ХАНЬ ШУ

Найдено 1 определение
ХАНЬ ШУ
Книга [о дин.] Хань", "История дин. Хань". Др. назв. - "Цянь Х.ш." ("Книга о Ранней [дин.] Хань", "История Ранней Хань"). Офиц. история дин. Зап. (Ранняя) Хань (206 до н.э. - 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым произв. такого рода - "Историч. записки" ("Я/и цзи") Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.). По своему мировоззрению последний склонялся к даосизму. Главный же автор-составитель "Х.ш." - придворный историк Бань Гу (1 в.) - самим назв. подчеркивал связь этого труда с конф. канонич. сводом историч. документов "Шан шу" (см. "Шу цзин"). В совр. текст "Х.ш.", восходящий к печатному изданию 1034 - 37 и номинально состоящий из 100 цзюаней ("свитков") (реально - из 120), входят нек-рые цзюани, написанные Бань Бяо, отцом Бань Гу (по крайней мере №9, 10, 73, 84, 98), Бань Чжао, сестрой Бань Гу (№13 - 20), и Ма Сюем (№26). Филос. проблематикой пронизаны цзюани 21 - 30, составляющие разд. "Чжи" ("Трактаты"), в к-ром излагаются также естественнонауч., социально-экономич., географико-этнографич., правовые, историч., искусствоведческие и др. сведения и теории. Богатый историко-филос. материал содержат биографии философов, входящие в разд. "Ле чжуань" ("Жизнеописания"), в части., в цз. 56 включены "Три доклада о Небе и человеке" ("Тянь жэнь сань цэ") Дун Чжун-шу, существенно дополняющие корпус его соч. Основанный на материалах Лю Сяна и его сына Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.) цз. 30 ("И вэнь чжи"- "Библиографич. трактат", вариант пер. "Трактат о лит-ре и искусствах") представляет собой древнейший универсальный каталог кит. лит-ры, охватывающий 596 авторов, в т.ч. 189 философов, сгруппированных в 10 школ. К шести выделенным в "Ши цзи" филос. школам - конфуцианство, даосизм, иньян цзя, легизм, мин цзя и мо цзя - здесь прибавлены цзунхэн цзя, цза цзя, нун цзя и сяошо цзя. Происхождение каждой школы возведено к определенной категории чиновников: конфуцианство - к чиновникам, ведавшим культом и просвещением, даосизм - к историкам, иньян цзя - к астрономам-астрологам, легизм - к правоведам-судейским, мин цзя - к церемониймейстерам, мо цзя - к храмовым сторожам, цзунхэн цзя - к дипломатам, цза цзя - к политич. советникам, нун цзя - к распорядителям сельскохозяйств. работ, сяошо цзя - к мелким чиновникам-информаторам. Кроме того, в спец. разделы выделены канонич. лит-pa (см. "Ши сань цзин"), соч. по военному искусству (см. Бин цзя) и математике. В цз. 20 дана оригинальная классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифич. древности до кон. 3 в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам. Наиболее высоко здесь оценены конфуцианцы, за ними в порядке понижения значимости следуют монеты, даосы, легисты, мин цзя. В цз. 23 Бань Гу воспроизвел близкие ему взгляды Сюнь Куана (Сюнь-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.). В "Х.ш." признается необходимость сочетания в управлении гос-вом этико-ритуальных норм (ли [2]) и юридич. законов (фа [1]), широкого контроля гос-ва над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала. В духе учения Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.) отстаивается правомерность устранения порочного государя (см. Мин [1]) и целесообразность орг-ции сельского хоз-ва по утопич. системе "колодезных полей" (цзин тянь). В цз. 27 обобщенно изложено универсально-классификационистское учение о "пяти элементах" (у син [1]). *Бань Гу. Х.ш. Т. 1 - 12. Пекин, 1964; Древ-некит. философия. Эпоха Хань. М., 1985. С. 225 - 52; The History of the Former Han Dinasty of Pan Ku. Tr. by H. Dubs. Vol. 1 - 5. Baltimore, 1938 - 55; **Синицын Е.Л. Бань Гу - историк древнего Китая. М., 1975; Sprenkel van der, O.B. Pan Piao, Pan Ku and Han History. Canberra, 1964; Bodde D. Essays on Chinese Civilization. Princ. (N.J.), 1981. P. 141 - 60. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
513.09 кб

Книга перемен в эпоху Хань

Усалко Всеволод Олегович
Будучи началом китайской культуры, источником и ресурсом китайской идеологии и национального духа, «Чжоу И» являет собой глубину духовной культурной структуры, образ жизни, этику, психологию общества Древ него Китая, оказав влияни
Читать PDF
352.13 кб

РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ХАНЬКОУ (КИТАЙ)

Шаронова Виктория Геннадьевна
Читать PDF
328.70 кб

Концептосфера пейзажной лирики Хань Дуна

Шулунова Ольга Васильевна
В работе рассматриваются концептуальные аспекты пейзажной тематики стихотворений Хань Дуна, позволяющие составить представление в целом о поэтической картине мира Хань Дуна.
Читать PDF
288.66 кб

Кризис 189-196 годов в империи Поздней Хань

Борисов Дмитрий Эдуардович
В статье рассматривается политический кризис 189-196 гг. в эпоху династии Поздняя Хань.
Читать PDF
329.97 кб

Керамические погребальные статуэтки эпохи Хань

Чэнь Юйлин Чэнь Юйлин
Ханьские погребальные статуэтки имели в истории Китая исключительное значение, они отразили философские и эстетические предпочтения жителей Китая в древности.
Читать PDF
788.96 кб

Концепт «Время» в поэтической картине мира Хань Дуна

Тугулова Ольга Доржиевна, Шулунова Ольга В.
В статье рассматриваются базовые и авторские метафоры концепта «время», формирующие поэтическую картину мира Хань Дуна.
Читать PDF
297.92 кб

Концепт «Судьба» в поэтической картине мира Хань Дуна

Шулунова Ольга Васильевна
В статье рассматриваются базовые и авторские апперцепции концепта «судьба», формирующие поэтическую картину мира Хань Дуна, анализируются некоторые метафоры, позволяющие эксплицировать данный концепт.
Читать PDF
182.22 кб

Политика Китая в Центральной Азии в эпоху династии Хань

Гусаков В.В.
Читать PDF
148.28 кб

Композиционные приемы и тематика эссе Хань Юя «Истоки пути»

Стеженская Лидия Владимировна
В статье анализируется одно из самых известных эссе Хань Юя (768-824), китайского поэта, прозаика и политического деятеля периода династии Тан.
Читать PDF
274.73 кб

Предки народа наси (по источникам эпохи Хань и Троецарствия)

Грачёва Юлия Александровна
Цель данной статьи проследить этногенез предков наси на самой ранней стадии формирования этого народа на основе сообщений из китайских исторических источников: «Ши цзи», «Хань шу», «Хоу-Хань шу», «Сань го чжи».
Читать PDF
576.84 кб

«Словарь Мацяо» Хань Шаогуна: дискуссия о литературном языке

Цыдыпова Ольга Яковлевна
В статье на примере произведения современного китайского писателя Хань Шаогуна «Словарь Мацяо» рассматривается роль литературного языка, его понимание автором, место и значение в культуре Китая.
Читать PDF
194.66 кб

Население Китая в эпоху Хань (206 г. До Н. Э. - 220 Г. Н. Э. )

Дикарев А.Д.
Читать PDF
92.12 кб

Западная политика империи Хань предпосылки, стратегия, результаты

Гусаков Владимир Владимирович
Из всех китайских династий Древнего мира Хань наиболее «западническая» с точки зрения максимального распространения крайних пределов китайских завоеваний в «Западном крае» (центральноазиатском макрорегионе).
Читать PDF
17.44 мб

Раскопки поселения Баян булаг в южной Гоби (ханьская крепость Шоусянчэн)

Ковалев А. А., Эрдэнэбаатар Д. , Матренин С. С., Гребенников И. Ю.
Читать PDF
1.41 мб

Особенности исторического сложения религий Хань и других национальностей Китая

Чен Хунцзе
Статья посвящена изучению различий между религиями национальных меньшинств и религией Хань, в том числе и рассмотрению условий развития исследуемых народов.

Похожие термины:

  • ХАНЬ ИН

    2 в. до н.э. Каноновед, основатель "учения Ханя о "[Каноне] песен" (Хань ши сюэ) в русле "школы текстов новых письмен" (цзимьвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Уроженец удела Янь (на совр. территории Пекина). В пе
  • ХАНЬ ЮЙ

    Хань Туйчжи, Хань Чанли (768-824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и учеником Ли ао (Ли Сичжи, 772-841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. пер
  • ХАНЬ СЮЭ

    Ханьское учение". Др. назв. - пу сюэ ("простое учение")- впервые встречается в "Хань шу" (1 в.), разд. "Жу линь чжуань" ("Жизнеописания конфуцианцев"). Оба термина имеют два осн. значения: 1. Традиция лексико-г
  • ВАН ХАНЬ

    ?—1018) — вьет. монах. Происходил из рода Нгуен, мирское имя неизвестно. В возрасте 21 года принял постриг в пагоде Лукто («Шестого патриарха»), принадлежал к 12-му «поколению» школы Винитаручи. В. X. прин
  • ХАНЬ ФЭЙ

    род. 288 - ум. 233 до Р. X.) - древнекит. философ. Своим образом мышления и мировоззрением связан с философией Лао-цзы и школой фацзя, рассматривал право и силу как основы искусства управления.
  • ХОУ ХАНЬ ШУ

    Кн. Поздней Хань", "История дин. Поздняя Хань". Историч. труд Фань Е (кон. 4 - нач. 5 в.), ученого из южнокит. гос-ва Сун. Охватывает пер. с кон. 1 в. до н.э. по нач. 3 в. н.э. В конф. традиции получил статус нормати
  • ХУ ХАНЬМИНЬ

    Ху Чжаньтан. 1879, Гуанчжоу пров. Гуандун,- 5.1936, там же. Один из руководителей и теоретиков партии Гоминьдан. Учился в частной школе, выдержал экзамены на первую ученую степень сюцай. В 1902 нек-рое время
  • Хань Сян-цзи

    в даосской китайской мифологии один из восьми бессмертных. Хань Сян-цзи был племянником Хань Юя (768 – 824 годы), знаменитого поэта и ученого времен династии Тан, конфуцианца и рационалиста, не веривш
  • ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ

    (Han Fei-tse) — китайский философ; ум. в 233 до н. э.; своим образом мышления и мировоззрением связан с философией Лао-цзы и школой фацзя, рассматривал право и силу как основы искусства управления. Собр. соч.
  • ХАНЬЛИНЬ АКАДЕМИЯ

    Гос. институция в старом Китае, совмещавшая функции культурного учреждения, имп. канцелярии по особо важным делам и органа идеологич. контроля. Создана в 738 для составления проектов указов и науч. т