ХАЛЛАДЖ Хусеян ибн МансурХАЛЬБВАКС Морис

ХАЛЬБВАКС

Найдено 2 определения термина ХАЛЬБВАКС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ХАЛЬБВАКС (Морис)

французский математик и социолог (Реймс, 1877 — умер в депортации в Бухенвальде, 1945). Ученик Дюркгейма, профессор в Каене, Страсбурге, Париже. Изучал, в частности, проблему уровней жизни и эволюцию потребностей в обществе. Его работы, посвященные памяти, обнаруживают, что воспоминание, и в частности «локализация» воспоминаний, возможно лишь при наличии ориентиров, позаимствованных в социальной жизни (праздники, события, отразившие наши отношения с другими, и т.д.); его теория памяти как социального факта, концепция самоубийства и его связи с социальным «одиночеством» («мы тем меньше дорожим собой, когда мы лишь собой и дорожим») углубляют связь психологии и социологии, что получило большой резонанс. Его работы: «Рабочий класс и уровень жизни» (1913), «Социальные рамки памяти» (1925), «Причины самоубийства» (1930), «Эволюция потребностей рабочего класса» (1933) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ХАЛЬБВАКС

Halbwachs), Морис (11 марта 1877 – 16 марта 1945) – франц. социолог, последователь Дюркгейма, проф. социальной психологии ун-та в Страсбуре, Сорбонны и Коллеж де Франс. Участник Сопротивления, погиб в концлагере Бухенвальд. Вначале занимался историей философии, затем социологией и социальной психологией. Изучал проблемы потребления и социальной структуры населения ("Рабочий класс и уровень жизни" – "La classe ouvri?re et les niveaux de vie", P., 1913; "Эволюция потребностей социальных и трудящихся классов" – "L´?volution des besoins dans les classes sociales et ouvri?res", P., 1933). Понятие класса, по X., связано не только с профессией и размером дохода, но и определ. системой ценностей и идеалов. X. продолжил начатое Дюркгеймом социологич. изучение проблемы самоубийства. Он усовершенствовал методику исследования и показал значение в качестве причины самоубийств неприспособленности людей к новым условиям жизни, вызванной быстрым процессом урбанизации ("Причины самоубийства" – "Las causes du suicide", P., 1930). В своих исследованиях широко применял статистич. методы. Важное место в исследованиях X. занимает проблема памяти. X. различает индивидуальную и коллективную память; первая, по X., обусловлена коллективным взаимодействием; коллективная память существует наряду с индивидуальной и развивается по своим законам (см. "La m?moire collective", P., 1950, p. 36). Исходя из концепции Дюркгейма о коллективных представлениях, к-рые подчиняют себе психику индивида, X. видит явления памяти прежде всего в наличии обществ. институтов, традиций, обычаев, верований и т.д. Воспоминания возникают не сами по себе, а лишь под влиянием требований "извне", исходящих от общества: наше окружение есть источник воспоминаний, оно определяет необходимость воспроизведения, создает вехи, точки отсчета для упорядочения воспоминаний во времени и пространстве. Воспоминания других, проявляющиеся в акте коммуникации, есть опора и для воспоминаний индивида. Благодаря использованию общих понятий, в первую очередь времени и пространства (последние, согласно школе Дюркгейма, – результат обществ. сознания), человек в акте воспоминаний не может отдифференцировать образ, локализованный в месте и времени, от социального опыта своего окружения. Единств. случай – состояние сна – где появление образов не обусловлено непосредственно воздействием среды и где поэтому нет никакого их упорядочивания, есть не проявление памяти, а ее отрицание. Все это, по мнению X., ставит под сомнение традиционное представление о механизмах памяти как о репродукции следов или "перевода" воспоминания из бессознательного в сознание; по X., индивид не репродуцирует, а реконструирует прошлое при познании настоящего. "Социальные рамки памяти" ("Les cadres sociaux de la m?moire", P., 1925) – это не "пустые формы", заполняемые суммой индивидуальных воспоминаний, и не только насильств. навязывание "извне", но гл. обр. механизм, инструмент, с помощью к-рого коллективное сознание воздействует на индивида. Концепция X. нашла продолжение гл. обр. в работах о памяти франц. психологов и психопатологов (П. Жане, Ж. Деле). Соч.: Leibniz, P., 1907; La th?orie de l´homme moyen, essai sur Qu?telet et la statistique morale, P., 1913; Les origines du sentiment religieux d´apr?s Durkheim, P., 1925; Morphologie sociale, P., 1938; La m?moire collective, P., 1950; Esquisse d´une psychologie des classes sociales, P., 1955 (англ. пер., L., 1958); в рус. пер. – Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932. Лит.: Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 308–31; Беккер Г., Босков ?., [сост.], Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961, с. 449, 728–30; Friedmann G., M. Halbwachs, "Europe", 1946, No l, p. 45–54. M. Роговин. Москва. О. Тутунджян. Ереван.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ХАЛЬБВАКС — 0

Найдено научныех статей по теме ХАЛЬБВАКС — 0

Найдено книг по теме ХАЛЬБВАКС — 0

Найдено презентаций по теме ХАЛЬБВАКС — 0

Найдено рефератов по теме ХАЛЬБВАКС — 0