ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

Найдено 1 определение
ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
знание о собственно человеческом в человеке, что сосуществует в нем вместе и наряду с его физическими, физиологическими и прочими натуралистическими определениями. Предмет гуманитарного знания — человечески значимое и значащее содержание, личностные измерения объектов, их «судьбоносность». Вещь может стать гуманитарной в случае сопряжения с ней человеческих ценностей, свойств, качеств. По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать» из себя человеческое, по степени замкнутости на человека, собственно, и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного знания. Предмет гуманитарного знания образует реальность, так сказать, самонетождественная, превосходящая свои физические пространственно-временные пределы. Она потому не равна себе самой, что наделена человеческим смыслом: воплощает вне- и сверхприродные значения, относящиеся к самоопределению человека, его самодеятельности. Реальность, следовательно, борется не в форме объекта, а субъективно, что и позволяет выделять в ней специфически человеческие значения и предназначения, квалифицировать ее как гуманитарный предмет. Любая картина, скульптура, звук, жест сами по себе, как таковые, еще не гуманитарные объекты. Они становятся гуманитарными, когда воспроизводят, побуждают в нас человеческие возможности, отсутствовавшие до контакта с ними.
Экстенсивно предмет гуманитарного знания образует широкий спектр феноменов, выражаемых понятием «мир человека», куда входит все актуально и потенциально переживаемое, выстраданное, индивидуально значимое. Это — интенции, ценности, значения, смыслы, интерсубъективные и аутокоммуникативные отношения, детерминированные различными уровнями сознания; это — текущее настоящее, прошедшее прошлое, открытое к протеканию будущее, данные в памяти, эмоциях, душевных порывах, всех расположенностяхи предрасположенностях, которые конструируют и конституируют мир из «субъективной спонтанности»; в более общей форме это — целостный континуум реальности, составляющий достояние и внутреннее богатство индивида.
Гуманитарное знание, следовательно, есть знание о том, что не укладывается в «точную» науку в принятом понимании слова. Оно есть знание о чисто экзистенциальных ценностях, обо всей внутренней сложности личности с ее многочисленными потребностями, самовыражением и самореализацией; оно есть знание обо всех приоритетных проблемах человека и человечества, какими являются духовные проблемы, лежащие в границах самоотречения, самоуважения, самопознания, самообразования, самоосуществления и подпадающие под столь фундаментальные аксиологические начала, как Истина, Добро, Красота, Польза.
Познание в сфере гуманитарного апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу. Последнее определяет ряд особенностей концептуальной репрезентации предмета гуманитарного знания в форме его объекта. Во—первых, оно обусловливает его более мобильный, гибкий статус. В противоположность объекту естествознания объект гуманитарного знания в гораздо меньшей мере стеснен своей внутренней сущностью, само его существование как объекта (смысла) есть дериват некоего априорного относительно него принципа его осмысления, порождающей семантической модели. Во—вторых, оно обусловливает его двойственную сущность. Дело в том, что сущность объекта гуманитарного знания слагается, с одной стороны, из понимания некоторого знака как достояния человеческого, а с другой — его декодирования, расшифровки, т. е. из его конструктивного понимания-истолкования. Объект знания здесь, таким образом, есть смысловая реальность, которая развертывается при контакте с фрагментом реальности как конструктивная оценка и переоценка сопрягаемых с ним личностных ценностей и смыслов. Отсюда вытекает: объект гуманитарного знания образует не пространство эмпирически-фактуальных данностей, а пространство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих при усвоении и освоении культуры.
В пределах гуманитарного знания мир задан человеку не вещно-натуралистическим, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Собственно это и определяет основные задачи гуманитария: ценностно окрасить мир, наполнить его смыслом, сделать сопричастным человеку (экзистенциальный аспект) и общечеловеческой культуре (культурологический аспект). (См. культура, ценности, человек).
В.В. Ильин

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
67.75 кб

Гуманитарное знание в XXI веке

Камалдинова Элионора Шайхутдиновна, Кузнецова Татьяна Федоровна
Читать PDF
137.89 кб

Деколонизация гуманитарного знания

Тлостанова Мадина Владимировна
Статья представляет эпистемологию, политические и этические взгляды и социально-философские установки деколониального поворота одного из современных альтер-модерных международных проектов.
Читать PDF
76.04 кб

Компьютеризация и гуманитарное знание

Галинская И. Л.
Читать PDF
291.23 кб

Семья как объект гуманитарного знания

Лукьянченко Наталья Владимировна
В статье рассматриваются значимость семьи как особой группы, смыкающей в себе индивидуальное и социальное в жизнедеятельности человека. Даётся классификация подходов к исследованию семьи в гуманитарных науках.
Читать PDF
129.12 кб

Эпистемы в теории гуманитарного знания

Николина Надежда Валерьевна
В статье рассматриваются основные особенности гуманитарного знания, выявляется место и форма предпосылочного знания в теории гуманитарного знания. Понятие «эпистема» трактуется в философии М. Фуко.
Читать PDF
149.00 кб

Дизайн в контексте гуманитарного знания

Щедрина С. В.
В статье анализируются различные направления дизайнерской деятельности как целостная система.
Читать PDF
14.45 мб

Общество знаний и гуманитарные технологии

Алексеева И.Ю.
Читать PDF
681.10 кб

Управление временем в гуманитарном знании

Попова Алена Владимировна
Рассматриваются некоторые свойства времени как достижения теоретического знания. Описывается параллель с результатами практической дисциплины, тайм-менеджмента, выраженными в максимах, в призыве к конкретным действиям.
Читать PDF
1.43 мб

Гуманитарное знание. Что это? к чему оно?

Садовников Валерий Николаевич
Читать PDF
419.44 кб

Величие и бесценность гуманитарного знания

Гуревич П.С.
Читать PDF
263.39 кб

Существует ли кризис гуманитарного знания?

Галинская И. Л.
Читать PDF
391.26 кб

Социальная рефлексия в гуманитарном знании

Чекушкина Елена Николаевна
В статье анализируется роль и виды социальной рефлексии в гуманитарном знании.
Читать PDF
285.20 кб

Гуманитарное знание и идеальные конструкции

Гутнер Григорий Борисович
Понятие идеального конструирования, рассматриваемое обычно в связи с естествознанием, применяется к гуманитарным наукам.
Читать PDF
389.48 кб

Понимание коммуникации в гуманитарном знании

Кузнецова Евгения Владимировна
Коммуникация является объектом изучения многих отраслей современного гуманитарного знания: философии, социологии, психологии, лингвистики.
Читать PDF
236.83 кб

Гуманитарное знание в визуальной антропологии

Круткин Виктор Леонидович
В фильме Жана Руша «Безумные господа» показаны процессы распада европейских колоний Западной Африки.