ГУМАНОЛОГИЯГУМБОЛЬДТ Вильгельм фон

ГУМБОЛЬДТ

Найдено 2 определения термина ГУМБОЛЬДТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

ГУМБОЛЬДТ

Humboldt) Вильгельм (1767—1835) — нем. эстетик, языковед, философ, один из основателей Берлинского ун-та (1810). Гл. его произв. по проблемам эстетики —«Эстетические опыты. Первая часть. О «Германе и Доротее» Гете» (1797—98) ^-представляет собой попытку объединить теорию иск-ва с литературной критикой: общеэстетические размышления сочетаются здесь с анализом поэмы Гете. Иск-во для Г.— «это устранение природы как действительности и воссоздание ее как продукта силы воображения». Все виды искусства Г. делит на «иск-во массы», включающее в себя архитектуру и садово-парковое искусство, и «иск-во формы», к-рое возможно либо как «иск-во настроения» (музыка, танец, декоративное иск-во) либо как «иск-во изображения». Последнее, согласно Г., допускает два варианта — непосредственное изображение (пластика, живопись. графика) и изображение с помощью знаков — слышимых (поэзия) и видимых (пантомима). Включившись в спор Гете и Шиллера о худож. методе, Г. принял дихотомию «наивной» и «сентименталической» поэзии, но указал на существенную опасность, присущую последней,— отрыв идеала от действительности. Между тем идеал, по Г., «это изображение идеи в облике индивида». Иск-во реализует идеал, придает ему конкретную, в т. ч. национальную, форму. Дух народа проявляется в произв. иск-ва и в языке. Подчеркивая творческую природу языка, Г. рассматривал его не только как продукт деятельности, но и как саму деятельность — постоянный творческий процесс, неотделимый от познания истины и напоминающий худож. творчество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

ГУМБОЛЬДТ

Humboldt), Вильгельм фон (22 июня 1767 – 8 апр. 1835) – нем. гос. деятель, родоначальник философии языка в Германии, эстетик и писатель. Род. в Потсдаме в семье прусского аристократа. Сторонник объединения Германии; в 1819 был министром внутр. дел Пруссии, уволен в отставку за попытки провести бурж.-либер. реформы. В своей идеалистич. теории и с т о р и ч е с к о г о п о з н а н и я, изложенной в работе "О задачах историка" ("?ber die Aufgabe des Geschichtsschreibers", 1821), Г. основывался на трех положениях: 1) в истории общества все, вытекающее из природной необходимости и из потребности, в дальнейшем развитии служит высшим, идеальным целям; 2) ткань всемирной истории состоит из вечно обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их личными усилиями в зависимости от общей природы человека; 3) историч. жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. В последовательности человеч. действий часть их, по Г., может получить достаточное объяснение с причинной точки зрения, но область этих деяний подвергается также действию новых и не поддающихся предвидению внутр. сил. Время от времени духовная сила выступает в форме неожиданных и необъяснимых явлений. Но именно эти явления и расширяют жизнь, т.к. они происходят из жизненной полноты гения отдельных лиц и целых народов. В области э с т е т и к и наиболее крупной работой Г. является разбор произведения Гете "Герман и Доротея", к-рое Г. рассматривал в связи с вопросом об умств. и нравств. организации человека. Эту точку зрения он возводил в систему эстетики, основанной на мысли о тождестве духа природы и духа человечества. Следуя за Кантом, и в отличие от Шеллинга и Гегеля, Г. полагал, что проблема прекрасного может быть успешно решена только посредством постижения основных духовных способностей человека. Важнейшей из них, по Г., является сила творч. воображения, способная соединять противоречащие друг другу свойства и т. о. подчинять фантазию закону, не нарушая ее свободы. В работе "О языке кави на острове Ява" ("?ber die Kawi-Sprache auf der Insel Java", Bd 1–3, В., 1836–1839) с "Введением о различии строя человеческих языков..." ("Einleitung ?ber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...", рус. пер., СПБ, 1859) Г. развил у ч е н и е о я з ы к е, явившись одним из родоначальников сравнительно-исторического метода его изучения. Идеалистическое по своим филос. основам (язык как деятельность некоей самостоятельной духовной силы, упорядочивающей получаемый извне хаос впечатлений), это учение содержало ряд прогрессивных идей, способствовавших развитию языкознания. Язык, писал он, есть непрерывный осмысленный творческий процесс созидания, вечно повторяющееся усилие духа сделать членораздельный звук средством выражения мысли. Выполняя функцию коммуникации, язык передается от одного поколения к другому. Г. подчеркивал неразрывную связь языка и "духа народа", общность к-рого определяет языковую общность в рамках данной нации. Язык есть средство выражать уже готовую истину и, особенно, открывать прежде неизвестную. Прогрессивной была мысль Г. об обществ. природе языка. По Г. человек понимает себя, только испытавши на других понятность собственных слов. Прогрессивной была и мысль Г. о том, что познание формируется лишь через обществ. отношения (хотя Г. понимал их идеалистически) и что важная роль в этом формировании принадлежит языку. Г. стремился найти синтез субъективного и объективного, который, по его мысли, открывается в полной мере в явлении прекрасного, а потому язык в самой глубокой своей сути напоминает искусство. В политич. трактате "О границах деятельности государства" ("Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen", 1792, рус. пер. в приложении к кн.: Гайм Р., Вильгельм фон Гумбольдт..., М., 1898) Г. развивал взгляд Канта на гос-во как на юридич. учреждение, цель к-рого – только охрана права, и отверг идею о том, что гос-во должно содействовать благосостоянию граждан. Выступая против феод. регламентации общества, Г. считал что, попытка достижения такой цели ведет к пагубному вмешательству гос-ва во все отрасли жизни. Гос-во, по Г., должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутр. безопасности. Своими антифеод. идеями, деятельностью в области высшего образования (реформа системы просвещения в Пруссии, учреждение Берлинского ун-та и др.) и особенно учением о языке Г. оставил глубокий след в истории нем. культуры. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–17, В., 1904–36. Лит.: Житецкий П. И., В. Гумбольдт в истории философского языкознания, "Вопросы философии и психологии", 1900, кн. 51; Потебня ?. ?., Мысль и язык, 4 изд., Одесса, 1922; Шпет Г. Г., Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта), М., 1927; Scheinert M., W. von Humboldts Sprachl hilosophie, Lpz., 1908; Stryk G., W. von Humboldts ?sthetik als Versuch einen Neubegr?ndung der Sozialwissenschaft dargestellt. В., 1911; Fuente, Hans aus der, W, von Humboldts Forschungen ?ber ?sthetik, Giessen, 1912; Harnack O.,W. von Humboldt, В., 1913; Spranger E., W. von Humboldt und die Humanit?tsidee, 2 Aufl., В., 1928; Schultz W., Das Problem der historischen Zeit bei W. von Humboldt, "Vierteljahrsschr. Literaturwiss. und Geistesgesch.", 1928, Bd 6; Jahrmarkt J., Freiheit und Notwendigkeit bei W. von Humboldt, Lpz., 1932 (Diss.); Grube K., Wilhelm von Humboldts Bildungsphilosophie, Halle, 1935; Вinswanger P., W. von Humboldt, Lpz., 1937; Howald E., W. von Humboldt, Erlenbach – Z., 1944; Velarde J. M., G. de Humboldt y la filosofia del lenguaje, Madrid, 1955. В. Асмус. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГУМБОЛЬДТ — 0

Найдено научныех статей по теме ГУМБОЛЬДТ — 0

Найдено книг по теме ГУМБОЛЬДТ — 0

Найдено презентаций по теме ГУМБОЛЬДТ — 0

Найдено рефератов по теме ГУМБОЛЬДТ — 0