ГУС Ян

Найдено 3 определения термина ГУС Ян

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГУС Ян

1370, местечко Гусинец в Богемии — 6 июля 1415, Констанца, сожжен) — чешский религиозный реформатор. Образование получил в Пражском университете, где в 1394 ему была присвоена степень магистра «свободных искусств». В 1401 становится деканом теологического факультета, а затем (до 1403) — ректором университета в Праге. В 1402 был назначен проповедником при Вифлеемской часовне, свою задачу видел в призыве чешского народа к благочестивой жизни и в обличении нравов духовенства. В университете Ян Гус познакомился с сочинениями Дж. Уиклифа, оказавшими на него большое влияние: в отличие от Англии, где работы Уиклифа были осуждены в начале 15 в., в Праге они пользовались большой популярностью. Не все взгляды Уиклифа Гус разделял (в частности, им отрицалась идея о транссубстанциации, пресуществлении); его внимание было в большей степени сосредоточено на церковно-политических вопросах. Наиболее приемлемыми для него были аргументы Уиклифа к проведению церковных реформ (прежде всего сокращение церковной власти в пользу светской). Так же как и Уиклиф, Гус был сторонником предестинационизма и выступал против церкви, присвоившей себе право отлучения еретиков—ведь только Богу, в конечном итоге, известно, насколько грешен человек, и только Он предопределяет праведников ко спасению. Папская схизма, начавшаяся с 1378, привела к обострению отношений между королевской и церковной властью в Чехии; Пражский университет встал на сторону короля. В 1409 Ян Гус вновь—ректор университета в результате изменений устава и ухода из университета немецких профессоров и студентов. 1412 год был отмечен резким выступлением Гуса против продажи индульгенций, сопровождавшимся народными выступлениями; по просьбе короля он покинул Прагу. Два следующих года ознаменованы большой литературной активностью Гуса: он написал ряд трактатов, в т. ч. по-чешски, самый известный из которых «De ecclesia» («О церкви»). По настоянию короля Сигизмунда в 1414 Гус прибыл в Констанц, где был арестован. В 1415 собор осудил учение Уиклифа, а вместе с ним—и «его последователя» Яна Гуса.

Последователи Гуса, гуситы, продолжили его дело: их выступления привели к возникновению в Европе гуситского движения, а впоследствии—к гуситским войнам, продолжавшимся 11 лет. Вслед за Уиклифом Ян Гус считается предшественником Реформации. Соч.: Послания магистра Яна Гуса. М, 1903.

Лит.: Серебрянский Н. Ян Гус, его жизнь и учение. Псков, 1915; Кратохвил М. В. Ян Гус. М., 1959; Matthew Spinka. John Hus Concept of the Church, 1966.

О. В. Голова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ГУС Ян

Hus), Ян (1371 – 6 июля 1415) – чешский мыслитель и реформатор, идеолог бюргерского крыла антифеод. революц. движения в Чехии 1-й пол. 15 в. (см. Гусизм). В 1393 Г. окончил Пражский ун-т и приступил к преподават. деятельности. В 1401–02 – декан фак-та искусств, в 1402–1403 – ректор ун-та. С 1402 в Вифлеемской часовне в Праге Г. читал на чешском языке проповеди, в к-рых обличал католич. духовенство, выступал против торговли индульгенциями, осуждал богатство церкви, требуя коренной ее реформы. Соч. и проповеди Г. были идейным оружием чешского антифеод. и нац.-освободит. движения. В 1415 церковный собор в Констанце по обвинению в ереси приговорил Г. к сожжению. Казнь Г. вызвала усиление революц. движения чешского народа. В гл. работе "О церкви" ("De ecclesia", 1413, и др.), опираясь на нар. традиции в критике церкви и общества, Г. использовал учение англ. религ. реформатора Уиклифа (ок. 1320–84), сделал из него демократич. и гуманистич. выводы. Осн. принципом гуманизма и орудием обществ. преобразований Г. считал познанный разумом "закон божий", к-рым, как высочайшим идеалом, должен руководствоваться каждый человек. Этот идеал является абс. нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая деление общества "на три категории народа", Г. допускал сохранение власти в руках господствующих классов только при условии соблюдения этой нормы; при нарушении "закона божьего" подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Платоновский идеал сословного гос-ва превращался Г. в идеал общества, к-рому противоречит существующее сословное гос-во. Принцип "закона божьего" используется Г. для обоснования первых форм демократич. идеологии. Г. не отвергал осн. догматов священного писания, но при этом допускал, что "закон божий" можно понять человеч. разумом, что каждый человек самостоятельно судит о том, правильно ли была использована "правда божья". Этот принцип приводил к отказу от признания формального авторитета церкви и феод. власти и к революц. выводам о самодеятельности нар. масс. Сила разума, данная народу, служит достижению его собств. освобождения. Учение Г. послужило идеологич. основой гуситского революц. движения. Соч.: Joannis Hus et Hieronymi Pragensis historia et monumenta, v. 1–2, Noribergae, 1558, 2 ed., 1715; Sebran? spisy ?esk?, vyd K. J. Erben, dI 1–3, Praha, 1865–68; Sebran? spisy, sv. [1–2], Praha, 1903–1904, [3–6], Praha, [s. a.]; Соч. в рус. пер. – Послания, M., 1903. Лит.: Маркс К., Хронологические выписки. [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939; Неедлы З. Р., Ян Гус, "Славяне", 1944, No 7; Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; Мацек И., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чешск., т. 1–2, М., 1956–59; Lоserth J., Huss und Wiclif, 2 Aufl., M?nch., 1925; Machovec M., Husovo u?eni a v??nam v tradici ?esk?ho n?roda, Praha, 1953. P. Каливода. Чехословакия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Гус, Ян

(Hus, Jan, са. 13721415).

Ранний чешский реформатор, родился в местечке Гусинец в ЮгоЗап. Чехии, учился в Пражском университете, где в 1398 г. получил степень магистра "своводных искусств". В1400 г. принял священство, руководствуясь соображениями престижа, финансовой независимости и карьеры в академической среде. Однако вскоре Гус пережил подлинное духовное обращение, хотя об этом не сохранилось почти никаких сведений. В результате он усвоил простой и строгий образ жизни и стал возрастать духовно, изучая Св. Писание.

В1402 г. Гус получил должность ректора в университете и был назначен проповедником при Вифлеемской часовне, края считалась центром чешской народной проповеди и служила местом собраний сторонников церковных реформ. В эти годы Гус познакомился с сочинениями Дж. Уиклифа (особенно Гуса привлекли его рассуждения о духовноети в Церкви). Однако на его религиозное мировоззрение повлияли и идеи ранних чешских теологов, одним из крых был Матвей из Янова.

К 1407 г. Гуса стали однозначно причислять к реформистам, крые были серьезной силой в Богемии и могли нарушить этнический статускво, ибо были недовольны засилием немцев в Богемской католической церкви.

В 1409 г. папа Александр V поручил архиепископу Праги искоренить ересь в его епархии. В ответ на требование епископа прекратить проповеди Гус ответил отказом и был отлучен от Церкви в 1410 г. В то время как Гус продолжал обличать папскую политику Великой схизмы и продажу индульгенций, в Праге начались стихийные массовые выступления против политики церковной иерархии. В 1412 г. папа угрожал наложить на Прагу интердикт (запрет на богослужение и совершение таинств без отлучения от Церквии), и Гус покинул город и удалился в Юж. Богемию.

В 1414 г. Гуса пригласили на церковный собор в Констанц и обещали неприкосновенность, однако там его поместили в тюрьму и обвинили в распространении еретических взглядов. Гус отказался признать справедливость возложенных на него обвинений и доказывал, что его взгляды ни в чем не расходятся со Св.

Писанием. Тем не менее он был осужден и сожжен на костре в 1415 г.

В своих проповедях Гус обличал безнравственный и расточительный образ жизни духовенства. В его теологии элементы традиционного католического учения сочетались с евангелическими идеями. Гус выступал против поклонения папе и делал акцент на христоцентризме веры, крый предполагал отчетливую индивидуальную ответственность христианина перед Богом. Гус верил, что только Христос может очистить от грехов, и ожидал наступления Судного дня. Однако при этом Гус принимал католическое учение о чистилище. Гус выступал за то, чтобы на Вечере Господней причащение мирян осуществлялось под двумя видами хлебом и вином, и придерживался взглядов, близких к учению о консубстанции. Гус был убежден в том, что проповедь Слова Божьего реально содействует нравственному и духовному очищению. Чтобы члены его паствы могли читать Библию, он заново отредактировал перевод Св. Писания на чешский язык.

Как теолог Гус пытался восстановить библейское видение Церкви, в центре крого было учение Христа и Его личный пример безгрешной жизни. Подчеркивание роли проповеди и вселенского священства верующих впоследствии стало отличительным признаком протестантской Реформации. К-ром е того, Гус поощрял совместное общинное пение церковных гимнов, многие из крых сам и написал. Для чехов Гус не только духовный лидер; в течение столетий после его смерти его воспринимают как пламенного борца за национальные права чешского народа и его самобытную культуру.

P. KUBRICHT(nep. В.Р.) Библиография: J. Hus, The Church, tr. D.S. Schaff; M. Spinka,John Hus and the Czech Reform; John Hus, a Biography; andJohn Hus Concept of the Church; M. Spinka, ed.,John Hus at the Council of Constance andThe Letters of John Hus; J .K. Zeman, The Hussite Movement and the Reformation in Bohemia, Moravia and Slovakia (13501650): A Bibliographical Study Guide.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ГУС Ян — 0

Найдено научныех статей по теме ГУС Ян — 0

Найдено книг по теме ГУС Ян — 0

Найдено презентаций по теме ГУС Ян — 0

Найдено рефератов по теме ГУС Ян — 0