ХАРИДЖИТЫХАРИЗМА И ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ

ХАРИЗМА

Найдено 12 определений термина ХАРИЗМА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАРИЗМА

см. Благодать.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Харизма

греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; харизматический лидер – человек наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Харизма

от греч. charisma — милость, божественный дар) — необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей, соратников авторитетом, основанным на его личности — мудрости, героизме, «святости».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ХАРИЗМА

греч. милость, благодать, божеств, дар), исключит. одаренность; наделенность какоголибо лица (харизматич. лидера - пророка, проповедника, политич. деятеля), действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Термин впервые применен в социологич. концепциях Трельча и М. Вебера.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ХАРИЗМА

букв. "божественный дар", "божественная милость") – наделенность какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля, проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и т.д. свойствами исключительности, сверхъестественности, святости, непогрешимости и т.д. Харизма, как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным, "даруемым" высшими силами, природой. Она характеризует человека как бы изначальной "отмеченностью". Термин "харизма" был первоначально употреблен в социальных концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками социального и политического лидерства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ХАРИЗМА

(греч. charisma - духовный дар) - 1) Согласно ап. Павлу, дар благодати от Духа Святого, свободно даваемый для искупления и спасения, для осуществления призвания христиан, для созидания Церкви. Таковы дары веры, пророчества, апостольства, различения духов, мудрости, учительства, управления, говорения языками, чудотворения, исцеления и др. 2) В нецерковной мысли харизмами называют ярко выраженные лидерские, провидческие, целительские, творческие и другие духовные способности, намного превышающие то, что могут дать существующие традиции воспитания и культуры. Источнику харизм особого значения здесь не придается, как и высшей цели, ради которой они могут быть раскрыты.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ХАРИЗМА

от греч. harisma - дар благодати) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила.

Понятие X. введено в современную социальную философию и социологию Вебером. Носители X. - герои, великие преобразователи, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи разума, либо как гении, идущие наперекор порядку вещей. Анализируя феномен власти, Вебер выявил особый тип последней - харизматическую власть, отличную от власти легальной, основанной на законе, и традиционной, основанной на традиции и авторитете. Харизматическая власть - это власть "вождя", "фюрера", основанная на безоговорочном подчинении и поддерживаемая прежде всего верой в избранность властителя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

ХАРИЗМА

наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших соц. групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения; чаще возникает в экстремальных истор. обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением (бегство воспринимается как спасение, любые потери — как необходимые жертвы, абсурдные утверждения — как непостижимая мудрость и т.д.). Способности харизматического лидера, выступающего на религ. или полит. арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя, спасителя, пророка. Х. возникает, когда складывается соотв. соц.-психол. потребность. Как феномен групповой психологии Х. обычно воспринимается в превращенном виде: внимание сосредоточивается на лидере, а не на создающих Х. его последователях. В религ. психологии Х. предстает как «милость божия». Известны попытки придать Х. переходящий характер, распространить ее на наследников, закрепить иерархически, но они психологически малоэффективны. Термин «Х.» в совр. соц.-гуманит. науке популяризировал М.Вебер, введший понятие «харизматического лидерства» и соответствующего способа легитимации соц.-полит. господства. Н.Д.Наумов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ХАРИЗМА

греч. charisma - благодать, милость, божественный дар) - наделенность какого-либо лица, действия, института или символа свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах некоторого круга приверженцев или последователей. Харизматическим лидером могут именовать лицо (пророка, проповедника или политического деятеля), обладающее высочайшим авторитетом, мудростью, святостью, способное очаровывать людей и совершать героические поступки. Термин X. впервые применен в социологических концепциях Э. Трельча и М. Вебера. Представление о X. как силе благодати, исходящей от духов или богов, свойственно многим религиям. В христианском вероучении X. - ниспосылаемое Св. Духом избранным людям содействие. В первых христианских общинах под X. понимался преимущественно "дар" проповеди, чудотворения, пророчества и т. д.; экзальтированные проповедники считались "осененными благодатью", харизматиками. Со времени возникновения церкви учение о X. стало одним из главных пунктов христианского вероучения и было детально разработано в богословии. Церковь учит, что без X. человек, греховное по своей природе существо, склонен к злу и что поэтому без благодати для человека нет спасения и блаженства. Считается, что X. дается верующим через церковь, через духовенство, через таинства. Духовенство наделено особой благодатью - священством. Это таинство совершается с произнесением особых заклинаний и возложением рук епископа на посвящаемого. Тем самым последнему передается особая X., превращающая его в дьякона, священника или епископа. Таинство священства сложилось в процессе разделения христианских общин на клир и мирян; появившееся сословие духовенства было наделено функцией посредничества между рядовыми верующими и Богом. Социоцентрические религии (культ личности, партии, народа и т. п.) заимствовали представления о X. и придали им светскую окраску: харизматиком могут назвать особо исключительного писателя, художника, политика, философа и т. д. Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

ХАРИЗМА

греч. charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество X. традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими силами. Термин X. был впервые употреблен в социологических концепциях Трельча и М. Вебера, у которого X. анализировалась в концепции идеальных типов господства (легальное, традиционное, харизматическое). У Вебера харизматическое господство базируется на аффективном типе социального действия и предполагает авторитет харизматического лидера, постоянно вынужденного заботиться о своей X. В организациях, построенных по принципу X., уход лидера практически всегда сопровождается крушением движения в целом. В социологии харизматические социальные группы нередко даже выделяются в особый разряд социальных групп (либо в контексте вычленения только целевых и референтных социальных групп традиционно относят к первым), т.к. их основным конституирующим признаком является личная преданность вождю (лидеру). Представление о X. как о силе благодати, исходящей от духов или богов, присуще многим религиям. В ранней христианской традиции X. - содействие, ниспосылаемое Святым Духом избранным людям ("дар" проповеди, чудотворения, пророчества и т.д.). После конституирования церковных организаций учение о X. было детально разработано богословами в качестве одного из главных пунктов христианского вероучения: постулировалось, что человек как существо греховное склонен ко злу и без наделения X. для него нет и быть не может спасения и блаженства. Считалось, что X. дается верующим через церковь, через духовенство, через таинства. Утверждалось, что духовенство наделено особой благодатью - священством, которым может быть наделен истинно верующий. Идея о таинстве священства сформировалась в ходе разделения христианских общин на "клир" и "мирян": сословие духовенства было наделено даром посредничества между рядовыми верующими и Богом. Светские идеологии религиозного типа (культы личности, партии, класса, народа и т.п.) заимствовали представления о X.: харизматическим вождем может выступать особо влиятельный писатель, политик, философ и т.д. (По Гегелю, существующий порядок вещей может быть опровергнут "всемирно-историческими индивидуумами", Кант осуждал X. человека как противоречащую религиозной морали, Ницше полагал регулярное появление в мире людей - носителей X. - абсолютно необходимым для человечества).

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

харизма

ХАРИЗМА (от греч. хМаца - благодать) - одно из важнейших понятий христианства, получившее широкое распространение в современном гуманитарном знании и массовом сознании. 1. В христианстве понятие X. означает свойственную Богу благодать, любовь, обращенную на людей ради их спасения. 2. В качестве термина гуманитарных наук понятие X. было введено М. Вебером, который заменил прежнее теологическое толкование новыми историко-религиоведческими, социологическими и когнитивно-психологическими трактовками. В современном употреблении понятие X. утратило историческую связь с одной религией - христианством - и библейским Богом как носителем и источником X Согласно Веберу, представления о X. возникают в древних религиях в результате осознания существования выходящих за пределы повседневности сил. Эти «силы» наделяются архаическим сознанием свойствами экстраординарного могущества и власти; с ними связано формирование представлений о духах и богах, а также развитие магии как практического средства манипулирования «силой» — X По мере рационализации магических воззрений и усиления религиозной этики представления о X. переплавляются в учение о X как свойстве Бога. По Веберу, в личностном выражении X — это совокупность «вне-повседневных качеств» человека, возвышающих личность над ее окружением и обусловливающих власть над людьми. Эти качества личности, будучи «природным даром», имеют сугубо внутренние основания; они не могут быть следствием осознанного самосовершенствования, поскольку в своем генезисе харизматические качества личности неподконтрольны разуму. «Личная X» выражает себя, прежде всего, в экстраординарных психических свойствах ее носителя. Носитель «личной X» способен входить в сильнейшие состояния транса, одним из следствий которых является демонстрация невыводимых из повседневного опыта знаний, имеющих, прежде всего, провиденциальный характер. Личности, обладающие полученным из харизматического опыта знанием, претендуют в религиях на роль провидцев, пророков, в социальной практике — на роль политических реформаторов, в науке — на статус генераторов парадигматических идей. При этом важно не только то, что индивиды способны демонстрировать особые психические состояния и провиденциальные знания. Экстремальный психический феномен становится личной X. только тогда, когда социальное окружение готово рассматривать его не как расстройство психики, а как особый талант, дар, имеющий высокую общественную ценность. Поэтому личная X. — не столько индивидуально-психологический, сколько социально-психологический феномен. Окружение верит, что обладание X. связано с радикальным преображением внутреннего мира личности, и тот, кто сполна владеет X., заключает в себе сверхчеловеческие способности: подчинять своей воле не только людей, но богов и природу, пространство и время, жизнь и смерть; владеть знанием о прошлом и будущем; постигать подлинные смыслы бытия и направлять человеческие судьбы. Действуя как преображающая общество внеэкономическая сила, X. разрушает традиционный духовный и социальный уклад, трансформирует массовые стереотипы мышления в направлении новых жизненных целей и ценностей. Итогом революционизирующего воздействия X. является новая картина мира, новые жизненные ориентиры. Современные способы манипуляции людьми посредством масс-медиа и др. технологий обработки сознания позволяют создавать ореол X. вокруг личностей, в действительности не обладающих соответствующими психологическими качествами. Для обозначения таких суррогатов введен термин «псевдохаризма». В контексте современных трактовок, X. — социально-психологическое качество лидера, проявляющее себя как витальная креативная сила, которая воспринимается окружающими в качестве необыкновенного дара и оказывает на них магнетическое, вдохновляющее и мобилизующее влияние, направленное на разрыв с традицией и на создание новой системы жизненных ориентации.         А. П. Забияко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ХАРИЗМА

греч. оказанная милость, дар) — особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих возможностей. В религиозном смысле харизма — «дар свыше», «от Бога». В Ветхом Завете харизма присутствует в представлении о людях, призванных к особому служению — царству, пророчеству или священству — и наделенных Богом особыми дарами (напр., чудотворения, как Моисей). В Новом Завете харизма — благодать: «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим 12:6), поэтому «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (I Петр 4:10). В средневековой христианской теологии харизмой считалось исключительное духовное свойство, ниспосылаемое Богом ради блага церкви в виде даров Святого Духа, классифицируемых по тройственному принципу: дары откровения — мудрость, знание и умение различать духов; дары силы — вера, чудеса и исцеления; дары речи — пророчество, иноязыки и их истолкование. Христиане, полагающие, что харизма может изливаться на людей в настоящее время через «духовное общение» (в молитвах, особых обрядах) с Духом Святым, называются харизматиками (напр., пятидесятники).

Из религиозного в общекультурный контекст понятие харизмы было перенесено Э. Трельчем и разработано прежде всего М. Вебером в его социологии с позиций теории социального действия. Действия человека, наделенного харизмой, отличает непоколебимая уверенность в своей правоте, в том, что на него возложена некая миссия, которую он должен во что бы то ни стало выполнить. Такой человек обладает необычайной притягательностью и в силу этого — особой властью над людьми (в отличие от власти, проистекающей не из личных дарований человека, а в силу занимаемой им должности). Харизма в этом плане является компонентом непосредственноэмоциональных и, следовательно, до-рациональных жизненных отношений между людьми. Именно здесь, по Веберу, заключен источник той социальной энергии, с помощью которой можно преодолеть инерцию традиции, конформизма, рассудочности. Харизма — ключевое понятие социологии Вебера, позволяющее объяснить причину и характер социального изменения: наиболее важный источник обновления — это вмешательство людей, способных производить манипуляции, воспринимаемые как «необычные», оказывать влияние на других. Только с помощью понятия харизмы можно, по Веберу, объяснить социальные изменения самых крупных масштабов, которые не осуществляются обычными общественными и историческими путями и движущими силами.

В философии религии, этике, культурологии понятие харизмы позволяет фиксировать то, что выходит за рамки повседневной жизни и потому воспринимается как естественное, но чем все же не исчерпывается осознаваемая нами реальность. Больше того, в традиционном (до-рационалистическом) обществе традиции и харизма, вместе взятые, определяли почти всю совокупность ориентации человеческой деятельности: когда действует харизма, люди рвут с обществом и господствующими в нем традициями, совершают святотатство, отказываясь от старых богов. Харизма, т. о., выводит человеческую деятельность за пределы правил и обычаев, вообще за пределы имеющего смысл. Без нее не было бы той веры, которая дает силы людям совершать чудеса, преодолевать, казалось бы, непреодолимое, уповать на то, что и «невозможное возможно».

Действие харизмы в истории, по Веберу, неравномерно: оно может как увеличиваться, так и иссякать. В 20 в. цивилизация, с его точки зрения, застывает в кругу установившихся обычаев, нравов, смыслов, в оковах рационализации, бюрократии, когда человек не находит в мире больше «ничего святого». Этот процесс Вебер называет «разволшебствлением мира», снятием с него всех «чар»: былая готовность к «жертвоприношению интеллекта» в пользу веры, т. е. в пользу людей, обладающих харизмой, сменяется принесением былой веры в жертву интеллекту, рациональности, расчету.

Проблема харизмы имеет значение и за пределами изучения социокультурной динамики в макроперспективе: в социологии политики ее исследование важно для определения отношений между вождями и массами, природы харизматической власти, тоталитарных диктатур; в социологии религии — для изучения фундамепгалистских движений, природы феномена, обозначаемого термином «тоталитарные секты», и т. д.; в философии религии — для раскрытия феномена веры, природы фанатизма, природы религиозного творчества, причин рождения и умирания религий, а в более широком плане — для объяснения природы гворческой, инновационной деятельности.

Лит.: Вебер М. Наука как призвание и профессия.— Избр. произв. М., 1900; Он же. Социология религии (типы религиозных сообществ).—

Избранное. Образ общества. М., 1994, с. 112—137; Он же. Хозяйственная этика мировых религий.— Избранное. Образ общества, с. 68—73; Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 282— 310.

В. И. Гараджа

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ХАРИЗМА — 0

Найдено научныех статей по теме ХАРИЗМА — 0

Найдено книг по теме ХАРИЗМА — 0

Найдено презентаций по теме ХАРИЗМА — 0

Найдено рефератов по теме ХАРИЗМА — 0