ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

Найдено 9 определений термина ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

1767-1835) - немецкий эстетик, философ, языковед, государственный деятель, один из основателей Берлинского университета (1810). Для Гумбольдта характерен преимущественно интерес к культуре как целостному органическому единству, к «духу» народов, действующему в истории. Вершина научной деятельности Гумбольдта - его работы о языке, в которых начала сравнительного языкознания неотделимы от философии культуры. Гумбольдт рассматривал язык в тесной связи с мыслительной деятельностью индивида и народа: язык - не только готовый инструмент и нечто созданное, но и деятельность духа; в самой структуре языка воплощено определенное воззрение на мир.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН (1767— 1835)

нем. философ, языковед и государственный деятель, брат А. Гумбольдта. Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории, отклоняясь по ряду вопросов в сторону объективного идеализма. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной т. зр. Г. считал, что история как наука в известном смысле может совпадать с эстетикой. Предложил оказавшийся весьма ценным сравнительно-исторический метод исследования языков; одновременно с Шлейермахером и Шлегелем разрабатывал ряд проблем герменевтики. В этике стоял на позициях абстрактного гуманизма. Антифеодальные взгляды Г. не выходили за рамки реформ системы образования, идеи объединения Германии. Осн. соч.: “О границах деятельности государства” (1792), “О задачах историка” (1821).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

род. 22 июня 1767, Потсдам - ум. 8 апр. 1835, Тегель, близ Берлина) - нем. государственный деятель, философ, языковед. Главный представитель гуманизма и идеи гуманности в период нем. идеализма. Его мировоззрение характеризуется тремя осн. идеями: универсальность, индивидуальность и тотальность (изображение жизни в художественном произв.). Исследование истории, так же как и исследование языка, по Гумбольдту, не является делом только интеллекта, а имеет своей предпосылкой совместную деятельность всех человеческих душевных способностей. Историк должен проникать во внутреннее содержание личности и эпохи, которыми он занимается, если хочет сделать нечто большее, чем бессвязное перечисление внешних результатов. Языковед должен понять язык как внешнее проявление и орудие народного духа, предназначенное для обеспечения языковой общности. В духе своего гуманистического идеала Гумбольдт поддерживал идею создания Берлинского ун-та и принимал практическое участие в его основании jb 1811. В результате задуманной им реформы высшей школы была создана гуманистическая гимназия в ее современном виде. В работе "Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen" (рус. пер. "О границах деятельности государства", 1898) он утверждал, что задачей государства является защита внешних границ и обеспечение внутреннего правопорядка. Но в остальном государство должно всячески сдерживать себя и предоставить возможность свободному индивидуальному и национальному развитию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

Humboldt) Вильгельм (1767—1835) — нем. эстетик, языковед, философ, один из основателей Берлинского ун-та (1810). Гл. его произв. по проблемам эстетики —«Эстетические опыты. Первая часть. О «Германе и Доротее» Гете» (1797—98) ^-представляет собой попытку объединить теорию иск-ва с литературной критикой: общеэстетические размышления сочетаются здесь с анализом поэмы Гете. Иск-во для Г.— «это устранение природы как действительности и воссоздание ее как продукта силы воображения». Все виды искусства Г. делит на «иск-во массы», включающее в себя архитектуру и садово-парковое искусство, и «иск-во формы», к-рое возможно либо как «иск-во настроения» (музыка, танец, декоративное иск-во) либо как «иск-во изображения». Последнее, согласно Г., допускает два варианта — непосредственное изображение (пластика, живопись. графика) и изображение с помощью знаков — слышимых (поэзия) и видимых (пантомима). Включившись в спор Гете и Шиллера о худож. методе, Г. принял дихотомию «наивной» и «сентименталической» поэзии, но указал на существенную опасность, присущую последней,— отрыв идеала от действительности. Между тем идеал, по Г., «это изображение идеи в облике индивида». Иск-во реализует идеал, придает ему конкретную, в т. ч. национальную, форму. Дух народа проявляется в произв. иск-ва и в языке. Подчеркивая творческую природу языка, Г. рассматривал его не только как продукт деятельности, но и как саму деятельность — постоянный творческий процесс, неотделимый от познания истины и напоминающий худож. творчество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

22.0.1767, Потсдам, - 8.4.1835, Тегель), нем. эстетик, языковед,

философ, гос. деятель и дипломат, один из основателей Берлинского ун-та (1810). Взгляды Г. отражали идеалы гуманистич. мировоззрения, сложившегося в Германии к кон. 18 в. (Гете, Шиллер, Гердер); в ряде работ Г. разъяснял этич. и эстетич. смысл поэзии нем. классиков (статьи о поэме Гете «Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой франц. революции, раннее его соч. «Идеи к опыту установления границ деятельности гос-ва» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792, опубл. 1851) - рассуждение о политич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Г. характерен преимуществ, интерес к культуре как целостному органич. единству, к «духу» народов, действующему в истории (работы 1790-1800х гг., посвященные др.-греч. истории и культуре). Вершина науч. деятельности Г. - его работы о языке, в к-рых начала сравнит. языкознания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнит. изучении языков...», «Uber das vergleichende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеч. языков...», «Uber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...», - введение к работе «О языке кави на острове Ява», и мн. др.). Подчеркивая творч. природу языка, Г. рассматривал его в тесной связи с мыслит, деятельностью индивида и народа; язык - не только готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как «непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка воплощено определ. воззрение на мир. Г. явился по существу основоположником философии языка как самостоят. дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

22 июня 1767, Потсдам — 8 апреля 1835, Тегель) — немецкий эстетик, языковед, философ, государственный деятель и дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Взгляды Гумбольдта отражали идеалы гуманистического мировоззрения, сложившегося в Германии к концу 18 в. (Гете, Шиллер, Гердер); в ряде своих работ разъяснял этический и эстетический смысл поэзии немецких классиков (статьи о поэме Гете «Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение «Идеи к опыту установления границ деятельности государства» (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen, 1792, опубл. 1851)—рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Гумбольдта характерен преимущественно интерес к культуре как целостному органическому единству, к «духу» народов, действующему в истории (работы 1790-х—1800-х гг., посвященные древнегреческой истории и культуре). Вершина научной деятельности Гумбольдта—его работы о языке, в которых начала сравнительного языкознания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнительном изучении языков...» — Uber das vergleichende Sprachstudium... 1820; «О различии строя человеческих языков...»—Uber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...—введение к работе «О языке кави на острове Ява» — Uber die KawiSprache auf der Insel Java, Bd 1-3, 1836-39, и мн. др.). Подчеркивая творческую природу языка, он рассматривал его в тесной связи с мыслительной деятельностью индивида и народа; язык—не только готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как «непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка воплощено определенное воззрение на мир. Гумбольдт явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.).

Соч.: Gesammelte Schriften, hrsg. v. A. Leitzmann, Bd 1—17. В., 1903-36; Ibid. В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1—5. Darmstadt—В., 1960—65; Der Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd 1—2. В., 1962; в рус. пер.: Избр. труды по языкознанию. М., 1984; Язык и философия культуры. М., 1985.

Лит.: Гшм Р. Вильгельм фон Гумбольдт... пер. с нем. М„ 1898; Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927; Постовалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982; Spranger E. W. v. Humboldt und die Humanitatsidee. B., 1928; Scwla H. W. v. Humboldt. Werden und Wirken. B., 1975.

А. В. Михайлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм фон (1767-1835)

немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована - 1792, полностью - 1851) - являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Вся философия Г. может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820). В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", т. 1-3, 1836-1839) подчеркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед должен постичь язык как продукт творчества народного духа. Г. явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. Принимая философское учение И. Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм фон (1767- 1835)

немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790 - 1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликовано - 1792, полностью - 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Г. может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820). В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", тт. 1-3, 1836-1839) подчеркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед, по Г., должен постичь язык как самодостаточный продукт творчества народного духа: "В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку - в отличие от всего уже познанного и продуманного им - как неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство - всегда по-новому ощутить непрочувствованное". "Обособив" язык как предмет исследования, Г. явился, по существу, основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал

огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. Эволюция в 19-20 вв. философии языка и научного языкознания в качестве новых "изданий" философского номинализма, как правило, происходила в границах конструктивного преодоления полюсов идеи Г.: а) о языке как органе и орудии мысли; б) языке как органе, образующем мысль (перевод А.Потебни); в) языке как о той "духовной силе, которая в своем существе не позволяет вполне проникнуть в себя" (перевод В.В.Бибихина).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

Humboldt), Вильгельм фон (22 июня 1767 – 8 апр. 1835) – нем. гос. деятель, родоначальник философии языка в Германии, эстетик и писатель. Род. в Потсдаме в семье прусского аристократа. Сторонник объединения Германии; в 1819 был министром внутр. дел Пруссии, уволен в отставку за попытки провести бурж.-либер. реформы. В своей идеалистич. теории и с т о р и ч е с к о г о п о з н а н и я, изложенной в работе "О задачах историка" ("?ber die Aufgabe des Geschichtsschreibers", 1821), Г. основывался на трех положениях: 1) в истории общества все, вытекающее из природной необходимости и из потребности, в дальнейшем развитии служит высшим, идеальным целям; 2) ткань всемирной истории состоит из вечно обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их личными усилиями в зависимости от общей природы человека; 3) историч. жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. В последовательности человеч. действий часть их, по Г., может получить достаточное объяснение с причинной точки зрения, но область этих деяний подвергается также действию новых и не поддающихся предвидению внутр. сил. Время от времени духовная сила выступает в форме неожиданных и необъяснимых явлений. Но именно эти явления и расширяют жизнь, т.к. они происходят из жизненной полноты гения отдельных лиц и целых народов. В области э с т е т и к и наиболее крупной работой Г. является разбор произведения Гете "Герман и Доротея", к-рое Г. рассматривал в связи с вопросом об умств. и нравств. организации человека. Эту точку зрения он возводил в систему эстетики, основанной на мысли о тождестве духа природы и духа человечества. Следуя за Кантом, и в отличие от Шеллинга и Гегеля, Г. полагал, что проблема прекрасного может быть успешно решена только посредством постижения основных духовных способностей человека. Важнейшей из них, по Г., является сила творч. воображения, способная соединять противоречащие друг другу свойства и т. о. подчинять фантазию закону, не нарушая ее свободы. В работе "О языке кави на острове Ява" ("?ber die Kawi-Sprache auf der Insel Java", Bd 1–3, В., 1836–1839) с "Введением о различии строя человеческих языков..." ("Einleitung ?ber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...", рус. пер., СПБ, 1859) Г. развил у ч е н и е о я з ы к е, явившись одним из родоначальников сравнительно-исторического метода его изучения. Идеалистическое по своим филос. основам (язык как деятельность некоей самостоятельной духовной силы, упорядочивающей получаемый извне хаос впечатлений), это учение содержало ряд прогрессивных идей, способствовавших развитию языкознания. Язык, писал он, есть непрерывный осмысленный творческий процесс созидания, вечно повторяющееся усилие духа сделать членораздельный звук средством выражения мысли. Выполняя функцию коммуникации, язык передается от одного поколения к другому. Г. подчеркивал неразрывную связь языка и "духа народа", общность к-рого определяет языковую общность в рамках данной нации. Язык есть средство выражать уже готовую истину и, особенно, открывать прежде неизвестную. Прогрессивной была мысль Г. об обществ. природе языка. По Г. человек понимает себя, только испытавши на других понятность собственных слов. Прогрессивной была и мысль Г. о том, что познание формируется лишь через обществ. отношения (хотя Г. понимал их идеалистически) и что важная роль в этом формировании принадлежит языку. Г. стремился найти синтез субъективного и объективного, который, по его мысли, открывается в полной мере в явлении прекрасного, а потому язык в самой глубокой своей сути напоминает искусство. В политич. трактате "О границах деятельности государства" ("Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen", 1792, рус. пер. в приложении к кн.: Гайм Р., Вильгельм фон Гумбольдт..., М., 1898) Г. развивал взгляд Канта на гос-во как на юридич. учреждение, цель к-рого – только охрана права, и отверг идею о том, что гос-во должно содействовать благосостоянию граждан. Выступая против феод. регламентации общества, Г. считал что, попытка достижения такой цели ведет к пагубному вмешательству гос-ва во все отрасли жизни. Гос-во, по Г., должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутр. безопасности. Своими антифеод. идеями, деятельностью в области высшего образования (реформа системы просвещения в Пруссии, учреждение Берлинского ун-та и др.) и особенно учением о языке Г. оставил глубокий след в истории нем. культуры. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–17, В., 1904–36. Лит.: Житецкий П. И., В. Гумбольдт в истории философского языкознания, "Вопросы философии и психологии", 1900, кн. 51; Потебня ?. ?., Мысль и язык, 4 изд., Одесса, 1922; Шпет Г. Г., Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта), М., 1927; Scheinert M., W. von Humboldts Sprachl hilosophie, Lpz., 1908; Stryk G., W. von Humboldts ?sthetik als Versuch einen Neubegr?ndung der Sozialwissenschaft dargestellt. В., 1911; Fuente, Hans aus der, W, von Humboldts Forschungen ?ber ?sthetik, Giessen, 1912; Harnack O.,W. von Humboldt, В., 1913; Spranger E., W. von Humboldt und die Humanit?tsidee, 2 Aufl., В., 1928; Schultz W., Das Problem der historischen Zeit bei W. von Humboldt, "Vierteljahrsschr. Literaturwiss. und Geistesgesch.", 1928, Bd 6; Jahrmarkt J., Freiheit und Notwendigkeit bei W. von Humboldt, Lpz., 1932 (Diss.); Grube K., Wilhelm von Humboldts Bildungsphilosophie, Halle, 1935; Вinswanger P., W. von Humboldt, Lpz., 1937; Howald E., W. von Humboldt, Erlenbach – Z., 1944; Velarde J. M., G. de Humboldt y la filosofia del lenguaje, Madrid, 1955. В. Асмус. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН — 0

Найдено научныех статей по теме ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН — 0

Найдено книг по теме ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН — 0

Найдено презентаций по теме ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН — 0

Найдено рефератов по теме ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН — 0