ГРОЦИЙГРОЦИЙ Гуго де Гроот

ГРОЦИЙ Гуго

Найдено 4 определения термина ГРОЦИЙ Гуго

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГРОЦИЙ Гуго (1583—1645)

нидерл. юрист, историк, государственный деятель. Один из видных представителей буржуазных теорий естественного права и общественного договора. Согласно Г., право и государство имеют не божественное, а земное происхождение. Государство возникает в результате договора между людьми. Учение Г. сыграло большую роль в освобождении теории государства и права от опеки теологии и средневековой схоластики. Осн. соч.— “О праве войны и мира” (1625).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГРОЦИЙ Гуго

10 апреля 1583, Делфт—28 августа 1645, Ростов—голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет — студент Лейденского университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия. В 1618 Греция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов. Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует труд, принесший ему всемирную известность: «О праве войны и мира» (De Jure Belli ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию.

В своем труде Греции исходит из убеждения, что «мать естественного права есть сама природа человека», а не воля Бога. Понятие «человеческая природа» у него приобретает более глубокое содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными: т. е. то, что стоики называли «ойкейосис» (приобщение)» (О праве войны и мира. М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро» (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля человека создает право человеческое, которое разделяется на внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само государство есть результат соглашения. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (там же, с. 74). Т. о., по Грецию, полная реализация человека как разумного и общественного существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной власти. Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.

Лит.: Knight W. S. M. The Life and Works of Hugo Grotius. L„ 1925; WeelandH. Hugo Grotius, Little, 1986.

В. Ф. Коровин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Гроций, Гуго

(Grotius, Hugo, 15831645).

Голландский юрист, государственный деятель, теолог и историк. Родился в Дельфте, учился в Лейденском университете. Некрое время занимался юридической практикой, состоял на государственной службе; в 1613 г. был назначен пенсионарием Роттердама. Этот пост обеспечил ему членство в Генеральных штатах Голландии, а потом и в Генеральных штатах Объединенных Нидерландов. Гроций включился в голландскую политику в самый разгар противостояния между кальвинистами и арминианами. Когда кальвинисты одержали победу, Гроций как лидер арминиан был приговорен к пожизненному тюремному заключению(1618). В1621 г. он бежал из тюрьмы, спрятавшись в сундуке для книг, и нашел убежище во Франции. В 1631 г. на короткий период вернулся в Голландию, но в основном жил в Париже, где некрое время исполнял обязанности шведского посла (163445).

Книга Гроция "О праве войны и мира"{De Jure Belle et Pads, 1625 ) принесла автору широкое признание; его считают "отцом международного права". На основе разносторонних познаний в юриспруденции, классической и святоотеческой литературе, глубокого знания Св. Писания, а также на базе научных предетавлений XVII в. Гроций доказывал, что у всех народов есть общий закон, применимый и в военное, и в мирное время. Соответственно, правила разума и закона можно применить к политике суверенных государств. Вера Гроция в упорядоченность мира составила основу его работ и по юриспруденции, и по теологии. Он полагал, что есть естественный закон, крый даже Бог не в состоянии изменить.

Гроций проявлял большой интерес к религиозным исследованиям. Он был автором книг по теологии и церковному управлению, писал комментарии к Св. Писанию. Одна из его наиболее известных книг, "Об истине христианской религии" (1627), предназначалась миссионерам, крые благовествовали язычникам и мусульманам. Книга содержала свидетельства в пользу христианской веры, опирающиеся на естественное откровение. Вдругой книге, "Обоправдании Христа"(De Satisfactione Christi, 1617), Гроций выдвинул "управленческую" теорию искупления. Правящий миром Бог может в определенной степени смягчить закон о смерти как следствии греха. Он мог допустить страдания Христовы, чтобы показать, что грех может быть прощен, но фундаментальный закон мироздания продолжает действовать. В своих комментариях на НЗ Гроций исходил из того, что перед ним литературное произведение, к к-ром у приложимы методы текстуальной критики. В других работах, напр. в книге "Путь к церковному миру"(Via adPacem Ecclesiasticum, 1642), Гроций выражал надежду на единство Церкви и ради этого готов был пойти на столь серьезные уступки Риму, что его обвинили в обращении в католицизм. Миротворческая позиция Гроция проистекала из его стремления принести мир и единство в общество, раздираемое религиозными войнами.

R.G. CL0uSE(nep. Ю.Т.)

Библиография: ?. Dumbauld,The Life and Legal Writings of Hugo Grotius; W.S. M. Knight,The Life and Works of Hugo Grotius.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ГРОЦИЙ Гуго

(1583—1645) — голл. юрист и теоретик права, полит. мыслитель и социолог. Учился в Лейденском ун-те, получил степень д-ра права в Орлеанском унте. Приняв участие в религ.-полит. спорах, в 1618 г. был осужден ортодокс. кальвинистами на пожизненное заключение, но в 1621 г. бежал во Францию. С 1634 г. — швед. посланник при фр. дворе. Осн. соч.: «Свободное море» (1609), «О праве войны и мира. Три книги» (1625). Г. различал два вида права: естеств. и волеустановленное (позитивное). Естественное право — это предписание разума, согл. к-рому опред. действие признается необходимым или позорным; его источником явл. сама природа человека. Естеств. правом предписываются правила, к-рые ясны, достоверны и неизменны: 1) воздержание от посягательств на чужую собственность; 2) возвращение чужой вещи; 3) возмещение причиненного ущерба; 4) соблюдение договоров и обещаний; 5) осуществление заслуженного наказания. Волеустановленное право не должно противоречить разумной чел. природе и естеств. праву; его источником явл. божеств. или чел. воля. Позитивное право подразделяется на: 1) божеств. право, к-рое явл. выражением Божьей воли через Откровение; 2) чел. право, разновидностями к-рого явл. семейное, гражд. и междунар. право. По Г., в далеком прошлом человечество жило в естественном состоянии, где не было ни гос-ва, ни права, ни частной собственности. Развитие способности руководствоваться разумом и утрата первоначальной простоты побудили людей заключить общественный договор о создании гос-ва и перейти в обществ. состояние. Гос-во создается для обеспечения обществ. порядка, его назначением явл. защита права и охрана частной собственности. Поэтому волеустановленное право предполагает возможность гос. принуждения. Отличит. признаком гос-ва явл. публичная власть, атрибутами к-рой выступают: 1) издание законов (как в религ., так и в светской обл.); 2) отправление правосудия; 3) назначение должностных лиц и руководство их деятельностью; 4) взимание налогов; 5) решение вопросов войны и мира; 6) заключение междунар. договоров. Г. считал, что каждая форма правления — монархия, аристократия, демократия — правомочна для опред. народа и в опред. время. Народ должен повиноваться правителям и не может оказывать им сопротивление. Подданные могут расторгнуть обществ. договор только в трех случаях: 1) если такое право явно или неявно содержится в самом обществ. договоре; 2) если договор фактически нарушен самими правителями, то народ вправе выбрать себе др. правителей и изменить образ правления; 3) в случае «крайней необходимости», когда насилие начальствующих лиц угрожает жизни людей, напр., если правитель замышляет гибель народа, или происходит несправедливый захват власти, то возможно даже вооруженное восстание. Соч.: О праве войны и мира. М., 1994. Лит.: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н. История политических и правовых учений: от Античности до Нового времени. Нижневартовск, 2007; История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э.Лейста. М., 1991; Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999. Р.А.Бурханов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме ГРОЦИЙ Гуго — 0

Найдено научныех статей по теме ГРОЦИЙ Гуго — 0

Найдено книг по теме ГРОЦИЙ Гуго — 0

Найдено презентаций по теме ГРОЦИЙ Гуго — 0

Найдено рефератов по теме ГРОЦИЙ Гуго — 0