ХЭ ГУАНЬ-ЦЗЫХЭ СИНЬИНЬ

ХЭ ЛИНЬ

Найдено 1 определение:

ХЭ ЛИНЬ

Хэ Цзышао. 1902, уезд Цзиньтан пров. Сычуань. Философ, создатель одной из концепций синтеза традиц. кит. и зап. культур. Учился в Ин-те Цинхуа (1919 - 26), в США, в т.ч. в Гарвардском ун-те (1928 - 30), в Берлинском ун-те (1930-1). Преподавал в Пекинском ун-те (1931 -55), с 1936 - проф. С 1955 -в Ин-те философии АОН Китая, ст. науч. сотр., руководитель группы изучения истории зап. философии, зав. сектором, зам. пред, ученого совета ин-та, гл. ред. и пред, комиссии по переводу Поли, собр. соч. Гегеля; чл. ЦК Демократич. лиги Китая, чл. НПКСК 3-го и 5-го созывов. Взгляды Х.Л. складывались под влиянием зап. мысли - классич. нем. философии и отчасти прагматизма и махизма. Его филос. система - "новое учение о сердце" (синь синь сюэ)- представляет собой попытку синтеза «неоконф. "учения о сердце" (синь сюэ [1]) и по преимуществу неогегельянства. Признавал существование априорных категорий разума, с помощью к-рых происходит "орг-ция и упорядочение" природных и социальных процессов, причислял к таким категориям прежде всего критерии моральных оценок и культурных стандартов. Рассматривал культуру как гл. обр. "непосредств. продукт деятельности самосознания духа", считая, что она предшествует данным опыта. Разработал концепцию веры, к-рая противоположна суеверию и является разновидностью знания. Отмечал принципиальные различия между верой и науч. знанием. Формирование веры почти не связано с методами науч. исслед., она рождается из "движения чувств", из непосредств. жизненного опыта, под влиянием конкр. ситуации; источником веры является интуиция, спонтанное озарение, "вдохновение разума" - единств, возможность познания сущности мира и смысла человеч. жизни. Развивая тезисы школы прагматиков (в части., У. Джемса), отождествлял реальность явления с верой в его реальность, утверждая, что истинной становится любая идея, если она отвечает стремлениям людей и представляет утилитарную ценность. Выделял три разновидности веры - религ. (или нравств.), традиц. и практич. Первая надисторична и надсоциальна, формирует систему нравств. представлений индивида и социума, но открывается лишь избранным философам, религ. и политич. деятелям, поэтам и ученым; вторая подразумевает систему устойчивых норм поведения, моральных ограничений, стереотипов мышления и культурных стандартов данной нац. общности; третья объединяет те представления и привычки, к-рыми люди руководствуются при решении проблем повседневной жизни (политич., военных и т.п.). Культурно-идеологич. возрождение Китая, по Х.Л., подразумевает развитие и адаптацию в новых историч. условиях конф. традиций, содержащих непреходящие ценности. Конфуцианство представляет собой не только филос. систему и этико-политич. доктрину, но и религию, и искусство, т.е. имеет отношение ко всем сферам обществ, жизни. Проникшая в страну зап. культура не способна заменить конфуцианство, однако подлинное возрождение последнего связано с усвоением достижений зап. духовной культуры: "В случае соединения философии Сократа, Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля с кит. философией в лице Конфуция, Мэн-цзы, братьев Чэн [И и Чэн Хао}, Чжу Си, Лу [Цзююаня] и Ван [Янмина] станет возможным создание и развитие новой философии, проникнутой нац. духом, и преодоление нового кризиса отечеств, культуры". Кроме того, необходимо воспринять все позитивное в христианстве для обогащения конф. учения об этико-ритуальной "благопристойности" (см. Ли [2]) и "разобраться в зап. искусстве для развития конф. поэтики". Усвоение ценностей зап. цивилизации подразумевает их ассимиляцию в контексте конф. системы ценностей; без их "китаизации" Китаю грозит духовная колонизация. Общественно-политич. воззрения Х.Л. характеризовались апологией буржуазно-демократич. формы правления. Рассматривал конф. идеологию как важнейший инструмент социальной политики, настаивал на создании "демократизма конф. типа", конкр. проявлением к-рого в совр. эпоху считал политику Ф. Рузвельта. Утверждал, что для марксизма единств, детерминантой социально-историч. процесса являются материальные факторы, инкриминировал ему отрицание роли духовных факторов в развитии об-ва; в то же время называл коммунизм новой разновидностью христианства, поскольку считал, что в методах и формах работы, орг-ционной структуре церкви и компартии существует много общего. В 50-е гг. Х.Л. перешел на марксистские позиции. *У лунь гуаньнянь дэ синь цзяньтао (Новый критич: обзор концепции "пяти добродетелей") // Чжаньгоцэ. 1940. №3; Цзиньдай вэйсиньлунь цзяньши (Простое разъяснение совр. идеализма). Чунцин, 1943; Дандай Чжунго чжэсюэ (Совр. кит. философия). Нанкин, 1947; Вэньхуа юй жэньшэн (Культура и человеч. жизнь). Шанхай, 1947; Хэй-гээр дэ шидай (Эпоха Гегеля). Пекин, 1955; Фэй-ситэ дэ вэисиньчжуи хэ бяньжэнфа сысян (Идеализм Фихте и диалектич. мысль). Пекин, б.г.; Лунь вэиучжуи юй вэисиньчжуи да доучжэн хэ чжуань-хуа (О борьбе и превращении материализма и идеализма) // Чжэсюэ яньцзю. 1961. №1; "Буров В.Г. Совр. кит. философия. М., 1980. С. 50 - 7, 163 - 7, 186 - 8; Чжунго шэхуэй кэсюэцзя цыдянь. Сяньдай цзюань (Словарь кит. обществоведов. Современность). Ланьчжоу, 1986. С. 565. С. Р. Белоусов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ХЭ ЛИНЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ХЭ ЛИНЬ — 0

Найдено книг по теме ХЭ ЛИНЬ — 0

Найдено презентаций по теме ХЭ ЛИНЬ — 0

Найдено рефератов по теме ХЭ ЛИНЬ — 0