ГУ ЯНЬУГУАН ХУН МИН ЦЗИ

ГУА

Найдено 2 определения термина ГУА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ГУА

Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологич. категорий кит. философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификац. схем (восьми триграмм - ба Г. и 64 гексаграмм - люшисы Г.). Этимологически восходит к изображению геометризированных графич. результатов скапулимантии - гадания на костях (бу). Это значение Г. отражено в "Сюнъ-цзы", гл. 9 (4 - 3 вв. до н.э.). Позднее Г. были связаны с другой гадательной практикой - на тысячелистнике (ши [7]), построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в "Цзо чжуани" (4 в. до н.э.). В итоге Г. объединили идеи геометрич. символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретич. нумерологическая методология (см. Сян шу чжи сюэ). Кит. традиция выводит происхождение Г. из мифич. истоков цивилизации - деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, к-рый якобы использовал чудесно явленные Г. как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразные законам природы. Целостная филос. концепция Г. впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части "Чжоу и" ("Си цы чжуань", "Шо гуа чжуань"). Согласно "Си цы чжуани", "предел сокровенного в Поднебесной заключен в Г.", к-рые, т.о., выступают воплощением миропорядка. Специфику категории Г. составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графич. символов - восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые - из шести черт двух видов (целой - ян [ 1 ] и прерванной - инь [1], см. Инь ян) во всех возможных комбинациях. Каждой Г. присущи индивид, имя (восемь триграмм и их удвоения - восемь гексаграмм - одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкр. содержания. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификац. схем. Она в наглядных символах (сян [1], см. С ян шу чжи сюэ) "распределяет по родам свойства всей тьмы вещей" ("Си цы чжуань", II, 2), т.е. охватывает любые аспекты действительности - части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т.д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т.п. Структурно и онтологически Г. представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) "Единого" - "Великого предела" (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статич. плане каждый из наборов - восемь триграмм и 64 гексаграммы - зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю дин. Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Последнее реализовано в канонич. части "Чжоу и". Последовательная смена черт Г. в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель к-рой, нем. философ и математик Лейбниц, истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе был обнаружен текст "Чжоу и" (2 в. до н.э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси. Г. располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на "мужские" и "женские"; образуют пары по двум главным принципам: "обратности" (фань), т.е. перевернутости на 180, и "супротивности" (дуй), т.е. противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиц. кит. логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамич. плане взаимопревращения Г. путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы циклич. развития космоса в основополагающей для "Чжоу и" теории "кругообразных перемен" (чжоу и). В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) при посредстве мистико-натурфилос. построений иньян цзя, "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен", см. Цзин сюэ), оракуло-апокрифич. (чэнь вэй) традиции общемстодологич. потенциал схем Г. был реализован в максимальном увеличении их онтологич. референтов и координации со всеми др. аналогия, схемами - прежде всего "пятью элементами" (у син [1]), циклич. и зодиакальными знаками, магич. числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. В соч. "Лес перемен" ("И линь") Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1 - 2 вв.) система "Чжоу и" была усложнена до 4096 членов - корреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н.э. - 1 в.) в "Каноне Великой тайны" ("Тай сюань цзин") предложил альтернативную систему, в к-рой 64 Г. заменены 81 тетраграммой (шоу - букв, "голова"). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой Г., развитие к-рой достигло апогея в эпоху Сун (10-13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологич. философии - учения Шао Юна (11 в.) и Цай Шэня (12-13вв.). Г. вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), лит-ры и искусства, всей традиц. культуры Китая. ** Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1993; Карапетьянц А.М. "Ба Г." как классификац. схема // 13-я НК ОГК. 4.1. М., 1982; Зинин С.В. К проблеме построения гексаграмм "И цзина" // Там же; Кобзев А.И. Нумерологич. методологий классич. кит. философии // 14-я НК ОГК. 4.1. М., 1983; Карапетьянц А.М. К проблеме структуры "И цзина" // Там же; Зинин С.В. Два принципа орг-ции гексаграмм "И цзина" // Там же; Его же. Отражение "И цзииа" в "Цзо чжуани" и концепция перемен // 15-я НК ОГК. 4.1. М., 1984; Shernl W.A., Chu W.K. An Antology of I Ching. L., etc., 1977. А.И. Кобзе»

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ГУА (триграмма, гексаграмма)

одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм — ба гуа и 64 гексаграмм — люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов гадания на костях. Это значение гуа отражено в «Сюнь-цзы», главе 9. Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой—на тысячелистнике, построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в «Цзо чжуани» (4 в. до н. э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология (сян шу чжи сюэ). Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации—деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы.

Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части «Чжоу н» («Си цы чжуань», «Шо гуа чжуань»). Согласно «Си цы чжуани», «предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа», которые, т. о., выступают воплощением основ миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов— восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые — из шести черт двух видов (целой — ян и прерванной — инь) во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения—восемь гексаграмм— одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Напр., двум парам главных гуа 11 соответствуют имена Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия «творчество» и «исполнение» и т. д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах «распределяет по родам свойства всей тьмы вещей», т. е. охватывает любые аспекты действительности — части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т. д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т. п. Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) «Единого» — «Великого предела» (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов—восемь триграмм и 64 гексаграммы—зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11—Звв. до н. э.). Последнее реализовано в канонической части «Чжоу и». Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой Г. Лейбниц истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе (КНР) был обнаружен текст «Чжоу и» (2 в. до н. э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси. Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на «мужские» и «женские»; образуют пары по двум главным принципам: «обратности» (фань), т. е. перевернутости на 180°, и «супротивности» (дуй), т. е. противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамическом плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы циклического развития космоса в основополагающей для «Чжоу и» теории «кругообразных перемен» (чжоу и).

Квадратное расположение 64 гексаграмм в порядке фуси

Расположение восьми триграмм в порядке Фуси

Расположение восьми триграмм в порядке Вэнь-вана

В эпоху Хань (3 в. до н. э.—З в. н. э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений иньян цзя, «школы новых текстов», оракуло-апокрифической традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами — прежде всего «пятью элементами» (у сип), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами ХэтуиЛо шу. В сочинении «Лес перемен» («И линь») Цзяо Яньшоу (1 в. до н. э.) или Цуй Чжуаяя (1— 2 вв.) система «Чжоу и» была усложнена до 4096 членовкорреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н. э.— 1 в. н. э.) в «Каноне Великой тайны» («Тай сюань цзин») предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу—буквально «голова»). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно, также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10—13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии—учения Шао Юна и Цай Шэня (12—13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной культуры Китая.

Лит.; Карапетъячц А. М. «Ба гуа» как классификационная схема. B сб.: 13-я научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 1. M., 1982; Зинин С. В. К. проблеме построения гексаграмм «И цзина».—Там же; Карапетьянц А. М. К проблеме структуры «И цзина».—В сб.: 14-я научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 1. М., 1983; Зинин С. В. Два принципа организации гексаграмм «И цзина».—Там же; Он же. Отражение «И цзина» в «Цзо чжуани» и концепция перемен.—В сб.: 15-я научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 1. М., 1984; Кобзев А. И. Учение о символах и числах в классической китайской философии. М., 1994; Щуцкии Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1997; Sherril W. A.. Chu W. K. An Antology of Ching. L. etc., 1977.

А. И. Кобзев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ГУА — 0

Найдено научныех статей по теме ГУА — 0

Найдено книг по теме ГУА — 0

Найдено презентаций по теме ГУА — 0

Найдено рефератов по теме ГУА — 0