Гуго ВикторинецГУГО СЕНВИКТОРСКИЙ

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Найдено 3 определения термина ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto-Victore)

род. 1096, Хартингам, Гарц - ум. 11 февр. 1141, Париж) - нем. схоласт периода ранней схоластики, с 1115 жил в Париже, в Сен-Викторском монастыре (с 1125 - в качестве учителя, с 1133 - в качестве настоятеля школы), и основал т. н. "школу Сен-Виктора". В естественнонаучном отношении шел намного впереди своего времени (применение математического метода в физике, предположение об атомистической структуре и постоянстве материи), пролагал путь свободному научному исследованию, не опекаемому церковью ("Изучай все! Позже ты увидишь: ничто не лишне"), и в познании различал мнение, веру и знание. Всех живых существ он рассматривал как наделенных душой, а глубочайшим душевным даром человека считал "способность видения прототипов" вместе со способностью мистического постижения Бога: "Возвыситься до Бота - это значит войти в свое Я, но не только; это значит также невидимым образом выйти за пределы самого себя".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИИ

Hugo de Sancto Victore) (р. ок. 1096 – ум. 11 февр. 1141) – франц. философ-мистик и теолог-схоласт, представитель реакционной сен-викторской школы. Выходец из нем. графского рода Бланкенбургеров. Учился в Париже у крайнего реалиста Гильома из Шампо. Считая объектом познания бога, полное постижение к-рого человеком невозможно, Г. С.-В. объявлял чувств. восприятие внешнего мира низшим, а мистич. созерцание – высшим способом познания. Человеч. разум, занимающий промежуточное положение между тем и другим, может приблизиться к созерцанию только посредством веры. Христ. догматику Г. С.-В. объявлял либо согласной с разумом, либо стоящей выше разума, но не противной ему. С помощью схоластич. силлогизмов он стремился доказать существование бога, его атрибутов, а также оправдать существование зла в мире. Г. С.-В. также принадлежит соч. "Didascalicon" – своеобразный свод и классификация знаний того времени и руководство по методике преподавания в высших школах, в к-ром светское знание рассматривается лишь как подготовительное к изучению богословия. Сторонник папской теократии, Г. С.-В. обосновывал верховенство духовной власти над светской. Учение Г. С.-В. своеобразно сочетало мистику Бернара Клервоского и схоластику Ансельма Кентерберийского и отразило острую идейную борьбу, развернувшуюся в Зап. Европе в 12 в. в связи с возвышением городов и зарождением рационалистич. идей, противопоставленных авторитету церкви. Оно явилось попыткой полного подчинения разума авторитету церк. догматики и было противопоставлено прогрессивному направлению в ранней схоластике (см. Абеляр). Взгляды Г. С.-В. оказали большое влияние на дальнейшее развитие реакц. направления ср.-век. мистики. Соч.: см. Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur J. P. Migne, t. 175–77, P., 1844–64. Лит.: Mignon ?., Les origines de la scolastiques et Hugues de Saint-Victor, v. 1–2, P., 1895; Kilgenstein J., Die Gotteslehre des Hugo von St. Victor..., W?rzburg, 1897. С. Стам. Саратов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, замок Бланкенбург, Саксония (?)—11 февраля 1141, Париж) — средневековый богослов и философ августинианского направления, глава Сен-Ви.кторской школы. Около 1115 переехал в Париж и вплоть до самой смерти жил в Сен-Викторском аббатстве, занимаясь (с 1125) преподаванием. Изложил в энциклопедическом «Дидаскалике» (Didascalicon) обширную образовательную программу, включавшую свод предписаний о порядке и правилах чтения. Опираясь на Боэция, Кассиодора и др., делил знание на теоретическое, практическое, логику и механику. Научное познание сотворенного мира имеет, по Гуго, лишь пропедевтическое значение и «находится в услужении» у богословия, цель которого—умозрительное постижение Бога-Творца на основе истин Откровения. В сочинении «О таинствах христианской веры» утверждал, что первообразы вещей предначертываются волей Творца, упорядочиваются его мудростью и осуществляются в материальной вселенной благодаря его всемогуществу. Душа есть «лучшая часть человека, или скорее сам человек», и потому она всегда тождественна подлинному Я. Гуго не разрабатывал сколько-нибудь детально августиновское учение о внутреннем чувстве, присущем человеку как эмпирическому субъекту, а отдавал предпочтение экземпляристской концепции самосознания ума, изложенной Августином в трактате «О Троице». В качестве основных познавательных способностей души он рассматривал телесное чувство (sensus), тесно связанное с воображением (imaginatio), рассудок (ratio), чья деятельность по образованию общих понятий описывалась им в соответствии с установками аристотелевской теории абстракции, и разум (intelligentia), для характеристики которого он использовал августиновскую доктрину божественного озарения. В споре об универсалиях фактически склонялся к умеренному реализму. Ратуя за то, чтобы неполнота знания о сущности Бога не оправдывала неведения о его существовании, Гуго наметил контуры космологического доказательства бытия Бога, но более сильным аргументом ему представлялся факт осознания субъектом себя как бестелесного и вместе с тем имеющего начало во времени, что служит основанием для вывода о наличии предвечной нематериальной первопричины. Отстаивал приоритет созерцания (contemplatio) перед рассудочным мышлением (cogitatio): направляемое свыше восхождение к Абсолюту идет от раскрытия символического смысла, заключенного в «книге природы» и особенно в библейских текстах, к «тайне внутреннего созерцания», гарантирующей обретение совершенной любви. В духе христианского провиденциализма трактовал исторический процесс как последовательность трех эпох: естественного закона, писаного закона и благодати. Оказал влияние на Бонавентуру и других представителей зрелой схоластики.

Соч.: MPL, t. 175—177; Didascalicon. De Studio Legendi, a critical text by C. H. Buttimer. Wash., 1939; De contemplatione et ejus speciebus, introduction, texte, traduction et notes par R. Baron. Tournai elc., 1958; Opera propaedeutica (Practica geometriae. De grammatica. Epitome Dindimi in philosophiam), ed. R. Baron. Notre Dame, 1966; в рус. пер.: О созерцании и его видах: о пяти способах познания Бога, пер., прим. и послесловие М. А. Гарнцева.— В кн.: Знание за пределами науки. М., 1996, с. 304-314.

Лит.: Baron R. Science et sagesse chez Hugues de Saint-Victor. P., 1957; Ehlers J. Hugo von St. Viktor. Studien zum Geschichtsdenken und zur Geschichtsschreibung des 12 Jahrhunderts. Wiesbaden, 1973; KleinsJ. P. The Theory of Knowledge of Hugh of Saint Victor. Wash., 1944; Schiene H. S. Die Nichtigkeit der Welt. Der philosophische Horizont des Hugo von St. Viktor. Munch., 1961.

M. А. Гарнцев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено книг по теме ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ — 0