ХЭ ЧЭНТЯНЬ

Найдено 1 определение
ХЭ ЧЭНТЯНЬ
Хэ Хэнъян. 370, Дунхайтань (совр. пров. Шаньдун), - 447. Гос. деятель, ученый естествоиспытатель и астроном, один из лидеров антибуд. пропаганды. Выходец из семьи высокопоставленного чиновника. Соратник основателя и первого государя дин. Лю Сун (420 - 79). Занимал ответственные гос. посты. В 40-х гг. 5 в. получил звание "ученого-эрудита Гос. академии" (Гоцзы боши) и стал наставником наследника престола. Осн. филос. соч. - "Да сип лунь" ("Рассуждения о постижении природы человека"), "Бао ин вэнь" ("Вопрошаю о воздаянии по деяниям"). Взгляды Х.Ч. изложены также в частных письмах, вошедших в собр. его соч. Гл. цель Х.Ч. состояла в дискредитации буддизма и опровержении его осн. доктринальных положений. Разделяя тезис о "варварском" происхождении учения Будды, выдвинутый Цай Мо (4 в.) и поддержанный Хуэйлинем (кон. 4 - 5 в.), он усилил его теоретич. обоснование. Опираясь на традиц. для Китая представления о пространств. структуре космоса (см. Юй чжоу), доказывал изначально "дурную" ("злую" - э) "природу" (син [1]) обитателей Индии как народа, населяющего иерархически низший по отношению к Китаю отрезок пространства. Выступал против идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме), видя в ней гл. доктрину буддизма. Опровергал учения о сансаре (луньхуэй) и кармич. воздаянии (см. Е), основываясь на представлениях о подчинении человеч. жизни общим закономерностям природы. Напр., сравнивал смерть человека с опаданием осенних листьев, к-рые не обретают новых рождений. Доказывая ложность учения о воздаянии по деяниям, замечал, что согласно ему такие прославленные гос. деятели и мыслители древности, как Чжоу-гун и Конфуций, должны были бы появиться в новом обличье среди потомков, чего не произошло. Важное место в системе его аргументации занимают ссылки на порядок движения небесных объектов, атмосферные явления и т.п., служащие доказательством естественности процессов, происходящих в космосе, и отсутствия сверхъестеств. разумного существа. По мировоззренческим позициям Х.Ч. близок к философу-материалисту Фань Чжэ-ню (5 - нач. 6 в.), предвосхитил многие из его положений. **Жэнь Цзиюй. Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии). Пекин, 1979; Тан Ицзе. Х.Ч. // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. жизнеописания знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Пекин, 1982. М.Е. Кравцова

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
647.87 кб

Религиозно-философская полемика конфуцианца Хэ Чэнтяня и буддиста Янь Яньчжи (IV-V вв. Н. Э. )

Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич
В статье на основе авторского перевода предложена реконструкция понятийного аппарата философской переписки китайских мыслителей раннего средневековья (Хэ Чэнтянь (370-447 гг. н.э.) и Янь Яньчжи (384-456 гг. н.э.