Хантов и манси традиционные верования

Найдено 1 определение
Хантов и манси традиционные верования
Численность хантов 22 521 чел., манси 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, ЯмалоНенецком авт. окр. и Томской обл. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у сев. и вост. хантов есть некрые отличия.
Основа мировоззрения хантов и манси восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) живые, если они двигаются или похожи на человека. Ранние формы религии этих народов представлены анимизмом, пережитками фратриального тотемизма, промысловым культом, культом медведя, культом предков и семейных охранителей, в слабой степени шаманизмом.
Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка[1], гром Сяхыл-Торум, огонь Най-эква семиязыкая старуха в красном платье, перед к-рой мужчины не могут раздеваться), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр.
Трем сферам вселенной соответствует триада главных духов: небо Нуми-Торум, земля Калтащ-эква, его жена, подземный мир кульотыр. Младший из сыновей Нуми-Торум и Калтащ-эква Мир сусне хуон является посредником между богами и людьми, покровителем последних, небесным всадником («за миром смотрящим человеком»).
Предками фратрий у сев. хантов и манси были медведь и зайчиха (фратрий Пор и Мось). Еще в сер. 20 в. в центре фратрии Пор с. Вежакоры (на Оби) проводились фратриальные праздники в честь ее предка-медведя. Священные места у хантов и манси были раздельными для мужчин и женщин: на мужских (около кедра, лиственницы, ели) приносили кровавые жертвы (оленя, лошадь, теленка), на женских (в березовых рощах) бескровные (пища, лоскутки ткани, фигурки из материи).
Промысловый культ выражался в подставных именах зверей, особом отношении к их костям, к необычным животным (альбиносам, шестипалым зверям, «рогатым щукам»), в культе духов леса и воды, жертвоприношениях до и после промыслов. В культе медведя к нач. века переплелись черты фратриального тотемизма, промыслового культа, страха перед хищником. В основе его мифы о рождении женщины от медведицы. Обряды в честь медведя проводили во время «медвежьего праздника», к-рый был периодическим (раз в 7 лет с последующим семилетним перерывом) и спорадическим по случаю удачной охоты на медведя. Обряды были направлены на умилостивление медведя (гостя праздника), отведение вины за убиение его и поедание его мяса, на возрождение его после смерти. Этому служили ритуалы, танцы, песни, кукольный театр, пантомимы.
Семейными духами-покровителями считались предки генеалогических групп или умершие предки (их представляли изображения умерших). Жизненная сила (душа) всех живых существ проявляется в нескольких ипостасях: дыхание (лили, живет в голове, реинкарнируется в новорожденном), тень (могильная душа), сонная, глухарка, живущая в лесу (птица сна, посещает человека во время сна), «уходящая вниз по реке», проявляющаяся после смерти (урт призрак), способная увести душу живого. У мужчины 5 проявлений души, у женщины 4; с этим связаны сроки траура и др. обряды.
Под влиянием христ-ва и в результате борьбы с традиционными верованиями шаманизм сохранился у хантов и манси в меньшей степени, чем у др. народов Сибири.
Сейчас мн. верования и обряды утрачены, сохраняются лишь промысловые обряды, медвежий праздник после охоты на медведя, семейные обряды (особенно похороннопоминальные). (См. также Народов Сибири верования.)

Источник: Религии народов современной России