ГРЮНБАУМ Адольф

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГРЮНБАУМ (Grunbaum) Адольф
p. 1923) - амер. философ науки. С 1956 - проф. в ун-те Бентелема, с 1960 - проф. Питтсбургского ун-та, основатель Центра по философии науки в этом ун-те. Г. внес вклад во многие разделы философии науки, прежде всего философии физики. Его основная работа "Философские проблемы пространства и времени" (рус. пер. М., 1969) является систематическим изложением эмпирикореалистической концепции пространства и времени. Опираясь на идеи Рейхенбаха, Г. считает, что в основе философской теории пространства и времени лежит вопрос о гносеологическом статусе отношений пространственной и временной конгруэнтности. При решении этого вопроса вслед за известным математиком прошлого века Риманом и Рейхенбахом выступил в защиту реляционного подхода, утверждающего, что физическое пространство и время не имеют внутренне присущей им метрики. Г. предложил также теоретико-множественное решение апории Зенона о метрической протяженности для случая континуума пространства и времени; сформулировал ряд критических аргументов против тезиса Дюэма - Куайна; показал необоснованность утверждения Поппера о том, что метод смелых предположений и решительных опровержений является подлинным методом науки. В частности, в противоположность мнению Поппера, Г. доказывает, что психоанализ удовлетворяет критериям фальсификации и поэтому должен рассматриваться как научная теория в соответствии с попперовским критерием демаркации. На основе этого выступает в работах последних лет в защиту психоаналитической теории и практики.
Modern Science and Zeno&s Paradoxes. L., 1968; Geometry and Chronometry in Philosophical Perspective. Minneapolis, L., 1968; The Foundations of Psychoanalysis: a Philosophical Critique. Berkeley, 1984; Теория Фрейда и философия науки // Вопросы философии. 1991, № 4.

Источник: Современная западная философия: словарь

ГРЮНБАУМ Адольф
род. 15 мая 1923, Кельн)—американский философ науки, ученик К. Гемпеля. С 1956—профессор университета в Бентелеме, с I960— профессор Питтсбургского университета и руководитель Центра по философии науки в этом университете. Грюнбаум внес вклад во многие разделы современной философии науки, прежде всего в философию физики. Одна из его основных работ — «Философские проблемы пространства и времени» (рус. пер. 1969)—представляет собой систематическое изложение эмпирико-реалистической концепции пространства и времени. Опираясь на идеи Рейхенбаха, Грюнбаум считает, что в основе философской теории пространства и времени лежит вопрос о гносеологическом статусе отношений пространственной и временной конгруэнтности. При решении этого вопроса вслед за Б. Риманом и X. Рейхенбахом он выступает в защиту реляционного подхода, утверждающего, что физическое пространство и время не имеют внутренне присущей им метрики. Выдвинутый Грюнбаумом тезис о геохронометрическом конвенционализме, т. е. о конвенциональном характере отношений конгруэнтности и одновременности, хорошо согласуется с его общей реалистической философской позицией. Опираясь на обобщения понятия времени, он принимает в качестве основного временного отношения отношение «между» (а не «раньше» и «позже»), нейтральное к конструкциям замкнутого и открытого времени.
Грюнбауму принадлежит ряд важных результатов в философии науки: он предложил теоретико-множественное решение апории Зенона о метрической протяженности для случая континуума пространства и времени; сформулировал критические аргументы против тезиса Дюэма— Куайна; выдвинул ряд возражений против концепции К. Поппера, утверждая, в частности, что метод смелых предположений и решительных опровержений является подлинным методом науки и т. п. В последние годы активно занимается философским исследованием психоаналитической теории 3. Фрейда.
Соч.: Geometry, Chronometry and Empiricism.— Scientific Explanation, Space and Time. Minneapolis, 1962, p. 405—526; Modern Science and Zenos Paradoxes. L., 1968; Geometry and Chronometry in Philosophical Perspective. Minneapolis, 1968; Can We Ascertain the Falsity of a Scientific Hypothesis? — M. Mandelbaum (ed.). Observation and Theory in Science. Baltimore—L., 1971, p. 69—129; Philosophical Problemsof Space and Times, 2 enlarged ed.—Boston Studies in the Philosophy of Science, v. 12. Dordrecht—Boston, 1973; Is Falsifiabilily the Touchstone of Scientific Rationality? Karl Popper Versus Inductivism.—Essay in Memory of 1. Lakatos. Dordrecht—Boston, 1976, p. 213—52; The Foundations of Psychoanalysis: a Philosophical Critique, Berkeley, 1984; Теория Фрейда и философия науки «ВФ», 1991, № 4, с. 90-106.
Лит.: Feyerabend P. К. Comments on Grunbaums «Law and Convention in Physical Theory».—Current Issues in the Philosophy of Science. N. Y., 1961; Putnam H. An Examination of Gruenbaums Philosophy of Science.—The Delaware Seminar, v. 2. N. Y.—L., 1963, p. 205—55, B. H. Садовский

Источник: Новая философская энциклопедия

ГРЮНБАУМ (Grunbaum) Адольф (р. 1923)
американский философ науки немецкого происхождения. С 1938 - в США. Профессор университета г. Бентелем (с 1956). Преподавал проблемы релятивистской теории в Питтсбургском университете (с 1960, основатель и руководитель Центра по философии науки этого учебного заведения). Основные сочинения: "Геометрия, хронометрия и эмпиризм" (1962), "Философские проблемы пространства и времени" (1963), "Современная наука и парадоксы Зенона" (1968), "Основания психоанализа. Философская критика" (1984) и др. С точки зрения Г., философская теория пространства-времени должна основываться на гносеологической по сути проблеме статуса отношений пространственной и временной конгруэнтности. Разделяя позицию "геохронометрического конвенционализма" - тезиса о конвенциональном статусе отношений конгруэнтности и одновременности, Г. полагал (в противовес схеме Ньютона), что физическому пространству и времени не присуща внутренняя метрика. Г. предложил оригинальное теоретико-множественное решение апории Зенона о метрической протяженности для случая континуума пространства-времени. Неоднократно полемизировал с концепцией научного знания Поппера (статьи "Является ли фальсифицируемость краеугольным камнем научной рациональности? Карл Поппер против индуктивизма"; "Способна ли одна теория ответить на большее число вопросов, чем другая, соперничающая с ней?"; "Является ли законным метод ниспровергающих построений в науке?"; "Вспомогательные гипотезы ad hoc и фальсификационизм"). По мнению Г., воинствующий антииндуктивизм Поппера неоправдан и малообъясним. Точку зрения, согласно которой преимущество более новой теории определимо по тому параметру, что она оказывается в состоянии ответить на большее число вопросов по сравнению с предыдущей, Г. считал ошибочной. По Г., заказ на всеобъемлющее и всестороннее объяснение реальности (либо ее фрагмента) неисполним ни для какой научной теории. Некоторые проблемы, принципиально непостижимые, например, в модели мирообъяснения Эйнштейна, находят свое разрешение в концепции Ньютона. (Вопрос "почему орбита планеты с ничтожно малой массой, находясь в солнечном гравитационном поле, имеет форму совершенно замкнутого вокруг Солнца эллипса", по мнению Г., имеет однозначный ответ у Ньютона и выглядит "основанным на ошибочной предпосылке" у Эйнштейна). Не соглашаясь с мнением Поппера о ненаучности психоанализа вследствие его принципиальной нефальсифицируемости, Г. акцентировал свое внимание на политических, социальных и нравственных измерениях учения Фрейда. Г. полагал, что герменевтическая интерпретация психоанализа Хабермаса - Рикера - избыточно простой и далеко не лучший экзегетический миф. Трансляция в контекст оценок человековедческих дисциплин как подходов и методик естественных наук, с одной стороны, так и избыточных версий значимости интенциональности в действиях людей, с другой, - согласно Г., одинаково недопустимы. Контент-анализ учения Фрейда, осуществленный Г., продемонстрировал принципиальную фальсифицируемость психоанализа даже в стилистике требований Поппера. По Г., подтверждением этому могут выступать: наименования ряда "культовых" исследований Фрейда (статья "Сообщение о случае паранойи, несогласующемся с психоаналитической теорией" и лекция "Ревизия теории сна"); реконструкция документальной базы психоанализа - наличие в ее массиве набора достаточно "рискованных прогнозов"; присутствие в практике сторонников Фрейда самых разнообразных, но при этом эффективных психоаналитических техник; методологическая ипостась творчества Фрейда (работы "По поводу критики невроза страха" и "Конструкции в анализе") и т.д. Психоанализ, по мнению Г., безусловно, - наука, хотя "плохая" и даже "худшая". Подвергнув реконструкции и установив теоретическое ядро учения Фрейда, Г. пришел к выводу о том, что необходимым компонентом и посредником для достаточно адекватного видения пациентом неосознаваемых причин его невроза выступает применение психоаналитического метода вкупе с его соответствующей интерпретацией. Такое же видение каузально необходимо на протяжении всего течения психоанализа с целью излечения невроза. ("Упреждающие представления должны кореллировать внутренней душевной реальности" - в этом и Фрейд, и Г. были солидарны). Одновременно ошибочные праксисы и оговорки пациента, с точки зрения Г., как правило, увязываются с тематикой его вытесненных желаний лишь вследствие явных или неявных установок психоаналитика. Цепочки же "свободных ассоциаций" раньше или позже встречают такие фрагменты психики, которые однозначно принадлежат сфере сознания (мысли пациента о жизни и смерти, например). Сама же клиническая практика и ее реальные результаты, по мнению Г., отнюдь не убеждают в том, что психоанализ занимает какое-либо исключительное положение в иерархии психотерапевтических методик.
А.А. Грицинов

Источник: Новейший философский словарь