ГЮЙГЕНС ХристианГЮЙО Жан Мари

ГЮЙО

Найдено 3 определения термина ГЮЙО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЮЙО (Жан Мари)

французский философ (Лаваль, 1854 — Ментона, 1888). Автор «Эскиза морали без обязательств и санкций» (1884), где особая роль отводится человеческой солидарности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Гюйо

1854 - 1888) - французский философ и поэт. Главные сочинения: "Мораль без долга и санкции", "Проблемы современной эстетики" и "Безверие будущего". Основой морали с точки зрения Гюйо является не эгоистический расчет и не абстрактное сознание долга, а стремление к возможно более полному и широкому развитию жизнедеятельности. Расширение жизни во всех направлениях, расширение общения с людьми есть основа альтруизма и социальных отношений. Ценность искусства также заключается в том, что оно есть творческое расширение жизни. Что касается религии, то, с одной стороны, Гюйо понимал, что никакая догматическая религия не будет возможна в будущем, но в то же время он полагал, что крушение всех догматических форм вызовет широкое развитие личного религиозного творчества, под которым он разумел стремление постигнуть высшую связь всего существующего, выходящую за пределы строго научного знания. /Т. 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГЮЙО

Guyau), Жан Мари (28 окт. 1854 – 31 марта 1888) – франц. философ-позитивист. Проф. лицея Кондорсе (Париж). Первая опубликованная работа – перевод Эпиктета (1875), затем трактат "Мораль Эпикура" ("La morale d?Epicure...", 1878), "Современная английская мораль" ("La morale anglaise contemporaine", 1879) и др. Г. писал также стихи, драматич. произв. Толкование Г. бытия основано на неправильном понимании жизни лишь как биологич. процесса, высшим выражением к-рого являются иск-во и нравственность. Г. много писал о социальном содержании иск-ва, морали и религии, однако социальное имеет у него биологич. смысл и понимается как гармония, солидарность организмов. Иск-во, по Г., создается носителями высшей "жизненной интенсивности" – гениями, интеллигенцией, к-рые живут в стороне от действительности; не среда определяет их формирование, а наоборот, будто бы они влияют на обществ. среду, создавая эстетич. эмоции социального порядка, т.е. содействующие гармонии. Г. делил иск-во на высшее и низшее, т.е. народное. Иск-во, по Г., есть результат интенсивного избытка жизненных сил, сложная деятельность, требующая напряж. труда. С этой т. зр. Г. выступал против теории иск-ва как игры ("Проблемы современной эстетики" – "Les probl?mes de l´esth?tique contemporaine", 1884, рус. пер. 1889; "Искусство с точки зрения социологии" – "L´art au point de vue sociologique", 1889, рус. пер. 1891). На биологич. понимании природы человека построены рассуждения Г. о нравственности, толкуемой как внутр. необходимость, обеспечивающая равновесие жизненных сил. Нравственность, по Г., не нуждается ни в идее долга, ни в санкциях – она явление природное. В будущем обществе Г. предполагал автономную нравственность, не имеющую законов, обязательных для всех. Религию Г. рассматривал как способ фантастического объяснения всего существующего по аналогии с человеч. обществом. В рецензии на книгу Г. "Безверие будущего" ("L´Irr?ligion de l´avenir", 1887, рус. пер. 1908) Плеханов указывал, что Г. свойствен взгляд на религию как на универсальный социоморфизм (см. Соч., т. 17, 1925, с. 341). Г. считал, что с эволюцией человека религ. формы отпадут и в этом смысле общество будет нерелигиозным. Однако он пришел к некой новой религии духа, основанной на возвыш. эмоциях. Общество будущего Г. рисовал в виде гармонич. солидарностей умов, воли и эмоций. Деление человечества на интеллигенцию – творцов, и народ – пассивную, воспринимающую массу, совмещалось у Г. с отрицат. отношением к теории "рабов и господ", что придавало его философии либеральную окраску. Соч.: Esquisse d´une morale sans obligation, ni sanction, 21 ?d., P., 1935; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–5, СПБ, 1898–1901. Лит.: ?адлов Э., Принципы философии Гюйо, "Журнал М-ва Народн. просвещения", 1894, No 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, "Образование", 1896, No 2–3, отдел 2; Аничков Е., Очерк развития эстетических учений, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 6, вып. 1, Харьков, 1915, с. 160–65; Fouill?e А., La morale, l´art et la religion d´apr?s m. Guyau, 4 изд., P., 1901; Bergmann ?., Die philosophie Guyaus, Lpz., 1912. Н. Козюра. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГЮЙО — 0

Найдено научныех статей по теме ГЮЙО — 0

Найдено книг по теме ГЮЙО — 0

Найдено презентаций по теме ГЮЙО — 0

Найдено рефератов по теме ГЮЙО — 0