ГРОЦИЙ ГУГО

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гроций Гуго
 (1583—1645) — нидерландский юрист, историк, государственный деятель. Один из видных представителей буржуазных теорий естественного права и общественного договора (Общественного договора теория). Согласно Г., право и государство имеют не божественное, а земное происхождение. Государство возникает в результате договора между людьми. Учение Г. сыграло большую роль в освобождении теории государства и права от опеки теологии и средневековой схоластики. Осн. соч. — «О праве войны и мира» (1625).

Источник: Философский словарь. 1963

ГРОЦИЙ ГУГО

род. 10 апр. 1583, Делфт - ум. 28 авг. 1645, Росток) голл. государственный деятель, философ, занимался философией права. Создал новую теорию естественного и народного права; требовал терпимости по отношению ко всем положительным религиям, но нетерпимости по отношению ко всем тем, кто отрицал существование Бога и бессмертия. Согласно Гроцию, в праве совпадает намерение Бога с человеческим разумным пониманием; ценность поступка определяется внутренним отношением и убеждением. Осн. произв.: "Mare liberum", 1609; "De jure belli er pacis", 1625.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГРОЦИЙ Гуго
голландский юрист, философ. Создатель новой теории естественного и народного права; требовал терпимости по отношению ко всем положительным религиям, но нетерпимости по отношению ко всем тем, кто отрицал существование Бога и бессмертия. Согласно Гроцию, право основывается не на воле Бога, а на природе человека, стремящегося к мирному общению. Это естественное право обусловлено качествами человека, такими как речь, способность к действиям в соответствии с общими принципами. Государство возникло из «общежительной природы человека», создание его в определенном смысле итог активной сознательной деятельности людей, результат их договора. Используя принципы естественного права, т.е. не посягая на чужую собственность, наказывая преступников и соблюдая договоры, люди постигают право человеческое.
Даты жизни. Родился 10.4.1583 в Дельфте. Умер 28.8.1645 в Ростоке.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ГРОЦИЙ Гуго
нидерландский философ, занимался философией права; р. 10.4.1583 (Делфт) — ум. 28.8.1645 (Росток); создал новую теорию естественного права и международного права; требовал терпимости по отношению ко всем положительным религиям, но нетерпимости по отношению ко всем тем, кто отрицает существование Бога и бессмертия. Согласно Гроцию, в праве совпадает намерение Бога с человеческим разумным пониманием, ценность поступка определяется внутренним отношением и убеждением. Осн. соч.: De jure belli etpacis, 1625, нем. изд. 2 т., 1869— 1870 (рус. пер.: О праве войны и мира, кн. 1—3, 1956); Mare liberum, 1609, новое изд. Кантера, 1939. E. Wolf. G., Pufendorf, Thomasius, 1927; M. Diesselhorst. Die Lehre des H. G. vom Versprechen (Diss), Köln/Böhlau, 1959; F. De Michelis. Le origini storiche e culturali del pensiero di U. G. Firenze, 1967; G. Hoffmann-Loerzer, Studien zu H. G. (Diss.), München, 1972; C. Link. H. G. als Staatsdenker, 1983; N. Paech. H. G., 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГРОЦИЙ Гуго
(1583 - 1645) - голландский мыслитель XVII - XVIII вв., один из наиболее уважаемых ученых-обществоведов Нового времени, чьи интересы лежали главным образом в области теории государства и права. Большую популярность ему принесло сочинение «О праве войны и мира» (1625), которое было переведено на многие европейские языки и за сто лет выдержало 45 изданий, а также вызвало огромное количество комментариев и толкований. Поставив сравнительно узкую цель - разобраться в вопросе войны и мира в аспекте международного права, Г. Гроций был вынужден поднять весь комплекс теоретико-методологических проблем, связанных с обществом и государством. Для решения этих задач он активно использует понятие естественного права, явившись одним из первых его теоретиков в Новое время. Естественное право ему представляется комплексом неизменных заповедей, заложенных в человеческой природе. Их конечный источник Бог, но сила естественного права не в божьей воле, а в разумности и соответствии общежительной природе человека. Дух естественного права состоит в охране общежития. Г.Гроций, таким образом, делает войну и разбой противными естественному праву, что придает его работе весьма привлекательный гуманистический пафос. Политическая философия Г. Гроция в силу своего нравственного духа явилась также антиподом политической философии итальянского мыслителя Н. Макиавелли и так называемых «статистов», пронизанной цинизмом и безнравственным утилитаризмом. Особого внимания заслуживает методология, которой пользовался Г.Гроций в своих теоретических построениях. Это рационалистическая методология, главным инструментом которой был так называемый «геометрический метод». Применение этой методологии придавало выкладкам Г. Греция особую убедительность для его современников.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ГРОЦИЙ ГУГО

Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт - 28.8.1645, Росток), голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве, систематизатор междунар. права.
Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нпдерл. бурж. революции 16 в., характеризовалось стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и опытного, который исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.
Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о сущности гос-ва и права. Гос-во возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознат. деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).
Г. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, к-рое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов естеств. нрава (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».
Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в произ-ве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.
Теория Г. в конечной счете служила ниспровержению феодализма и имела явный антиклерикальный характер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1-3, М., 1956) в число запрещенных.

Источник: Советский философский словарь

ГРОЦИЙ ГУГО (1583-1645)

голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении "О праве войны и мира" (1625) Г. исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Решая вопрос о том, что такое право вообще, Г. анализирует правила, возникшие "путем установления", и правила, вытекающие из "самой природы", соответственно - "право волеустановленное" и "естественное право". Право вояеустановленное "изменяется во времени и различно в разных местах", его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право всегда "тождественно самому себе", оно существует независимо как от произвола людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном Писании) сочетается у Г. с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то естественное право все равно бы существовало. Источник естественного права лежит в контролируемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность присуща человеку как существу "высшего порядка". Принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей. В основе стремления людей к общению Г. видит чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организовать мирные формы общения является создание людьми государства "не по божественному велению, а добровольно". "Государство... есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Единая и нераздельная, верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество государств. Предполагая возможность такого сообщества, Г. уделяет особое внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема войны и мира не разрешима мирным путем. Г. выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях софистов и стоиков), сформулированные Г., носили ярко выраженный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Г. оказали влияние на формирование философии права в целом и школы естественного права.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

ГРОЦИЙ ГУГО

(Huig de Groot) (10 апр. 1583 – 28 авг. 1645), – голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей бурж. учения о естественном праве, систематизатор междунар. права. Гл. соч. Г. "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis", 1625, см. рус. пер., 1957) оказало большое влияние на развитие бурж. философии права. Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нидерландской бурж. революции 16 века, характеризуется стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 111), хотя он и не порывает полностью с богословием. Научный метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: у м о з р и т е л ь н о г о, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и о п ы т н о г о, к-рый исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов. Вопрос о происхождении общества Г. решает в связи с рассмотрением вопросов о сущности гос-ва и права. Образование государства, по Г., есть акт сознат. деятельности людей, результат договора. Право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, к-рое было в разрозненном существовании людей. Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем. Соч.: De imperio summarum potestatum circa sacra, t. 1–2, Napoli, 1780; Inleidinge tot de hollandsche rechts-geleerdheid, Leiden, 1952; De jure praedae commentarius, v. 1–2, Oxf.–L., 1950. Лит.: Маркс К., Передовица в No 179 "K?lnische Zeitung", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 93–113; К трехсотлетию со дня смерти Гуго Гроция, "Изв. АН СССР. Отд. экон. и права", 1946, No 1; История политических учений, М., 1955, с. 192–95; Казарин А. И., Гуго Гроций как политический мыслитель, "Вести, истории мировой культуры", 1958, No 6; Кnight W. S. M., The life and works of Hugo Grotius, L., 1925; Оttenw?lder P., Zur Naturrechtslehre des Hugo Grotius, T?bingen, 1950. П. Галанза. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГРОЦИЙ Гуго
10 апреля 1583, Делфт—28 августа 1645, Ростов—голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет — студент Лейденского университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия. В 1618 Греция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов. Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует труд, принесший ему всемирную известность: «О праве войны и мира» (De Jure Belli ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию.
В своем труде Греции исходит из убеждения, что «мать естественного права есть сама природа человека», а не воля Бога. Понятие «человеческая природа» у него приобретает более глубокое содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными: т. е. то, что стоики называли «ойкейосис» (приобщение)» (О праве войны и мира. М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро» (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля человека создает право человеческое, которое разделяется на внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само государство есть результат соглашения. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (там же, с. 74). Т. о., по Грецию, полная реализация человека как разумного и общественного существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости. Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной власти. Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.
Лит.: Knight W. S. M. The Life and Works of Hugo Grotius. L„ 1925; WeelandH. Hugo Grotius, Little, 1986.
В. Ф. Коровин

Источник: Новая философская энциклопедия

Гроций, Гуго
(Grotius, Hugo, 15831645).
Голландский юрист, государственный деятель, теолог и историк. Родился в Дельфте, учился в Лейденском университете. Некрое время занимался юридической практикой, состоял на государственной службе; в 1613 г. был назначен пенсионарием Роттердама. Этот пост обеспечил ему членство в Генеральных штатах Голландии, а потом и в Генеральных штатах Объединенных Нидерландов. Гроций включился в голландскую политику в самый разгар противостояния между кальвинистами и арминианами. Когда кальвинисты одержали победу, Гроций как лидер арминиан был приговорен к пожизненному тюремному заключению(1618). В1621 г. он бежал из тюрьмы, спрятавшись в сундуке для книг, и нашел убежище во Франции. В 1631 г. на короткий период вернулся в Голландию, но в основном жил в Париже, где некрое время исполнял обязанности шведского посла (163445).
Книга Гроция "О праве войны и мира"{De Jure Belle et Pads, 1625 ) принесла автору широкое признание; его считают "отцом международного права". На основе разносторонних познаний в юриспруденции, классической и святоотеческой литературе, глубокого знания Св. Писания, а также на базе научных предетавлений XVII в. Гроций доказывал, что у всех народов есть общий закон, применимый и в военное, и в мирное время. Соответственно, правила разума и закона можно применить к политике суверенных государств. Вера Гроция в упорядоченность мира составила основу его работ и по юриспруденции, и по теологии. Он полагал, что есть естественный закон, крый даже Бог не в состоянии изменить.
Гроций проявлял большой интерес к религиозным исследованиям. Он был автором книг по теологии и церковному управлению, писал комментарии к Св. Писанию. Одна из его наиболее известных книг, "Об истине христианской религии" (1627), предназначалась миссионерам, крые благовествовали язычникам и мусульманам. Книга содержала свидетельства в пользу христианской веры, опирающиеся на естественное откровение. Вдругой книге, "Обоправдании Христа"(De Satisfactione Christi, 1617), Гроций выдвинул "управленческую" теорию искупления. Правящий миром Бог может в определенной степени смягчить закон о смерти как следствии греха. Он мог допустить страдания Христовы, чтобы показать, что грех может быть прощен, но фундаментальный закон мироздания продолжает действовать. В своих комментариях на НЗ Гроций исходил из того, что перед ним литературное произведение, к к-ром у приложимы методы текстуальной критики. В других работах, напр. в книге "Путь к церковному миру"(Via adPacem Ecclesiasticum, 1642), Гроций выражал надежду на единство Церкви и ради этого готов был пойти на столь серьезные уступки Риму, что его обвинили в обращении в католицизм. Миротворческая позиция Гроция проистекала из его стремления принести мир и единство в общество, раздираемое религиозными войнами.
R.G. CL0uSE(nep. Ю.Т.)
Библиография: ?. Dumbauld,The Life and Legal Writings of Hugo Grotius; W.S. M. Knight,The Life and Works of Hugo Grotius.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ГРОЦИЙ Гуго
(1583—1645) — голл. юрист и теоретик права, полит. мыслитель и социолог. Учился в Лейденском ун-те, получил степень д-ра права в Орлеанском унте. Приняв участие в религ.-полит. спорах, в 1618 г. был осужден ортодокс. кальвинистами на пожизненное заключение, но в 1621 г. бежал во Францию. С 1634 г. — швед. посланник при фр. дворе. Осн. соч.: «Свободное море» (1609), «О праве войны и мира. Три книги» (1625). Г. различал два вида права: естеств. и волеустановленное (позитивное). Естественное право — это предписание разума, согл. к-рому опред. действие признается необходимым или позорным; его источником явл. сама природа человека. Естеств. правом предписываются правила, к-рые ясны, достоверны и неизменны: 1) воздержание от посягательств на чужую собственность; 2) возвращение чужой вещи; 3) возмещение причиненного ущерба; 4) соблюдение договоров и обещаний; 5) осуществление заслуженного наказания. Волеустановленное право не должно противоречить разумной чел. природе и естеств. праву; его источником явл. божеств. или чел. воля. Позитивное право подразделяется на: 1) божеств. право, к-рое явл. выражением Божьей воли через Откровение; 2) чел. право, разновидностями к-рого явл. семейное, гражд. и междунар. право. По Г., в далеком прошлом человечество жило в естественном состоянии, где не было ни гос-ва, ни права, ни частной собственности. Развитие способности руководствоваться разумом и утрата первоначальной простоты побудили людей заключить общественный договор о создании гос-ва и перейти в обществ. состояние. Гос-во создается для обеспечения обществ. порядка, его назначением явл. защита права и охрана частной собственности. Поэтому волеустановленное право предполагает возможность гос. принуждения. Отличит. признаком гос-ва явл. публичная власть, атрибутами к-рой выступают: 1) издание законов (как в религ., так и в светской обл.); 2) отправление правосудия; 3) назначение должностных лиц и руководство их деятельностью; 4) взимание налогов; 5) решение вопросов войны и мира; 6) заключение междунар. договоров. Г. считал, что каждая форма правления — монархия, аристократия, демократия — правомочна для опред. народа и в опред. время. Народ должен повиноваться правителям и не может оказывать им сопротивление. Подданные могут расторгнуть обществ. договор только в трех случаях: 1) если такое право явно или неявно содержится в самом обществ. договоре; 2) если договор фактически нарушен самими правителями, то народ вправе выбрать себе др. правителей и изменить образ правления; 3) в случае «крайней необходимости», когда насилие начальствующих лиц угрожает жизни людей, напр., если правитель замышляет гибель народа, или происходит несправедливый захват власти, то возможно даже вооруженное восстание. Соч.: О праве войны и мира. М., 1994. Лит.: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н. История политических и правовых учений: от Античности до Нового времени. Нижневартовск, 2007; История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э.Лейста. М., 1991; Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
284.49 кб

Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис в переписке Гуго Гроция и Йоханнеса Уитенбогарта. (из ис

Асташин Вадим Владимирович