ГРИГОРИЙ из РиминиГРИГОРИЙ ПАЛАМА

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Найдено 7 определений термина ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ок. 335 -ок. 394) - церк. писатель, богослов и философ, представитель греч. патристики, активный противник арианства. Г. Н. участвовал в разработке Символа веры, оказал заметноевлияние на разработку христ. догматики, на формирование символич. экзегетики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

род. ок. 335, Кесария, Каппадокия - ум. ок. 394, Ниса) - греч. церковный писатель; брат Василия Великого, друг Григория Богослова. Входил вместе с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей, с 371 - епископ г. Ниса (Малая Азия). Часто занимал неортодоксальные позиции: выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; широко использовал вольные иносказательные толкования Библии; расходясь с церковной доктриной, проповедовал временность адских мук и возможность просветления всех согрешивших душ. Проповедовал изначальное различие между верой, знанием и Богом как единство в трех ипостасях (см. Ипостась): Бог-отец, Бог-сын, Бог Дух Святой. В своем учении о свободе воли примыкает к Оригену. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Григория Нисского. Она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ок. 335, Кесария - ок. 394, Ниса), церк. писатель, один из виднейших представителей греч. патристики. Брат Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок церк. деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушел в монастырь, с 371 епископ г. Ниса (М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н. сложилось под определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к филос. спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-рой усматривается в интеллекте (см. Плерома).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ok. 335, Кесария Каппадокинская, — 394, Нисса), греческий богослов и философ, представитель патристики. Младший брат Василия Великого, член каппадокийского кружка. Изучал риторику и философию, выступал как профессиональный учитель риторики, затем вел аскетическую жизнь и в 371 г. был поставлен епископом г. Ниссы; сторонники арианства добились его низложения в 376 г., однако он был возвращен в 378 и стал митрополитом Севастнйским в 379. На II Вселенском соборе 381 г. выступал в защиту никейской ортодоксии, но в целом, в отличие от своего брата Василия, вел тихую жизнь ученого.

Из всех каппадокийцев Г. Н. — самый последовательный приверженец платонизма и неоплатонизма и ближе всего к Оригену; философские интересы (как нечто отличное от догматикотеологических) играют у него наибольшую роль. Г. Н. отвергает общепринятую в патристике и схоластике и восходящую к Аристотелю концепцию первоматерии (ср. доводы, излагаемые, но отклоняемые Плотином (Епп. II 4, II): для него материя — чистая потенциальность, возможность чувственно воспринимаемых атрибутов, обретающая реальность только в них и по отнятии их обращающаяся в ничто. Лишь действие «семенных» формообразующих сил или причин (ср. понятие «семенных логосов» в стоицизме), которые заброшены в небытие материи вневременным творческим актом Бога, чтобы прорастать без Его дальнейшего вмешательства (PG, 44,610с), и во множественности которых остается неразрушимым единство Логоса, «по ступеням» возводят это небытие последовательно к оформлению, жизни, способности чувства, способности разума и воли, наконец, к «обожению». Свет и огонь — предел материального мира, за которым начинается мир умопостигаемый. Но есть существо, бытие которого не умещается ни по одну, ни по другую сторону предела, но остается «пограничным» (|см., напр., PG 44,456Ь и 45,26с28а;/ Danielou, La notion de confine... chez Gregoire de Nysse, «Recherchesde sciences religieuses, 49,19611961,p. 161168);это — человек, живое связующее звено между умопостигаемым и материальным. Учение Г. Н. о человеке далеко от буквы библейских текстов, но имеет много точек соприкосновения как с «Тимеем» Платона, так и с концепцией космического Первочеловека, встречающейся в различных мифах и мистических доктринах (древнеиндийский Пуруша, Гайомарт зороастризма, Адам Кадмон Каббалы, Антроиос гностиков). Человек, по Г. Н., изначально сотворен как существо не только духовное и умопостигаемое, но также неразложимо простое, чуждое множеству и разделению, ни в чем не отличное от Бога, кроме сотворенности. Телесность, как и множественность индивидов, привнесена в природу человека извне и предваряет его грехопадение. Библейский рассказ о сотворении человека в шестой день творения Г. Н. относит не к первозданному духовному человеку, а лишь к его вторичному явлению в материальном мире. Тогда же является множественность индивидов, раздробляющая изначальное единство человеческой сущности на эмпирическом уровне, но не упраздняющая его на уровне более глубоком. «Образ Божий» принадлежит не индивиду, но этой сущности, единой во всех людях. «Полнота душ» (см. ст. «Плерома») рассматривается как некая коллективная личность, органическое целое, сущность которого в интеллекте. Человеческая природа воспринята Ипостасью Логоса, чтобы души, взирая на нее и проходя путь очищения от страстей, восходили к своему первоначальному единству. Вслед за Оригеном и в противоречии с общепринятым в Церкви учением Г. Н. учил о временности адских мук, выполняющих очистительную задачу, и о грядущем восстановлении в своем достоинстве всех падших душ, включая дьявола (т. н. апокатастасис). Особое значение имеет выдвинутый Г. Н. тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия, выходящий за пределы того, что было нормой для патристики, и предвосхищавший постановку этой проблемы в схоластике.

Г. Н. оказал серьезное влияние на ПсевдоДионисия Ареопагита и особенно на Максима Исповедника,а также на Иоанна Скота Эриугену.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: София-Логос. Словарь

Григорий Нисский

ok. 335, Кесария Каппадокинская, — 394, Нисса), греческий богослов и философ, представитель патристики. Младший брат Василия Великого, член каппадокийского кружка. Изучал риторику и философию, выступал как профессиональный учитель риторики, затем вел аскетическую жизнь и в 371 г. был поставлен епископом г. Ниссы; сторонники арианства добились его низложения в 376 г., однако он был возвращен в 378 и стал митрополитом Севастнйским в 379. На II Вселенском соборе 381 г. выступал в защиту никейской ортодоксии, но в целом, в отличие от своего брата Василия, вел тихую жизнь ученого. Из всех каппадокийцев Г. Н. — самый последовательный приверженец платонизма и неоплатонизма и ближе всего к Оригену; философские интересы (как нечто отличное от догматико-теологических) играют у него наибольшую роль. Г. Н. отвергает общепринятую в патристике и схоластике и восходящую к Аристотелю концепцию первоматерии (ср. доводы, излагаемые, но отклоняемые Плотином (Епп. II 4, II): для него материя — чистая потенциальность, возможность чувственно воспринимаемых атрибутов, обретающая реальность только в них и по отнятии их обращающаяся в ничто. Лишь действие «семенных» формообразующих сил или причин (ср. понятие «семенных логосов» в стоицизме), которые заброшены в небытие материи вневременным творческим актом Бога, чтобы прорастать без Его дальнейшего вмешательства (PG, 44,610с), и во множественности которых остается неразрушимым единство Логоса, «по ступеням» возводят это небытие последовательно к оформлению, жизни, способности чувства, способности разума и воли, наконец, к «обожению». Свет и огонь — предел материального мира, за которым начинается мир умопостигаемый. Но есть существо, бытие которого не умещается ни по одну, ни по другую сторону предела, но остается «пограничным» (|i?06pioc;, см., напр., PG 44,456Ь и 45,26с-28а;/ Danielou, La notion de confine... chez Gregoire de Nysse, «Recherchesde sciences religieuses, 49,19611961,p. 161-168);это — человек, живое связующее звено между умопостигаемым и материальным. Учение Г. Н. о человеке далеко от буквы библейских текстов, но имеет много точек соприкосновения как с «Тимеем» Платона, так и с концепцией космического Первочеловека, встречающейся в различных мифах и мистических доктринах (древнеиндийский Пуруша, Гайомарт зороастризма, Адам Кадмон Каббалы, Антроиос гностиков). Человек, по Г. Н., изначально сотворен как существо не только духовное и умопостигаемое, но также неразложимо простое, чуждое множеству и разделению, ни в чем не отличное от Бога, кроме сотворенности. Телесность, как и множественность индивидов, привнесена в природу человека извне и предваряет его грехопадение. Библейский рассказ о сотворении человека в шестой день творения Г. Н. относит не к первозданному духовному человеку, а лишь к его вторичному явлению в материальном мире. Тогда же является множественность индивидов, раздробляющая изначальное единство человеческой сущности на эмпирическом уровне, но не упраздняющая его на уровне более глубоком. «Образ Божий» принадлежит не индивиду, но этой сущности, единой во всех людях. «Полнота душ» (см. ст. «Плерома») рассматривается как некая коллективная личность, органическое целое, сущность которого - в интеллекте. Человеческая природа воспринята Ипостасью Логоса, чтобы души, взирая на нее и проходя путь очищения от страстей, восходили к своему первоначальному единству. Вслед за Оригеном и в противоречии с общепринятым в Церкви учением Г. Н. учил о временности адских мук, выполняющих очистительную задачу, и о грядущем восстановлении в своем достоинстве всех падших душ, включая дьявола (т. н. апокатастасис). Особое значение имеет выдвинутый Г. Н. тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия, выходящий за пределы того, что было нормой для патристики, и предвосхищавший постановку этой проблемы в схоластике. Г. Н. оказал серьезное влияние на Псевдо-Дионисия Ареопагита и особенно на Максима Исповедника,а также на Иоанна Скота Эриугену. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Григорий Нисский

(Gregory of Nyssa, ca 335ca 394).

Один из каппадокийских отцов Церкви, родился в известной христианской семье (отец Василий Старший; сестра Макрина Каппадокийская; братья Василий Великий, архиепископ Кесарийский, и Петр, епископ Севастийский). Хотя образование, к-рое получил Григорий, предназначало его для церковного служения, он решил стать ритором. На основании некрых свидетельств полагают, что он был женат. Если это соответствовало действительности, то после смерти жены Григорий удалился в монастырь, основанный его братом Василием в Понте, и целиком посвятил себя аскетической практике и изучению богословия. В 372 г. Василий, желая усилить свои позиции в Каппадокии, посвятил Григория в епископы города Ниссы. В 376 г. арианская оппозиция при поддержке императора Валента добилась низложения Григория, и он был вынужден покинуть Ниссы, но в 378 г., после смерти Валента, вернулся к своей пастве. На Константинопольском соборе (381) Григорий пламенно защищал завоевания Никейского собора, за что император Феодосий I назвал его образцом правоверия и церковного единства в Понте. О последних годах жизни Григория сохранилось крайне мало сведений, так, напр., известно, что он посещал Константинополь в 385 г., чтобы выступить с речью на панихиде по дочери императора, Пульхерии, и в 386 г. по случаю кончины другой его дочери, Флациллы.

Большая часть богословских трудов Григория носит полемический характер. В сочинении "Против Евномия" содержится детальное опровержение арианского субординационизма, утверждавшего тварность второго лица Троицы, ХристаСлова. В сочинении "К Авлалию о том, что [у христиан] не три Бога" он защищает учение о Троице от тритеистских искажений. Резко критикуя Аполлинария в трактате "Против еретиков", Григорий приводит аргументы в пользу учения о полном воплощении Христа. "Большое огласительное елово" представляет собой систематическое изложение христианского учения для оглашаемых (катехуменов). В экзегетических сочинениях Григория ощущается влияние аллегорического метода, крым при истолкования Св. Писания пользовался Ориген. К этим сочинениям относятся: "О жизни Моисея", "Восемь бесед на Екклесиаста", "Восемь бесед о блаженствах ", а также гомилии (беседы) на Молитву Господню и наПесн. "ЖизньсвятойМакрины" и "О девстве " классические образцы христианской аскетической литературы. К-ром е того, до нас дошли некрые проповеди, речи и письма Григория.

Григорий в немалой степени способствовал победе сторонников никейского правоверия, углубив разработанные Василием положения о различии между ousia, божественной сущностью, края одна и едина для всех трех лиц Троицы, и hypostasis, отдельностью каждого лица Троицы от двух других. Различие между лицами (ипостасями) Троицы сохраняется благодаря их имманентной взаимной соотнесенности, а истинное единство посредством неизменности атрибутов и внешнего действия. Для христологии Григория свойственно ясное различение между двумя природами Христа. Он защищал представление о связи атрибутов и отстаивал статус Марии как Богородицы (Theotokos ). Влияние Оригена сказывается в том, что Григорий верил в спасение всей твари (apokatastasis ), хотя и отрицал идею Оригена о предсуществовании души. Антропология Григория Нисского была важным вкладом в христианский мистицизм. Поскольку человеческая душа, сотворенная по образу Божьему, богоподобна, то человек, обладающий способностью к интуитивному познанию Бога, может посредством внутреннего очищения уподобиться Ему.

W.C. WEINRICH (пер. В. Р.)

Библиография: J.F. Callaghan,"Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology", DOP 12:3157; H. vonCampenhausen,The Fathers of the Greek Church; H. F. Cherniss,The Platonism of GregoryofNyssa; A.S. Dunstone,The Atonement in Gregory of Nyssa; Sr. T.A. Goggin,The Times of Saint Gregory of Nyssa as Reflected in the Letters and the Contra Eunomium; R. E. Heine, Perfection in the Virtuous Life: A Study in the Relationship between Ediftcation and Polemical Theology in Gregory of Nyssas De vita Moysis; J.E. Hennessy,"The Background, Sources and Meaning of Divine Infinity in St. Gregory of Nyssa" (Diss., Fordham University); G.B. Ladner, "The Philosophical Anthropology of St. Gregory of Nyssa", DOP 12:5994; J. Quasten,Patrology, III, 25496; J. H. Srawley, "5(. Gregory of Nyssa on the Sinlessness of Christ". JTS 7:43441.

См. также: Каппадокийские отцы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

между 335 и 340, район Неокесарии — после 394)—христианский богослов, младший брат Василия Великого. Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиданно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы. В 376—378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемизовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому — главные сочинения Григория Нисского: «Против Евномия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения.

В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубокое знакомство с классической греческой философией, в первую очередь с Платоном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл. о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Галена; также для него характерно увлечение богословием и аллегорическим методом толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.

Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью. При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия, характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.

Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого—связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека ке только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла: он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.

Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознанию стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл. о. «существование» вещей , притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т. п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к богопознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» и в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу—в гомилиях на «Песнь песней».

Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в мире множественности (как полагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология, антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.

Соч.: Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 panes, ed. W. Jaeger et alii. В., 1921; Leiden, 1952-90; Vie de Moise. P., 1987 (Seh. l); Homilien zum Hohenlied (griechisch/deutsch). Freiburg, 1994 (Fontes Christiani, Bd. 16.1—3); в рус. пер.: Творения в 8 т. M., 1861-72; Об устроении человека. СПб., 1995.

Лит.: Несмелое В. И. Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, Ш7„0ксиюк Эсхатология Григория Нисского. К., 1914; Janini Cuesta J. La anthropologia y la medicina pastoral de san Gregorio de Nisa. Madrid, 1946; Mer/ci H. Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottahnlichkeit bei Gregor von Nyssa. Freibourg, 1952; DanielouJ. Platonism et theologie mystique. P., 1954; Wker W. Gregor von Nyssa als Mystiker. Wiesbaden, 1955; Jaeger W. Gregor von Nyssas Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966; Muhlenberg ,Die Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Gott., 1966; Boer S. De anthropologie van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968; Zemp P. Die Grundlagen heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa. Munch., 1970; Chemiss H. F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y 1971; Stritiky M.-B. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa. Munster, 1973; CanevelAf. Gregoire de Nysse et lhermeneutique biblique. P., 1983; Balthasar H. V. von. Presence et pensee: essai sur la philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. P., 1988; Altenburger M., Mann f. Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.

AI. Л. Хорьков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ГРИГОРИЙ НИССКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ГРИГОРИЙ НИССКИЙ — 0

Найдено книг по теме ГРИГОРИЙ НИССКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме ГРИГОРИЙ НИССКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме ГРИГОРИЙ НИССКИЙ — 0