ГУМПЛОВИЧ Людвиг

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг
(1838— 1909) — австр. экономист, социолог и правовед польск. происхождения, автор «теории насилия» в соц.-истор. познании и правоведении. Род. в Кракове 9 марта 1838 г. Учился в Краковском и Венском ун-тах, с 1875 г. преподавал в ун-те г.Грац (АвстроВенгрия). Испытал влияние О.Конта, Ч.Дарвина, Г.Спенсера, А.Бастиана, А.Шопенгауэра, А.СенСимона, Ж.Прудона и Е.Дюринга. Результатом соединения этих разнородных элементов стала концепция гос-ва как аппарата насилия и истории как последовательной смены периодов диктатуры и анархии. Практически все элементы обществ. устройства Г. объяснял порождающими их конфликтами между расами, классами и народами. Осн. соч.: «Раса и государство» (1875); «Общее государственное право» (1877); «Борьба рас» (1883); «Очерк социологии» (1885); «Австрийское государственное право» (1891); «История теорий государства» (1905); на польск. языке вышла работа «Система социологии» (1887). Одним из последователей Г. явл. Э.Дюркгейм. Ф.П.Фурман

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГУМПЛОВИЧ Людвиг

(9 марта 1838 – 19 авг. 1909) – реакционный австр. социолог и юрист. С 1882 – проф. Грацского ун-та. Один из открытых расистов, противник историч. материализма. Г. видел гл. заслугу Спенсера и др. представителей органич. школы в утверждении, "что в основе социологии лежат законы биологии" ("Sociologie und Politik", 1892, рус. пер., 1895, с. 88) и противопоставлял теории борьбы классов социальный дарвинизм и борьбу рас. Г. критиковал гуманистич. мораль и утверждал, что в уничтожении слабых проявляется естеств. закон борьбы за существование. На этой основе Г. высказывался в защиту империалистич. войн и колониальной политики. Г. не признавал прогресса нравственности: "Человеческий интеллект четыре тысячи лет тому назад и теперь не отличается ни качественно, ни большим развитием, ни совершенством..." ("Grundriss der Sociologie", 1885, рус. пер. 1899, с. 352). Г. – один из предшественников фашизма. Соч.: Der Rassenkampf, Innsbruck, 1928; Die Soziologische Staatsidee, Graz, 1892. M. Баскин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГУМПЛОВИЧ Людвиг
9.3.1838, Краков, - 19.8.1909, Грац), польскоавстр. социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии считал социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними - гл. фактором социальной жизни. Основа социальных процессов в целом, по Г., - в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей. На заре истории вражда характеризует отношения между ордами, разделенными расово-этнич. признаками. В результате порабощения одних орд другими возникает гос-во, при к-ром борьба между ордами уступает место борьбе между сословиями, классами, партиями и т. д., а также между гос-вами.
Г. рассматривал общество как надындивидуальную и сверхиндивидуальную реальность. Натурализм в понимании общества тесно связан у него с фаталистич. трактовкой социальных законов, фетишизацией историч. необходимости. Г. отрицал существование обществ.
прогресса, интерпретируя обществ. развитие как круговорот, в к-ром каждое общество проходит этапы становления, расцвета и гибели. Концепция Г., к-рой присущи общие пороки социального дарвинизма - свидетельство несостоятельности натурализма, вульгарного материализма и редукционизма в построении социологич. теории.

Источник: Советский философский словарь

ГУМПЛОВИЧ (Gumplowich) Людвиг (1838-1909)
польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца, автор многих социологических и юридических работ, основоположник теории "социального конфликта", "этноцентризма", оригинальных теорий происхождения государства, рас и законов социального развития. Основные сочинения: "Раса и государство" (1875), "Расовая борьба" (1883) и др. Г. весьма убедительно показал принципиальное отличие социологии от истории, психологии, права, политэкономии, определив специфический характер ее объекта и предмета исследования. Подчеркнув, что для истории и других гуманитарных наук предметом являются те или иные действия личности, события, Г. обосновывает, что "предмет социологии составляет система движений социальных групп, повинующихся столь же вечным, неизменным законам, как солнце и планеты". Предметом социологии, по Г., являются закономерности развития человечества, его классов, социальных групп, социальных отношений, возникающих из взаимодействия человеческих групп и общностей. "Отыскать во всех этих столь различных процессах социального развития социальные законы, действующие в них и управляющие ими, - писал Г., - великая и отнюдь не легкая задача социологии". Г. первым в социологии не только сформулировал ее общие и специфические законы, но и создал их классификацию. Исходя из той методологической посылки, что субстратом социологического закона является социальная группа, человеческий род, и чертами социологического закона, как и природных явлений, являются однообразие, повторяемость, он характеризует такие специфические законы: правильность развития, периодичность, сложность, взаимодействие разнообразного, всеобщая целесообразность, тождество сил, тождество процессов, параллелизм. Общество развивается, по Г., строго закономерно, под действием социальных законов. Его движущей силой является стремление социальных групп к самосохранению и постоянному повышению своих благополучии. Это стремление в свою очередь "приводит к стремлению властвовать над другими социальными группами и их порабощению, - которое, при столкновении с подобными же стремлениями других групп, приводит к борьбе за власть над другими социальными группами". Вся история человеческого развития - сплошная борьба социальных групп. Борьба между ордами (т.е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны между государствами, с другой - внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Особенно много внимания уделил Г. борьбе рас в книге "Расовая борьба". Но понятие "раса" он определял социальными признаками, а не биологическими. Поэтому по существу речь шла о борьбе классов. Г. является автором теории "этноцентризма", которая также обосновывается им прежде всего в книге "Расовая борьба". Он утверждал, что существует разный характер отношений внутри группы и между группами. Опираясь на выведенный им "всеобщий высший закон" - закон самосохранения, Г. доказывал, что если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и т.п. В настоящее время термин "этноцентризм" применяется в социологии и социальной психологии. Г. - автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства. По Г., объективные закономерные действия социальных групп ведут к созданию государства. Первое действие здесь состоит в порабощении одной орды другой, одного племени другим, одной социальной группы другой, в организации господства над порабощенными, для чего создаются соответствующие учреждения. "Каждое государство является совокупностью учреждений, имеющих целью господство одних над другими, и именно меньшинства над большинством. Поэтому государство есть организация господства меньшинства над большинством". Таким же путем, по Г., происходило и образование наций. По его мнению нации образовались не путем собственного роста племени, народности, а путем порабощения многих племен более могучими, иногда объединенными племенами. Поэтому в государственной форме объединения людей как правило есть несколько народностей, наций. Внеся достойный вклад в развитие социологии, Г. стремился возвысить социологию над всеми гуманитарными науками. Он считал, что она есть основа всех социальных наук: "... как наука о человеческом обществе и о социальных законах социология представляет, очевидно, фундамент всех наук, занимающихся отдельными частями человеческого общества, отдельными направлениями человеческой деятельности, наконец, отдельными проявлениями общественной жизни".
Г.П. Давидюк

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
108.19 кб

2008. 01. 007. Адамек В. , Радван-Прагловски Я. Людвиг гумплович: забытый классик европейской социол

Аршин К. В.