гомеоапаз». Идея «гармонии» как условия космо- и онтогенеза оформилась в памятниках 5—2 вв. до н. э. Согласно «Ли цэв», хэ — «причина всех превращений вещей». В качестве наиболее адекватного выражения «гармонии» обычно рассматривалась музыка. В *Го юе» «гармоничная музыка» уподоблена «Единому» — дао, а «гармония реальности» (хэ ши) объявлена тем, что «порождает вещи». Там же впервые сформулировано противопоставление категорий хэ и тун («единение», «объединение», «совместимость», «тождественность», см. Да тун). Они предстают соответственно выражениями динамической «уравновешенности» (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статическое единство — с другой: «гармония» означает прекращение состояния, определяемого как «тун». Дихотомия хэ — тун в «Лунь юе» спроецирована на социально-этическую сферу: «Благородные мужи (цзюнь цзы) в отличие от ничтожных людей пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (тун)» (XIII, 23).
В ранних конфуцианских памятниках идее социально-этической и социопсихолопической «гармонии» отводилось важное место. В «Чжун юне» понятие «хэ» истолковано как «срединная мера проявления всех [эмоций]», «не имеющий преград путь Поднебесной» (1,4). В «Чжоу ли» «гармоничность» в том же значении, что и в «Чжун юне», включена в перечень основополагающих «шести добродетелей» наряду с «разумностью» (чжи), «гуманностью» (жэнь), «совершенной мудростью» (шэн), «долгом/справедливостью» (и) и «верностью» (чжун). Наиболее подробно категория хэ рассматривается в даосском памятнике «Хуайнань-и^ы», где «гармония» определена как «взаимосоединение [субстанций] чньян» (IV, 91; VII, 216). Хэ субстанциальна: в «гармонии» «пневмы (ци) Неба и Земли не превышают друг друга», т. е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично — требует «разделенности дня и ночи», т. е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь ян, которая и порождает «тьму вещей» (VII, 2). «Гармония инь ян» является условием обретения цзин — «семени», которое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание (VII, 216). Взаимосвязь «гармонии» с высшей природной силой — Небом знаменует понятие «небесная гармония» (тянь хэ) (VII, 21,147). Гармонизированы могут быть как «однородные» вещи и явления — звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, даже лук и стрела, так и разнородные, напр. струны одного инструмента. Второй вид «гармонии» требует согласования «внутреннего» с «внешним» (напр., рук и сердца мастера) при главенстве «внутреннего» и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование «внешнего» с «внешним») является ступенью ко второму (VII, 142, 265). Идеалом является «Великая (Высшая) гармония» (тай хэ) — отсутствие потребности во «внешнем» для постижения «Единого» (дао), достижение бессмертия сань-сердца, приобщающегося к вечности (VII, 90,92).
Термин «тай хэ», введенный в комментирующей части « Чжоу и», означал предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилософское, и антропологическое истолкование («сбережение [себя] в единении с Великой гармонией благоприятствует целомудрию»). Особое значение это понятие приобрело в неоконфуцианстве, тяготевшем к онтологизации этики. «Великая гармония» начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамического равновесия) и даже их источника. Так, в учении Чжан Цзая «гармония» предусматривает определенные количественные пространственно-временные соотношения: по «величине» (да) и «длительности» (цзю). Полная пространственно-временная сбалансированность — «совокупная Великая гармония» — прямо определяется как дао. Главный создатель неоконфуцианского «учения о принципе» (ли сюэ) Чжу Си именовал «Великую гармонию» «[состоянием] пневмы [при] встрече и соедирешш пульсирующих и гармонизировавшихся (хэ) [субстанций] икь и ян» («Чжоу и бэньи», цзюань 1).
Ван Фучжи вьгаелял две составляющие «Великой гармонии»: ци — «пневму» и шэнь — «дух». Последний отождествлен со структурообразующим началом лв-принципом «чистого [взаимопроникновения двух пневм» (инь и ян) и не может быть выражен в «образе» (сян) — внешнем знаке. Зато «дух»принцип» пребывает внутри любого «образа», неотрывного от «пневмы». Соответственно «Великая гармония» — всеобъемлющая «гармония инь и ян, пневмы и духа... доведенная до предела». В то же время «Великая гармония» неотрывна от состояния первоначального «Хаоса» (хуньдунь), но уже при наличии в нем динамики «разделения и объединения инь и ян», представляя собой некое пограничное состояние.
Лит.: Chung-ying. Toward Constructing and Dialectics of Harmonisation: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy.— «Journal of Chinese Philosophy», 1977. 4 3.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ХЭ
1]. "Гармония" ("гармоничность", "согласование", "мягкость", "довольство", "удовлетворение"). Категория кит. философии, в широком смысле подразумевающая динамич. равновесие и близкая зап. понятию "гомеостаз". Уже в памятниках 5 - 2 вв. до н.э. оформилась идея "гармонии" как условия онто- или космогенеза. Согласно "Ли цзи" (5 - 2 вв. до н.э.), X.- это "причина всех превращений вещей", а Цзя И (2 в. до н.э.) определял X. как "должное соотношение между твердостью и мягкостью", т.е. между противоположными началами, подразумевающими выраженность в общекосмич. субстанции - "пневме" (ци [1]). В качестве наиболее адекватного выражения "гармонии" обычно рассматривалась музыка ("Ли цзи"; "Го юй", 5 - 3 вв. до н.э.; "Сюнь-цзы", 4 - 3 вв. до н.э. и др.). В То юй" "гармоничная музыка" уподоблена "Единому"- дао, а "гармония реальности" (X. ши) объявлена тем, что "порождает вещи". Там же впервые сформулировано противопоставление категорий X. и тун [1] ("единение", "объединение", "совместимость", "тождественность", см. Да тун [1]), т.е. соответственно выражения динамич. "уравновешенности" (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статич. единство - с другой: "гармония" означает прекращение состояния, определяемого как тун [1]. Дихотомия X.- тун [1] в "Лунь юе" (5 в. до н.э.) спроецирована на социально-этич. сферу: "благородные мужи (цзюнь цзы) пребывают в гармонии, но не объединены [в группировки] (тун [1]), ничтожные люди объединены [в группировки], но не пребывают в гармонии". В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) идея противопоставления X. и тун |1] вложена в уста сановника Янь И на (6 в. до н.э.). Он утверждает, что "пять вкусов" (у вэй [2], здесь - синоним пятеричной матрицы у син [1]) не должны механически приводиться к "тождеству" (тун [1]): вода, разбавленная водой, не годится для насыщения человека, а звуки лютни, сведенные в один звук, не найдут благодарных слушателей. В ранних конф. памятниках (5 - 2 вв. до н.э.) важное место отводилось идее социально-этич. и социопсихологич. "гармонии". В "Чжун юне" понятие X. истолковано как "срединная мера проявления всех [эмоций]", "не имеющий преград путь Поднебесной" (социума). В "Чжоу ли" "гармоничность" в том же значении, что и в "Чжун юне", включена в перечень основополагающих "шести добродетелей" (лю дэ, см. Дэ [1]) наряду с "разумностью" (чжи [1]), "гуманностью" (жэнъ [2]), "совершенной мудростью" (шэн [1]), "долгом/справедливостью" (и [1]) и "верностью" (чжун [2], см. Чжун шу). Там же "гармонизация" истолковывалась как содержание добродетельного и действенного научения (цзяо), к-рое "ограничивает чувственность народа". По мнению Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нет большей "благодати/добродетели, чем гармония". Наиболее подробно категория X. рассматривается в даос, памятнике "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), где "гармония" определена как "взаимосоединение [субстанций] инь [1] [и] ян [1]". Субстанциальность X. отчетливо акцентируется: в "гармонии" "пневмы Неба и Земли не превышают друг друга", т.е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично - требует "разделенности дня и ночи", т.е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь ян, к-рая и порождает "тьму вещей". "Гармония инь ян" является условием обретения "семени" (цзин [3]), к-рое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание. Взаимосвязь "гармонии" с высшей природной силой - Небом знаменует понятие "небесная гармония" (тянь X.). Гармонизированы м.б. как "однородные" вещи и явления - звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, даже лук и стрела, так и разнородные, напр, струны одного инструмента. Второй вид "гармонии" требует согласования "внутреннего" с "внешним" (напр., рук и сердца мастера) при главенстве "внутреннего" и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование "внешнего" с "внешним") является ступенью ко второму. Идеалом является "Великая (Высшая) гармония" (тай X.)- отсутствие потребности во "внешнем" для постижения "Единого" (дао), достижение бессмертия "сердца" (синь [1]), приобщающегося к вечности. Термин тай X., введенный в комментирующей части "Чжоу и" (4 в. до н.э.), означал там предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилос., и антропологич. истолкование ("сбережение [себя] в единении с Великой гармонией благоприятствует целомудрию"). Особое значение указ, понятие приобрело в неоконфуцианстве с его тягой к подкреплению онтологич. основ этики. "Великая гармония" начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамич. равновесия), и даже источника этих процессов. Согласно учению Чжан Цзая (11 в.), "гармония" -Х. предусматривает определенные количественные - пространственно-временные - соотношения: по "величине" (да) и "длительности" (цзю). Полная пространственно-временная сбалансированность - "совокупная Великая гармония" прямо определяется как дао. "Великая гармония" содержит в себе "природу (сын [1]) взаимовосприятия" противоположных процессов и явлений - "всплытия и погружения, подъема и опускания, движения и покоя" - и является "началом, порождающим ритмичную циркуляцию [пневм], соударения противоположных [субстанций], победы и поражения, сгибание и выпрямление". При этом отсутствие "подобия естеств. ритмичной циркуляции" (т.е. хотя бы виртуальных форм ритмизованных процессов) исключает возможность "Великой гармонии". Гл. создатель неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) именовал "Великую гармонию" "[состоянием] пневмы [при] встрече и соединении столкнувшихся и гармонизировавшихся (X.) [субстанций] инь ян". Ван Чуаньшань (17 в.) выделял две составляющие "Великой гармонии" - "пневму" и "дух" (шзнь [1]). Последний отождествлен со структурообразующим началом - "принципом (ли [1|) чистого [взаимопроникновения двух пневм" (инь [1] и ян [1]) и не м.б. выражен в "образе" (сян [1])- внеш. знаке. Зато "дух" - "принцип" пребывает внутри "образа", неотрывного от "пневмы". Соответственно "Великая гармония" - всеобъемлющая "гармония инь [1] и ян [1], пневмы и духа (внутреннего и внешнего) доведенная до предела". Она невозможна без существования "оформленных орудий" (син ци, см. Син [2], Ци [2])- феноменальных атрибутов дао. "Гармония" возможна лишь на этой стадии онто- и космогенеза - генетически связана с ней. В то же время "Великая гармония" неотрывна от состояния первонач. "Хаоса", но уже при наличии в нем динамики "разделения и объединения инь [ 1 ] и ян [1]", представляя собой некое погранич. состояние. Поскольку Ван Чуаныиань отрицал уничтожимость Вселенной, состояние "Великой гармонии" в его учении м.б. отнесено к становлению отд. вещей и явлений (систем). **Ломеранцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзь Г-II в. до н.э.). М., 1979. С. 78 -81; Bodde D. Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953; Cheng Chung-ying. Toward Constructing a Dialectics of Harmonization: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // JPC. 1977. Vol. 4. №3. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь