ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

“ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ” ЭТИКА
направление в буржуазной теории морали, получившее распространение в США начиная с 20-х гг. 20 в. Осн. ее представители — У. Файт, И. Бэббит, К. Гарнет и И. Левин — дали такое название своим теориям на том основании, что нравственность выводится в них из “специфически человеческих”, с т. зр. этих авторов, явлений, в действительности же — из явлений индивидуальной психологии. Такое ограничение оснований морали приводит сторонников “Г. э.” к крайне индивидуалистическому и субъективистскому пониманию нравственности. Критерий морали они сводят к осознанию человеком своих действий и готовности отказаться от всякой заранее поставленной цели (Файт), к внутренней сосредоточенности индивида и отказу от “внешней экспансии” (Бэббит), к мудрости (Гарнет) или, наконец, к разумности поведения (Левин). Все эти критерии являются чисто формальными, не раскрывают конкретного содержания морали: они произвольно выхвачены из сложной системы моральных отношений личности и об-ва. “Г. э.” отрицает значение в морали общих принципов, одинаково распространяющихся на всех людей; выступает здесь в качестве единственного судьи своих действий. Файт, напр., приходит к выводу, что человек не обязан уважать интересы др. людей, к-рые сами не могут постоять за себя. Откровенный индивидуализм “Г. э.” иногда переходит в оправдание эгоизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

«ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ» ЭТИКА
направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в США начиная с 20-х гг. XX в. Его гл. представители - У. Файт, И. Бэббит, К. Гарнет и И. Левин. Такое название было дано этой теории ее авторами на том основании, что они выводят нравственность из «специфически человеческих, с их т. зр„ явлений, в действительности же из явлений психологии отдельной личности, из особенностей ее поведения и психики Попытка ограничиться в данном случае опытом обособленной личности приводит сторонников этого направления к крайне индивидуалистическому и субъективистскому пониманию морали. «Г.» э. отрицает значение общих принципов в морали, распространяющихся на всех людей; в результате каждая отдельная личность выступает единственным судьей самой себе. Так, с т зр. Фанта, понятие добра всегда индивидуально и имеет смысл исключительно для личного сознания того или иного человека; добро же др. людей имеет лишь то значение, что помогает индивиду понять самого себя. Отсюда Файт делает вывод, что человек не обязан уважать интересы др. людей, если они сами не могут постоять за себя. Индивидуализм переходит, т. обр., у нек-рых «гуманистов» в обоснование откровенного эгоизма, обнажая действительную, антигуманную сущность их учения. В своеобразной интерпретации идеи «Г», э. высказывались нек-рыми представителями экзистенциализма и неофрейдизма, в т. ч, Сартром и Фроммом.

Источник: Словарь по этике

Этика гуманистическая
этика, ориентированная на человека, его жизнь, свободу и интересы. Г.э. рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, считая, что основы «добродетели» заложены в характере зрелой и целостной личности, а «порок» заключается в безразличии к своему Я. Э. Фромм, основоположник Г.Э., утверждает поэтому, что «не самоотречение и себялюбие – а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я – вот высшие ценности гуманистической этики». Г.э. опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки. Для Г.э. человек, его жизнь и свобода – высшая ценность и цель, а все, что служит самореализации человеческой сущности, признается средством и гарантом достижения цели. Основной метод моральной регуляции в Г.э. – свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность. Г.э. базируется на принципе индивидуализма, понимаемом как любовь к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает свою «самость», предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другим. Г.э. выступает методологической основой биомедицинской этики в целом и принципа автономности пациента в частности.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов