ГУТТЕН Ульрих фон

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГУТТЕН Ульрих, фон
1488-1523) — нем. гуманист. Г. принадлежат обличительные соч. против папства в духе идей Реформации. Он выступал против индульгенций, вслед за Эразмом Роттердамским доказывал самостоятельность человеч. разума в процессе мышления. В сатире «Письма темных людей», одним из авторов к-рой был Г., содержались призывы к нем. об-ву и Лютеру выступить против папства. Ф. Энгельс назвал Г. теоре-тич. представителем нем. дворянства.

Источник: Атеистический словарь

ГУТТЕН Ульрих фон
(von Hutten, 1488—1523) - нем. гуманист, антиклерикал. В своей полит. и публицистич. деятельности выражал интересы рыцарства, выступавшего против власти князей и феод.-католич. церкви. Вместе с Зиккингеном Г. возглавлял рыцарское восстание 1522 - 1523. После того как оно потерпело поражение, Г. бежал в Швейцарию, где и умер. Католич. духовенство Г. разоблачал в памфлетах «Вадиск, или Римская троица», «Зрители», «Разбойники» и др. Г. был одним из авторов «Писем темных людей» (1515—1517; на русск. яз. - М. - Л., 1935) - сатиры, в к-рой вскрывались лицемерие и невежество католич. духовенства, высмеивались схоластич. споры богословов, показывалась неприглядная деятельность представителей папства. На формирование антиклерик. взглядов Г. оказали большое влияние кружки гуманистов в Кельне и Эрфурте, участником к-рых он был. Антиклерик. сочинения Г. опубликованы на русск. яз. в кн.: Гуттен У. Диалоги, публицистика, письма. М., 1959.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГУТТЕН Ульрих фон

(21 апр. 1488 – 29 авг. 1523) – нем. гуманист. Идеолог нем. рыцарства, Г. выступал за то, чтобы в Германии после устранения политич. и идеологич. влияния папства была усилена власть императора. Обличит. соч. Г. (на лат. и затем на нем. языках) против папства характерны для подъема обществ. движения эпохи Реформации. Г. резко выступал против индульгенций и распространял в Германии трактат Л. Валла о подложности "Константинова дара". В этот период Г. видел главное средство борьбы против мракобесия, невежества и морального разложения богословов и католич. духовенства в энергичном отстаивании принципов разума и гуманистич. нравственности. Эти идеи Г. нашли особенно яркое выражение в ряде стихотворений и эпиграмм, а также в знаменитой сатире "Письма темных людей" ("Epistolae obscurorum virorum", [1515–17]), одним из авторов к-рой он был. В 1519–20 Г. примкнул к реформации Лютера, выступил с рядом диалогов ["Фортуна" ("Fortuna"), "Лихорадка I" ("Febris prima"), "Лихорадка II" ("Febris secunda"), "Вадиск" ("Vadiscus..."), "Наблюдатели" ("Inspicientes")], в к-рых призывал все слои нем. общества и самого Лютера выступить открытой войной против папства, поручив руководство походами рыцарству. В соч. "Разбойники" ("Praedones") и др. Г. старался убедить бюргерство и др. слои общества в том, что их главными врагами являются духовные феодалы. Вслед за Эразмом Роттердамским Г. доказывал самостоятельность человеч. разума в процессе мышления. В духе аристократич. гуманизма Г. утверждал принципы свободной воли человека и необходимость его активной деятельности для получения "даруемого богом" счастья. После подавления рыцарского восстания 1522–23 Г. бежал в Швейцарию и вскоре там умер. Энгельс причислял Г. к лагерю реформации в качестве "теоретического представителя немецкого дворянства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 393). Соч.; Opera quae reperiri potuerunt omnia, v. 1–7, Lipsiae, 1859–70. Соч. в рус. пер. – [Фрагменты], в кн.: Источники по истории реформации, вып. 1, M., 1906–07, с. 101–55; Письма темных людей, M.–Л., 1935; Диалоги, публицистика, письма, М., 1959. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, М., 1934 (см. Указатель); Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, М., 1956; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896: Пуришев Б. И., Очерки немецкой литературы XV–VII вв., М., 1955; Kleinsсhmidt K., Ulrich von Hutten. Ritter, Humanist und Patriot, В., 1955. M. Смирин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГУТТЕН Ульрих фон
21 апреля 1488, замок Штекельберг близ Фульды, Германия — 29 августа 1523, о. Уфнау на Цюрихском озере, Швейцария)—немецкий гуманист. Потомок старинного дворянского рода, воспитывался в монастырской школе в Фульде, учился в университетах Кельна, Эрфурта, Ростока и др., а также в Павии и Болонье. В 1512—17 в Италии Гуттен был нетипичным для немецкого рыцарства поборником гуманистического просвещения и пропагандистом античного наследия, одним из главных создателей «Писем темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515—17), сатиры на невежество, аморальность и нетерпимость к инакомыслию монахов и теологов. В своей поэзии, речах и диалогах (стихотворение «Никто» — Nemo, 1518; диалог «Фортуна»— Fortuna, 1519), как и в обширной переписке Гуттен восхвалял могущество разума человека, его волевую активность, выступал за свободу слова и независимость светской культуры от церковной цензуры, против засилия авторитетов схоластики. В занятиях науками видел путь к нравственному совершенствованию личности.
Накануне и в начальный период Реформации Гуттен стал крупнейшим политическим публицистом страны и одним из основных выразителей формировавшегося немецкого национального самосознания. Он призывал к освобождению Германии от поборов и власти Рима и централизации страны. Резко критикуя церковную иерархию во главе с папой, Гуттен впервые опубликовал трактат Л. Ваяли о подложности «Константинова дара» и антиримские документы по истории Германии. В 1519—20 он решительно поддержал Лютера, но выступил с собственной программой действий. В борьбе против папства и духовных князей призывал к объединению сил оппозиции, союзу дворянства и городов, к открытой войне с Римом, надеясь на усиление в этом случае роли рыцарства и возрождение мощи империи (диалоги «Лихорадка II», «Вадиск, или Римская троица», «Разбойники» — Febris II, Vadiscus, Praedones, 1519—20). Эти политические планы Гуттена провалились, как и его утопические расчеты на успех восстания части рыцарства в 1522—23. Он был вынужден бежать в Швейцарию, где вскоре умер.
Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia, vol. l—7.Lipsiae, 1859—70; в рус. пер.: Письма темных людей. М.-Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959.
Лит.: Володарский В. М. Ульрих фон Гуттен в зарубежной историографии 20 в.—В кн.: Культура Возрождения XVI века. М., 1997; Kalkoff P. Ulrich von Hutten und die Reformation. Lpz., 1929; Holbom H. Ulrich von Hutten and the German Reformation. L., 1937; Bernstein E. Ulrich von Hutten. Reinbeck bei Hamburg, 1988; Штраус Д. Ф. Ульрих фон Гугтен. СПб., 1896.
В. М. Володарский

Источник: Новая философская энциклопедия