ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ

Найдено 1 определение
ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ
Гун Сэжэнь, Гун Динъань. 22.8.1792, Жэньхэ (на территории совр. Ханчжоу) пров. Чжэцзян, - 26.9.1841, Даньян пров. Цзянсу. Философ-неоконфуцианец, ученый, литератор, представитель Чанчжоуского направления "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен", см. Цзин сюэ), воссозд. Чжуан Цуньюем (18 в.). Родился в семье чиновника, состоял на гос. службе. В 1829 получил высшую ученую степень цзиньши. Общетеоретич. взгляды Г.Ц. не были систематизированы и нашли выражение в небольших произв., объединенных в несколько сб-ков после его смерти, вызванной потрясением от наступления в Китае "эпохи смуты" и его поражения в первой "опиумной" войне с Англией (1840 - 2). Один из организаторов Сюньнамьского поэтич. об-ва (1830), распространявшего идеи политико-правовой реформации. Как и др. сторонники "школы текстов новых письмен" (см. Линь Цзэсюй, Вэй Юань), Г.Ц. стремился связать традиц. науку, в к-рой господствовали философия, филология и история, с общей теорией гос. управления. В числе первых в Китае выступил за социально-экономич. и научно-технич. модернизацию страны, ликвидацию устарелых гос. ин-тов (экзаменац. системы и т.п.) и обществ, норм (бинтование ног у женщин и т.п.). Гл. социальной опасностью считал разрыв между богатством и бедностью. Идеальное "сбалансированное" (пин цзюнь) распределение благ, по Г.Ц., подобно справедливой раздаче воды (каждому - по его иерархич. норме) и зависит от обществ. умонастроений: "Человеч. сердце - корень (бэнь) мирских нравов, мирские нравы - корень государевой службы". Вслед за Гао-цзы, оппонентом Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.), утверждал, что "[человеч.] природа (сии [1]) лишена и добра, и недобра". Поэтому "человеч. сердца" могут быть изменены к лучшему и обществ, отношения усовершенствованы посредством принципов, изложенных в наборе канонич. конф. произв., определенном "школой текстов новых письмен". Изменения в обществ, жизни и духовной атмосфере неизбежно требуют пересмотра политико-правовых норм. Чем консервативнее были правившие дин., тем скорее они гибли, ибо их правители "слепо следовали установлениям основателя дин. и боялись вынести эти установления на суд людей". Своевременное политико-правовое реагирование на рождаемые жизнью новшества способно сохранить трон имп. фамилии навечно. *О равномерном распределении // Избр. произв. кит. мыслителей нового времени (1840 - 1898). М., 1961; Предостережение // Там же; Гун Динъань цюаньцзи лэйбянь (Поли. собр. соч. Гун Динъаня по разделам) // Цзиньдай Чжунго шиляо цункань (Сб. материалов по новой истории Китая). Сб. 72. Вып. 713. Тайбэй, 1971; Г.Ц. цюаньцзи (Поли. собр. соч. Г.Ц.). Шанхай, 1980; **Батуров В.А. Аграрная программа Г.Ц. // 3-я НК ОГК. Вып. 1. М., 1972; Ян Фэнлинь. Г.Ц. чжэсюэ сысян дэ маодунь (Противоречия филос. мысли Г.Ц.) // Гуанмин жибао, 11.1.1963. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь