ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ»
) восстанавливаемое по цитатам из позднейших авторов собрание гексаметров, возникшее в кон. 2 в.; отражает среднеплатонические представления о божестве и структуре универсума с сильной гностической окраской, отмеченные влиянием восточной теургии и магии. Из философов того времени наиболее близок «Халдейским оракулам» Нумений. Во главе иерархии универсума — отец (или отчая монада отчее начало, надмирная отчая бездна, а также отчий, или первый, ум и т. п.), трансцендентный миру, погруженный в безмолвие и невыразимый, иногда описываемый как невещественный тонкий огонь. Отец вместе с мощью и умом (каковой есть второй ум, а также 1еката, объединяющая отца и его мощь, демиург и мировая душа) составляют триаду умопостигаемого мира: в ней — засевы всех вещей, ее отблески — во всех мирах. Затем — боги, находящиеся выше небесных сфер (): передающие волю отца Иинги, уподобители и хранители, или стражи; и боги, находящиеся на небесных сферах (). Человеческая душа, искра небесного огня, по своеволию низвергается в здешний мир и облекается телом. Но если ей удается очиститься, она избегает неразумия рока, вновь восходит в мир горний и возвращается к отцу. Начиная с Ямвлиха, «Халдейские оракулы» становятся одним из священных текстов школьного платонизма в Сирийской, Пергамской и Афинской школах, чтение которого наряду с орфическими теогониями завершало курс платоновской философии. Совмещение содержащихся в «Халдейских оракулах» среднеплатонических элементов с платонизмом плотиновской и постплотиновской разработки составляло одну из существенных проблем в освоении этого текста; однако потребность в священном тексте, обострившаяся в платонизме, оценившем к концу 3 в. значение христианства и роль Священного Писания, заставляла находить решения. Авторы, наиболее отмеченные влиянием оракулов, — Порфирий, Ямвлих, Арнобий, Марий Викторин, Синесий, Прокл, Дамаский, Михаил Пселл, Георгий Гемист Плифон. Сочинение Порфирия «О философии, почерпнутой из оракулов» (большинство фрагментов в «Подготовке Евангелия» Евсевия), показывающее необходимость почитать разных оракулов, содержало (Леви) или должно было бы содержать (Доддс) отсылки и к «Халдейским оракулам», хотя у большинства исследователей (начиная с Вольфа, издавшего эти фрагменты Порфирия в 1856) это вызывает сомнение. Но в «О нисхождении души» (множество цитат и ссылок прежде всего у Августина в кн. «О граде Божьем», гл. 9,10,16, 21, 26—29) уже обильно цитируются «Халдейские оракулы». Порфирий объясняет значение халдейской теургии для очищения неразумной части души и восхождения ее к горнему миру до уровня звезд, отводя более высокую роль философии, единственно способной полностью очистить избранные души и возвести их к более высокому началу. Помимо этого Порфирию принадлежали «Комментарий на [оракулы] Юлиана Халдея» («Суда»), «Толкование [халдейских] оракулов» (loh. Lyd. De Mensibus 4,540) и некая книга, в которой толкуются ( ) «Халдейские оракулы» (Эней из 1азы, «Теофраст», р. 45, 4 Colonna), их соотношение между собой и другими его сочинениями крайне проблематично. Благодаря Порфирию «Халдейские оракулы» знают латинские авторы (Арнобий, возможно, Лакганпий, Марий Викторин, Августин) и Синесий.
В отличие от Порфирия Ямвлих и вслед за ним Прокл, по замечанию Пселла, признают превосходство «Халдейских оракулов» перед методами традиционной греческой философии. Ямвлиху принадлежало сочинение о «Халдейских оракулах», Дамаский (De prim. princ. II l, l, p. l, 8 Vfesterink и примечания к этому месту на с. 215—216) ссылается на 28-ю кн. его «Халдейской теологии». Однако в дошедших до нас его сочинениях — прежде всего в «Египетских мистериях» — можно найти только аллюзии к «Халдейским оракулам» (сводка в изд. des Places, p. 24—29). Прокл изучал тексты Порфирия и Ямвлиха, посвященные «Халдейским оракулам» (Marin. Vita Procli, 26), и сам написал к ним комментарий.
Характер текста и, вероятно, историю создания «Халдейских оракулов» на основе свидетельств Михаила Пселла, опиравшегося на Прокла (см. Appendice в изд. des Places), можно представить так: Юлиан Халдей мог вопрошать самого Платона и фиксировать как оракулы платоновские речения, которые сходили с уст Юлиана-сына, которого он использовал как медиума (А. Д. Саффре). Само появление этого текста в конце 2 в. свидетельствует о том, что язычники оценили значение Священного Писания христиан для построения истинного учения (ср. & Цельса) и таким экстравагантным образом обеспечили последующий платонизм «священным текстом».
Фрагм.: Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hildesheim, 1962); Oracles Chaldaque avec un choix de commentaires anciennes, texte et. et trad. par Ed. des Places, 3-е tir. revu et corrige par A. Segonds. P., 1996. Лит.: Eclogae e Procio de philosophia chaldaica, ed. A. Jahn. Halle, 1891; Bideti. Vie de Porphyre. Gand., 1913 (repr. Hildesheim, 1964); Theiler W. Die chaldaschen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942, перепечатано в: Forschungen zum Neuplatonismus. B., 1966; Cumont F. Lux perpetua. P., 1949; Festugiere A.-I. Hermetisme et mystique paenne. P., 1967; Idem. La Revelation dHermes Trismegiste, vol. 3. P., 1953; Kroll G. De oraculis chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hildesheim, 1962); Levy H. Chaldaen Oracles and Theurgy. Le Caire, 1956; nouvelle edition par M.Tardieu. P., 1978 (в этом новом издании Complements, среди которых: Dodds E. R. New Light on the «Chaldaean Oracles» e Hadot. P., Bilan et perspectives sur les «Oracles chaldaques»); Saffrey H. D. Les neoplatoniciens et les oracles chaldaques.— «Revue des Etudes Augustiniennes» 1981, 27, p. 209—225 (= Recherches sur le neoplatonisme apres Plotin. P., 1990, p. 63—79); Idem. Nouveaux oracles chaldaques dans les scholies du Paris. Gr. 1853.— «Revue de Philologie», 1969, 43, p. 59—72 (= Recherches sur le neoplatonisme apres Plotin. P., 1990, p. 81—94); Woodhouse G. M, Gemistos Plethon. The Last of the Hellenes. Oxf., 1986 (особенно р. 48—61: The Chaldaen Oracles); Hadot P. Theologie, exegese, revelation, ecritures, dans la philosophie grecque.— Les regles de linterpretation, ed. par M. Tardieu. P., 1987.
Ю. А. Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия

ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ
«ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ» (7? ??? ???8???? ?????), восстанавливаемое по цитатам из позднейших авторов собрание гексаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделенные на 190 фрагментов), возникшее в кон. 2 в. н. э.; отражает среднеплатонические представления о божестве и структуре универсума с сильной гностической окраской, отмеченные влиянием восточной теургии и магии. Из философов того времени наиболее близок «X. О.» Нумений Апамейский.     Во главе иерархии универсума - отец (или отчая монада, ????? ???????, отчее начало, надмирная отчая бездна, а также отчий, или первый ум и т. п.) трансцендентный миру, погруженный в безмолвие и невыразимый, иногда описываемый как невещественный тонкий огонь. Отец вместе с мощью и умом (каковой есть второй ум, а также Геката, объединяющая отца и его мощь, демиург и мировая душа) составляет триаду умопостигаемого мира: в ней - засевы всех вещей, и ее отблески - во всех мирах. Затем -боги, находящиеся выше небесных сфер (??????): передающие волю отцаИинги, уподобители и хранители, или стражи; и находящиеся на них (???????). Человеческая душа, искра небесного огня, по своеволию низвергается в здешний мир и облекается телом. Но если ей удается очиститься, она избегает неразумия рока, вновь восходит в мир горний и возвращается к Отцу.     Начиная с Ямвлиха «X. О.» становятся одним из священных текстов школьного платонизма в Сирийской, Пергамской и Афинской школах, чтение которого наряду с орфическими теогониями завершало курс платоновской философии. Совмещение содержащихся в «X. О.» среднепла-тонических элементов с платонизмом плотиновской и постплотиновской разработки составляло одну из существенных проблем в освоении этого текста; однако потребность в священном тексте, обострившаяся в платонизме, оценившем к кон. 3 в. значение христианства и роль Священного Писания, заставляла находить решения.     Авторы, наиболее отмеченные влиянием оракулов, - Порфирий, Ямв-лих, Арнобий, Марий Викторин, Синесий, Прокл, Дамаский, Михаил Пселл, Георгий Гемист Плифон.     Соч. Порфирия «О философии, почерпнутой из оракулов» (большинство фрагментов в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия), показывающее необходимость почитать разного оракулы, содержало (Леви) или должно было бы содержать (Доддс) отсылки и к «X. О.», хотя у большинства исследователей (начиная с издателя фрагментов этого соч. Порфирия Вольфа в 1856) это вызывает сомнение. Но в его же «О нисхождении души» (множество цитат и ссылок прежде всего у Августина в кн. X «О граде Божием», гл. 9, 10, 16, 21, 26-29) уже, во всяком случае, обильно цитируются «X. О.» Порфирий объясняет роль халдейской теургии для очищения неразумной части души и восхождения ее к горнему миру до уровня звезд, более высокую роль отводя философии, единственно способной полностью очистить избранные души и возвести их к более высокому началу. Помимо этого Порфирию принадлежали «Комментарий на [оракулы] Юлиана Халдея» в 4 кн. (Suda, s. ?. ?????????), «Толкование [халдейских] Оракулов» (Jo. Lyd. 4, 540 и некая книга, которая толкует (etV ????? ???????) «Халдейские оракулы» (Aeneas. Theophr. 45, 4 Colonna), соотношение которых между собой и другими его соч. крайне проблематично. Через Порфирия «X. О.» знают латинские авторы (Арнобий, возможно, Лактанций, Марий Викторин, Августин) и Синесий.     В отличие от Порфирия Ямвлих и вслед за ним Прокл, по замечанию Михаила Пселла, признают превосходство «X. О.» перед методами традиционной греческой философии. Ямвлиху принадлежало соч. о «X. О.». Дамаский (De princ. II 1, 1, p. 1, 8 Westerink и примеч. к этому месту: р. 215— 216) ссылается на 28-ю кн. его «Халдейской теологии». Однако в дошедших до нас его соч. - прежде всего в «Египетских мистериях» - мы находим только аллюзии к «X. О.» (сводка в изд. Des Places, p. 24-29).     Прокл изучал тексты Порфирия и Ямвлиха, посвященные «X. О.» (Marin. V. Рг. 26), и сам написал к ним комментарий.     Характер текста и, вероятно, историю создания «X. О.» на основе свидетельств Михаила Пселла, опиравшегося на Прокла (см. Appendice в изд. Des Places), можно представить так: Юлиан Халдей мог вопрошать самого Платона и фиксировать как оракулы платоновские речения, которые сходили с уст Юлиана сына, которого он использовал как медиума (А. Д. Саффре). Само появление этого текста в конце 2 в. свидетельствует о том, что язычники оценили значение Священного Писания христиан для построения истинного учения (ср. ?????? ????? Целъса) и таким экстравагантным образом обеспечили последующий платонизм «священным текстом».     Фрагм.: Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hldh., 1962); Oracles Chalda?que avec un choix de commentaires anciennes. Texte et. et trad, par Ed. Des Places, rev. et corrig? par A. Segonds. P., 19963; MajercikR. The Chaldaean Oracles: Text, Translation and Commentary. Leiden, 1989.     Лит.: Eclogae e Proclo de philosophia chaldaica. Ed. A. Jahn. Halle, 1891; Bidez J. Vie de Porphyre. Gand, 1913 (Hldh., 1964); Cumont F. Lux perp?tua. P., 1949; Festugiure A.-J. Herm?tisme et mystique pa?enne. P., 1967; Idem. La R?v?lation d´Herm?s Trism?giste. P., 1953. Vol. III; Kroll G. De oraculis chaldaicis. Breslau, 1894 (Hldh., 1962); LewyH. Chaldaen Oracles and Theurgy. Le Caire, 1956, nouv. ?d. par M. Tardieu. P., 1978; в этом нов. изд. Compl?ments, среди которых: Dodds E. R. New Light on the «Chaldaean Oracles» и HadotP. Bilan et perspectives sur les «Oracles chalda?ques»; Theiler W. Die chalda?schen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942 (= Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966); Woodhouse G. M. Gemistos Plethon, The Last of the Hellenes. Oxf., 1986 (особ.: р. 48-61: The Chaldaen Oracles); Saffrey H. D. Les n?oplatoniciens et les oracles chalda?ques, - REAug 27, 1981, p. 209-225 (= Idem. Recherches sur le n?oplatonisme apr?s Plotin. P., 1990, p. 63-79); Idem. Nouveaux oracles chalda?ques dans les scholies du Paris. Gr. 1853, - RevPhil 43, 1969, p. 59-72 (= Idem. Recherches sur le n?oplatonisme... p. 81-94); Hadot P. Th?ologie, ex?g?se, r?v?lation, ?critures, dans la philosophie grecque, - Les r?gles de l´interpr?tation. Ed. par M. Tardieu. P., 1987; Van Liefferinge C. La Th?urgie, des Oracles Chalda?ques ? Proclus. Li?ge, 1999; MajercikR. Chaldean Triads in Neoplatonic Exegesis: Some Reconciderations, -CQ 51, 1,2001, p. 265-296.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
115.74 кб

Герметизм. "Халдейские оракулы" (Библиографические обзоры)

Афонасин Евгений Васильевич