ГУЙГУ-ЦЗЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гуйгуй-цзы («учитель из долины оборотней»)

в китайской мифологии бессмертный мудрец. Согласно мифу, Гуйгуй-цзи жил при государе Хуан-ди, помогая ему в завершении трудов Шэнь-нуна по сельскому хозяйству и определению лекарственных свойств растений. Был спутником Лао-Цзы в его путешествии на запад. Он также считается покровителем прорицателей. Так как большинство из них были слепыми или носили очки, Гуйгуй-цзи почитался и как покровитель торговцев очками. Ему же приписывали их изобретение.

Источник: Словарь китайской мифологии

«ГУЙГУ-ЦЗЫ»
один из «неаутентичных» даосских текстов. Традиционно «Гуйгу-цзы» датируется 4 в. до н. э., впервые упоминается в суйской истории, где он отнесен к произведениям т. н. школы «союзов по вертикали и горизонтали» (цзунхэн цзя). Существует предположение, что под псевдонимом Гуйгу-цзы («Учитель из ущелья духов предков») скрывается Су Цинь (4 в. до н. э.), один из основателей школы цзунхэн цзя. По другой версии. Су Цинь, предлагавший союз «по вертикали», т. е. расположенных с севера на юг царств Янь, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Чу против царства Цинь, и его соперник Чжан И, выступавший за союз царств «по горизонтали», т. е. с востока на запад, возглавляемый царством Цинь,—оба ученики Гуйгу-цзы. Современный текст в трех книгах сопровождается комментарием Тао Хунцзина (456—536). Основное содержание «Гуйгу-цзы» может быть истолковано как описание традиционных даосских техник продления жизни (ян шэн), связанных с медитативной практикой (чуай мо); через нее достигается познание собственной «истинной природы» (сил), определяемой актуальной конфигурацией в мире и в теле индивида (макрокосме и микрокосме) энергий инь ян, действие которых здесь описывается в натурфилософских терминах «открывания— закрывания» (бай—хэ) всепорождающего лона неба-природы. Все эти натурфилософские концепты, по мысли авторов «Гуйгуцзы», могут быть успешно применены и в сфере политического планирования.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ГУЙГУ-ЦЗЫ
Мудрец из Ущелья навей"). Основополагающий трактат древнекит. школы политич. философии цзунхэн цзя (букв, "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [политич. связей]"), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже. Сов р. текст "Г. -ц.", осн. на комментированной редакции Тао Хунцзина (5 - 6 вв.), снабженный послесловием Жуань Юаня (18 - 19 вв.) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянъ), две из них ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, к-рому приписывается еще одно соч. - "Г.-ц. тянь суй лин вэнь" ("Духовный текст Мудреца из Ущелья навей о небесной сердцевине" - два "свитка"), как и "Г.-ц.", входящее в собр. даос, текстов "Дао цзан". В "Каталоге к Дао цзану" ("Дао цзан му лу", 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в "Ши цзи" (гл. 69, 70) Сыма Цяня *(2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзунхэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что "Г.-ц."- это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), к-рый, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании "Г.-ц.". Выраженные в трактате воззрения в осн. представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное"-ци [1]) и "принципосообразное" (ли |1]), но "телесно" (син [2]) не оформленное исходное состояние к-рого наз. "утонченным духом" (шэнь лин). Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы гл. структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди [2]), инь [1] и ян [1], "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ [21), к-рые вместе с аналогичной парой пи (синоним бай) и хэ [2J из "Чжоу и" ("Си цы чжуань", I, 11) восходят к мифологич. образу ворот, философско-поэтически осмысленному в "Дао дэ цзине" (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в "Г.-ц." теоретич. обоснованием легистских принципов политич. прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим назв. гл. 5. Но "чтобы знать др. людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь [1])" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь [1]) является гл. среди пяти "пневм" человека; остальные четыре - "горняя душа" (хунь, см. Хунь по), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин [3]), "воля" (чжи [3]). Согласно "Г.-ц.", имена (мин [2]) "рождаются" от "реалий" (ши [2]), а "реалии" - от "принципов" (ли [1]). Совместно выражая чувственные свойства (цин [2], см. Сип [1]), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ [1]). **Kim Chung-Se. Kuei-kuh-Tze, der Philosoph vont Teufelstal (Einleitung und ubersetzung des Textes) // Asia Major. 1927. №4. А.И. Кобзе

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь