ГЮЙО ЖАН МАРИ

Найдено 6 определений термина ГЮЙО ЖАН МАРИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЮЙО ЖАН МАРИ

французский философ (Лаваль, 1854 — Ментона, 1888). Автор «Эскиза морали без обязательств и санкций» (1884), где особая роль отводится человеческой солидарности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ГЮЙО Жан Мари

1854-1888) - фр. философ-позитивист. В религии Г. видел фантастич. объяснение окружающего мира по аналогии с человеч. обществом. Религия, по Г., изменяется вместе с эволюцией общества и в будущем исчезнет. Однако Г. считал возможным распространение новой религии, основанной на высш. эмоциях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ГЮЙО (Guyau) Жан Мари

род. 28 okt. 1854, Лаваль - ум. 31 марта 1888, Ментона) - франц. философ, выдающийся представитель философского эволюционизма и экстатического витализма во Франции ("франц. Ницше"). Все бытие, по Гюйо, обладает универсальным жизненным порывом, из которого эволюционноисторическим методом можно вывести этику, религию и эстетику. Возможно большее развертывание жизни, будучи целью природы, является также моральным законом. При этом важнейшее значение имеют чувства симпатии и жизнь в общении, в то время как изоляция и эгоизм безнравственны, поскольку ограничивают человека. Религия - чувство жизненной общности человека с космосом. Осн. произв.: "Esquisse d&une morale sans obligation ni sanction", 1885; "L&irreligion de l&avenir", 1887; "L&art au point de vue sociologique", 1889.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЮЙО ЖАН МАРИ

1854 - 1888) - французский философ и поэт. Главные сочинения: "Мораль без долга и санкции", "Проблемы современной эстетики" и "Безверие будущего". Основой морали с точки зрения Гюйо является не эгоистический расчет и не абстрактное сознание долга, а стремление к возможно более полному и широкому развитию жизнедеятельности. Расширение жизни во всех направлениях, расширение общения с людьми есть основа альтруизма и социальных отношений. Ценность искусства также заключается в том, что оно есть творческое расширение жизни. Что касается религии, то, с одной стороны, Гюйо понимал, что никакая догматическая религия не будет возможна в будущем, но в то же время он полагал, что крушение всех догматических форм вызовет широкое развитие личного религиозного творчества, под которым он разумел стремление постигнуть высшую связь всего существующего, выходящую за пределы строго научного знания. /Т. 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГЮЙО Жан-Мари

28 октября 1854, Лаваль31 марта 1888, Ментон) — французский философ-спиритуалист, исследователь проблем этики и эстетики. Приемный сын А. Фулье, рано проявил интерес к проблемам философии и морали; в 19 лет получил почетную премию от Академии моральных и политических наук за работу, посвященную истории утилитаристских взглядов в морали от Эпикура до современных философов; с 1874 преподавал философию в парижском лицее Кондорсе. Тяжелое заболевание заставило оставить начатую преподавательскую карьеру и переселиться сначала в Италию, а затем в Прованс, где он и умер от туберкулеза в возрасте 33 лет.

В центре философии Гюйо—идея жизни как фундаментального принципа всех философских ценностей, основы и движущей силы человеческого бытия. Этико-эстетический витализм Гюйо близок философии жизни: человеком управляет слепая, морально индифферентная жизненная сила, происходящая из скрытых глубин его бытия; ей свойственна постоянно возрастающая интенсивность. «Сознание является разлагающей силой», поскольку может «при помощи ясности анализа разрушать все то, что накоплено неясным синтезом наследственности» («Esquisse dune morale sans lobligation ni sanction». P., 1885, p. 245). Цель морали — восстановление гармонии между рефлексией и спонтанностью, мораль способна выполнить эту задачу, поскольку «наиболее интенсивная и наиболее экстенсивная жизнь» объединяет в себе эгоизм и альтруизм. Эгоизм для Гюйо — это мутация жизни, поэтому долг каждого человека соотносим с жизненной энергией этого человека.

Прекрасное, по мнению Гюйо, есть все то, что усиливает нашу жизненную силу. Эстетическое переживание носит общественный характер, так искусство пытается возвеличить индивидуальную жизнь, чтобы позволить ей соприкоснуться с всеобщей жизнью («Искусство с социологической точки зрения»—Lart au point de vue sociologique. P., 1889; рус. пер. 1900).

В своей последней работе «Иррелигиозность будущего» (Irreligion de Г avenir. P., 1887) Гюйо высказывает уверенность, что со временем религия освободится от догм и перестанет зависеть от веры в трансцендентную силу; от этого она не перестанет существовать, ибо связана с чувством физической, моральной и социальной зависимости от Универсума и распространяющегося от него источника жизни; религия понимается Гюйо как универсальный социоморфизм.

Соч.: Les problems de lesthetique contemporaine. P., 1884; La Genese de lidee de Temps. P., 1890; Education et Heredite. P., 1889; в рус. пер.: Нравственность без обязательств и без санкции. М., 1923. Лит.: fbullieA. La Morale, lart et la religion dapres Guyau. P., 6 ed., 1906; Guyau and the idea of time, ed. by J. A. Michon et al. Amst., 1988.

M. M. Федорова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЮЙО ЖАН МАРИ

Guyau), Жан Мари (28 окт. 1854 – 31 марта 1888) – франц. философ-позитивист. Проф. лицея Кондорсе (Париж). Первая опубликованная работа – перевод Эпиктета (1875), затем трактат "Мораль Эпикура" ("La morale d?Epicure...", 1878), "Современная английская мораль" ("La morale anglaise contemporaine", 1879) и др. Г. писал также стихи, драматич. произв. Толкование Г. бытия основано на неправильном понимании жизни лишь как биологич. процесса, высшим выражением к-рого являются иск-во и нравственность. Г. много писал о социальном содержании иск-ва, морали и религии, однако социальное имеет у него биологич. смысл и понимается как гармония, солидарность организмов. Иск-во, по Г., создается носителями высшей "жизненной интенсивности" – гениями, интеллигенцией, к-рые живут в стороне от действительности; не среда определяет их формирование, а наоборот, будто бы они влияют на обществ. среду, создавая эстетич. эмоции социального порядка, т.е. содействующие гармонии. Г. делил иск-во на высшее и низшее, т.е. народное. Иск-во, по Г., есть результат интенсивного избытка жизненных сил, сложная деятельность, требующая напряж. труда. С этой т. зр. Г. выступал против теории иск-ва как игры ("Проблемы современной эстетики" – "Les probl?mes de l´esth?tique contemporaine", 1884, рус. пер. 1889; "Искусство с точки зрения социологии" – "L´art au point de vue sociologique", 1889, рус. пер. 1891). На биологич. понимании природы человека построены рассуждения Г. о нравственности, толкуемой как внутр. необходимость, обеспечивающая равновесие жизненных сил. Нравственность, по Г., не нуждается ни в идее долга, ни в санкциях – она явление природное. В будущем обществе Г. предполагал автономную нравственность, не имеющую законов, обязательных для всех. Религию Г. рассматривал как способ фантастического объяснения всего существующего по аналогии с человеч. обществом. В рецензии на книгу Г. "Безверие будущего" ("L´Irr?ligion de l´avenir", 1887, рус. пер. 1908) Плеханов указывал, что Г. свойствен взгляд на религию как на универсальный социоморфизм (см. Соч., т. 17, 1925, с. 341). Г. считал, что с эволюцией человека религ. формы отпадут и в этом смысле общество будет нерелигиозным. Однако он пришел к некой новой религии духа, основанной на возвыш. эмоциях. Общество будущего Г. рисовал в виде гармонич. солидарностей умов, воли и эмоций. Деление человечества на интеллигенцию – творцов, и народ – пассивную, воспринимающую массу, совмещалось у Г. с отрицат. отношением к теории "рабов и господ", что придавало его философии либеральную окраску. Соч.: Esquisse d´une morale sans obligation, ni sanction, 21 ?d., P., 1935; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–5, СПБ, 1898–1901. Лит.: ?адлов Э., Принципы философии Гюйо, "Журнал М-ва Народн. просвещения", 1894, No 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, "Образование", 1896, No 2–3, отдел 2; Аничков Е., Очерк развития эстетических учений, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 6, вып. 1, Харьков, 1915, с. 160–65; Fouill?e А., La morale, l´art et la religion d´apr?s m. Guyau, 4 изд., P., 1901; Bergmann ?., Die philosophie Guyaus, Lpz., 1912. Н. Козюра. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГЮЙО ЖАН МАРИ — 0

Найдено научныех статей по теме ГЮЙО ЖАН МАРИ — 0

Найдено книг по теме ГЮЙО ЖАН МАРИ — 0

Найдено презентаций по теме ГЮЙО ЖАН МАРИ — 0

Найдено рефератов по теме ГЮЙО ЖАН МАРИ — 0