ГЕСТИЯГЕТЕ Иоганн Вольфганг

ГЁТЕ

Найдено 1 определение:

ГЁТЕ

Goethe), Иоганн Вольфганг (28 авг. 1749 – 22 марта 1832) – нем. поэт, естествоиспытатель и мыслитель. В 1765–68 Г. учился в Лейпцигском, в 1770–71 – в Страсбургском ун-те, к-рый присудил ему ученую степень лиценциата права. В эти годы Г. вместе с Гердером – один из вождей первого общенем. Антифеод. обществ.-лит. движения "Буря и натиск". Новый период в жизпи и творчестве Г. начался после переезда в 1775 в Веймар. При веймарском дворе Г. занимал пост министра. Противоречие между офиц. положением Г. и его научной деятельностью наложило отпечаток на все его дальнейшее творчество. Идеи Г. сыграли большую роль в развитии философской мысли. Формирование мировоззрения Г. проходило под влиянием Гердера, Руссо, Спинозы, "Этику" к-рого Г. называл книгой, более всего совпадающей с его воззрениями. Материалистич. пантеизм Спинозы Г. пытался соединить с идеей развития. Это обусловило его отрицат. отношение к механицизму франц. материалистов, в частности Гольбаха (см. Соч., т. 10, М., 1937, с. 48–50). Поскольку, однако, материализм самого Г. носил гилозоистич. характер, он, критикуя механицизм, не смог развить диалектич. взгляда на эволюцию органич. мира и вынужден был прибегать к идеалистич. понятиям "энтелехии", "монады", заимствованным у Аристотеля и Лейбница. Диалектич. искания определили отношение Г. и к совр. ему нем. идеалистич. философии. Не соглашаясь с резко отрицат. отношением Гердера к Канту, Г. высоко оценил критику Кантом вольфианской телеологии. Однако Г. выступал против агностицизма Канта и Галлера, на что обратил внимание Энгельс (см. "Диалектику природы", 1955, с. 191). О Гегеле Г. отзывался с большим уважением, хотя и не разделял его идеалистич. взглядов. Г. не соглашался со стремлением Гегеля включить "в философию христианскую религию, которой там совершенно нечего делать" ("Goethes Gespr?che mit Eckermann", В., 1955, S. 445; запись от 4 февр. 1829). Антипатия к религии и церкви была характерной чертой мировоззрения Г.: "Гете, – писал Энгельс, – неохотно имел дело с "богом"; от этого слова ему становилось не по себе; только человеческое было его стихией..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 594). Г. был враждебен спиритуалистич. христ. этике (как и этике Канта), возвышающей дух за счет принижения плоти. В противоположность христианству он защищал гуманистич. идеал целостного человека, гармонично развитого духовно и телесно. Источник религии Г. видел в невежестве людей. "Бог-природа" – это для Г. лишь художеств. образ объективной реальности. Осн. принципы диалектики Г. – полярность и восхождение. Каждое явление имеет противоположность. Их взаимодействие приводит к возникновению третьего явления, к-рое стоит на более высокой ступени развития. Развитие идет через отрицание старого, отжившего. Г. видел творч., положит. роль отрицания и в образе Мефистофеля воплотил идею всеотрицающей силы, "желавшей вечно зла, творившей лишь благое". Вместе с тем в понимании противоречия Г. не дошел до признания "борьбы" противоположностей, как движущей силы развития. Развитие представлялось ему постепенным процессом без скачкообразных переходов. Отрицание скачков в природе находило обоснование в гилозоистич. т. зр., согласно к-рой вся материя обладает духовными потенциями. Ценные мысли Г. высказал о диалектике категорий части и целого, единого и многообразного, особенного и всеобщего, сущности и явления. Он подчеркивал их взаимосвязь, взаимопроникновение. Г. старался найти особенное, наиболее полно раскрывающее всеобщее. Это особенное – явление, воплощающее в себе всеобщее, сущность, – Г. назвал "первоявлением" ("Urph?nomen"; напр., "перворастение", "первоживотное"). Значит. внимание уделял Г. проблеме науч. метода. В работе "Анализ и синтез" ("Analyse und Synthese", 1829) он подчеркивал неразрывное единство этих двух путей науч. исследования. Г. – поборник единства теории и практики. "В начале было дело" – эти слова, вложенные Г. в уста Фауста, – его исходный гносеологич. принцип. Подчеркивая значение эксперимента для науки, Г. указывал на важность теоретич. обобщения ("Опыт как посредник между субъектом и объектом" – "Der Versuch als Vermittler von Objekt zu Subjekt", 1792). В области естествознания Г. был сторонником эволюц. идей. В 1784 он открыл у человека межчелюстную кость, наличие к-рой явилось аргументом для доказательства связи между животными и людьми. В трактате "Метаморфоз растений" ("Die Methamorphose der Pflanzen...", 1790) Г. выступил против идеи Линнея о неизменяемости видов. Эволюц. идей Г. придерживался также и в геологии. Энгельс назвал имя Г. наряду с именем Ламарка в числе ученых, предвосхитивших позднейшую теорию развития (см. "Людвиг Фейербах...", 1955, с. 22). Диалектика Г. – это не только диалектика природы: плодотворный материал для филос. обобщений Г. искал и находил в совр. истории. Обществ. взгляды Г. с наибольшей полнотой воплощены в его художеств. произведениях и в первую очередь в "Фаусте", в к-ром, по выражению Белинского, "выразилось все философское движение Германии" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 797). Гл. движущая сила историч. процесса, смысл человеч. существования – деятельность, труд. Эти идеи, навеянные философией истории Гердера, роднят "Фауста" с "Феноменологией духа" Гегеля. Г. оптимистически смотрел в будущее, он верил в то, что настанет время, когда исчезнут социальные конфликты, но он не видел реального пути к этому. Мечтая об уничтожении феод. отсталости и установлении справедливых социальных порядков, Г. в то же время боялся революц. переворота. Двойственным было его отношение и к франц. бурж. революции конца 18 в. Г. участвовал в походе против французов, однако явно симпатизировал им и назвал их победу при Вальми началом "новой эпохи всемирной истории" (см. "Кампания во Франции"– "Kampagne in Frankreich", 1792). Г. любил свою страну, однако был совершенно чужд национализму. Это явилось одной из причин его враждебного отношения к реакц. романтизму, мечтавшему о возврате средневековья и увековечении нем. отсталости. Романтизм для Г. – "больное" иск-во. Эстетич. взгляды Г. претерпели значит. эволюцию. В период "Бури и натиска" он выступал как сторонник нем. нац. иск-ва, проявление к-рого видел в нар. поэзии и готич. архитектуре ("О немецком зодчестве" – "Von deutscher Baukunst", 1772). Художеств. творчество этих лет проникнуто идеями бунта, протеста против отживших условностей, обветшалой морали, обществ. неравенства. С 80-х гг. идеалом Г. становится антич. иск-во, к-рое представлялось ему воплощением гармонич. отношений между людьми. Культ античности, "классицизм" Г., был своеобразной формой критики совр. ему бурж. культуры и обоснования реалистич. принципов в иск-ве. Общность воззрений и, в частности, идея эстетич. воспитания как средства преобразования общества сблизила Г. с Шиллером. Однако Г. не разделял шиллеровского увлечения кантовской эстетикой, для него не существовало непроходимой пропасти между трудом и художеств. деятельностью, он понимал идеалистич. природу царства эстетич. видимости. Труд и иск-во для Г. идут близкими путями, к-рые окончательно сольются в будущем обществе. Вера в преобразующую роль труда усилилась в последние десятилетия жизни Г., когда он разочаровался в надеждах построить культуру по антич. образцу. В этот период Г. все больше занимался теоретич. проблемами совр. иск-ва, проявлял большой интерес к творчеству Байрона, Мериме, Стендаля, к проблемам реалистич. романа. Для зрелого Г. иск-во есть "подражание" природе (в понятие последней включались им также и "естественные" законы общества). Задача художника – "схватить и выразить смысл природы". Если Г. в период "Бури и натиска" мечтал о растворении человека в природе, считал основой иск-ва стихийное, бессознат. начало в человеке, то теперь он рассматривал человека как деятельное, разумное существо. Иск-во есть произведение человеч. духа, поэтому оно часть природы, но, как активная деятельность человека, оно "поднимается" над природой, поскольку "рассеянные в природе моменты соединены в нем вместе и даже самые обыкновенные из них приобретают высшее значение и достоинство" ("О правде и правдоподобии произведений искусства" – "?ber Wahrheit und Wahrscheinlichkeit der Kunstwerke", 1797, в кн.: S?mtliche Werke, Bd 33, 1903, S. 84–90). В этом смысле Г. стоял за идеализацию в иск-ве, являющуюся, однако, не отрывом явлений от действительности, а средством их обобщения и воплощения в художеств. образах. За недостаточное акцентирование организующей, упорядочи-вающей стороны иск-ва Г. критиковал эстетич. теорию Дидро, к-рого он, однако, высоко ценил (Г. перевел на нем. язык работы Дидро "Опыт о живописи" – "Diderots Versuch ?ber die Malerei", 1799, и "Племянник Рамо", снабдив их своими комментариями). Одной из центр. проблем эстетики Г., как и его теории познания, является соотношение целого и части, всеобщего и особенного. В соответствии с различными возможностями решения этой проблемы Г. различал три вида иск-ва: "простое подражание природе", "манеру" и "стиль". Первое сводится к воспроизведению отд. предметов природы (напр., натюрморт в живописи); "манерой" Г. обозначал воспроизведение нек-рой природной целостности при игнорировании ее мелких составных частей (напр., ландшафтная живопись) и, наконец, "стиль" – наиболее совершенное подражание природе, "познание сущности вещей в той степени, насколько мы можем познать ее в видимых и ощущаемых образах" ("Простое подражание природе, манера, стиль" – "Einfache Nachahmung der, Natur, Manier, Stil", 1789, в кн.: S?mtliche Werke, Bd 33, 1903, S. 54–59). Подлинная выразительность и сила в иск-ве достигаются за счет того, что художник, изображая центр. образ, подчиняет ему все остальное; внимание зрителя приковывается к основному, через к-рое создается впечатление и о целом. Проблему всеобщего и особенного в иск-ве Г. решал, сопоставляя свой метод с методом Шиллера. "Огромная разница, – писал Г., – подыскивает ли поэт особенное для всеобщего или видит в особенном всеобщее. В первом случае возникает аллегория, где особенное служит лишь примером, случаем всеобщего; второй случай характеризует собственную природу поэзии, она передает особенное, не думая о всеобщем, не указывая на него. Кто, однако, схватывает это живое особенное рано или поздно, не замечая, получает одновременно и всеобщее" ("Искусство и древность" – "Kunst und Altertum", 1821–26, там же, Bd 38, 1903, S. 261). Противоречивость мировоззрения Г. определила и судьбы его теоретич. наследства. Материалистич. идеи Г. были восприняты Фейербахом, Геккелем и др. прогрессивными нем. мыслителями и учеными. В сер. 19 в. поднялась волна нападок на Г. со стороны мелкобурж. демократии (Менцель). В эпоху империализма неоднократно предпринимались попытки извратить мировоззрение Г. и изобразить Г. предтечей "философии жизни" (Дильтей, Зиммель), кантианцем и расистом (Гундольф, Чемберлен). Значит. влияние творчество Г. оказало на рус. материалистич. философию середины 19 в., крупнейшие представители к-рой уделяли большое внимание творчеству Г. [см. В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959, с. 468 (Указатель имен); А. И. Герцен, Полн. собр. соч. и писем под ред. М. К. Лемке, т. 22, Л.–М., 1925, с. 422–23 (Алфавитный указатель имен); Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953, с. 859 (Сводный указатель имен)]. Бурж. искажениям облика Г. противостоит науч. анализ его мировоззрения, содержащийся в марксистских исследованиях. Отвергая либеральную критику Г. как и слащавую его апологию (К. Грюн), Маркс и Энгельс раскрыли противоречивость, величие и ограниченность Г.: "...Гете то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 233). Рус. марксисты и в первую очередь Ленин высоко ценили Г.; Ленин широко пользовался его афоризмами и образами. Соч.: Werke, Abtl. 1–4 (133 Bde), Weimar, 1887–1919; S?mtliche Werke, Jubil?ums-Ausgabe, Bd 1–40, Stuttgart–В., [1902–07]; Goethes Philosophie aus seinen Werken, 2 Aufl., Lpz., 1922; ?ber Kunst und Literatur, В., 1953. Соч. в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–13, М.–Л., 1932–49; Статьи и мысли об искусстве, М., 1936; Избр. соч. по естествознанию, М., 1957; Гете и Шиллер. Переписка (1794–1805), т. 1, М.–Л., "Academia". 1937; Эккерман И. П., Разговоры с Гете в последние годы его жизни, вступ. ст. В. Ф. Асмуса, М.–Л., 1934. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М., 1957, с. 493–523; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 1–5, М., 1956–58 (см. Указатель имен); Mеринг Ф., Литературно-критические работы, [пер. с нем.], т. 1, М.–Л., "Academia", 1937, с. 522–54; Лихтенштадт В. О., Гете, П., 1920; Луппол И., Мировоззрение Гете, "Под знаменем марксизма", 1932, No 5–6; Литературное наследство, [т.] 4–6, М., 1932; Верцман И., Эстетические взгляды Гете, "Литературный критик", 1936, No 4; Вильмонт ?., Гете, M., 1959; Шагинян M., Гете, M.–Л., 1950; Кочорадзе В. ?., Социально-утопические тенденции в творчестве Гете. [Автореф. дисс.] Тб., 1952; Гейзенберг В., Учения Гете и Ньютона о цвете и современная физика, в его кн.: Философские проблемы атомной физики, [пер. с англ.], М., 1953; Джинория О., Философские взгляды Гете, "Тр. Тбилисск. ун-та", 1956, [т.] 75 (на груз, яз.); Гулыга А. В., Материалистические тенденции в немецкой философии XVIII века, "Вопр. философии", 1957, No 4; Гулиан К. И., О диалектике в творчестве Гете, [пер. с румын.], там же, 1958, No 3; Рейман П.. Основные течения в немецкой литературе 1750–1848, М., 1959 (см. Именной указатель). Grotewohl О., Amboss oder Hammer, В., 1949; Abusсh ?., Literatur und Wirklichkeit, В., 1952, S. 9–44; Korff H., Geist der Goethezeit, Tl 1–5, Lpz., 1955–57; Seidel Fr., Goethe gegen Kant, В., 1948; Siebeсk H., Goethe als Denker, 2 Aufl., Stuttgart, 1905; Helmhоltz ?., [Zwei Vortr?ge ?ber Goethe], Braunschweig, 1917; Buchwald R., Goethe. Der Mensch, der Dichter, der Denker, B?cher von ihm und ?ber ihn, Hamb., 1951; Neuausgaben von Werken Goethes und Schriften ?ber Goethe, 1945–55, Lpz., 1956. А. Гулыга. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГЁТЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ГЁТЕ — 0

Найдено книг по теме ГЁТЕ — 0

Найдено презентаций по теме ГЁТЕ — 0

Найдено рефератов по теме ГЁТЕ — 0