Григорий БогословГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин

Найдено 2 определения термина ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин

ок.330, близ Назианза, Каппадокия в М. Азии - ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк. деятель, поэт, один из виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеалистич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания бога в терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая стабилизацию ортодоксальной догмы. Автобиографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин

329/330, Арианз, близ Назианза в Каппадокии — ок. 390, Назианз) — отец Церкви, один из каппадокийцев. Сын Григория старшего, епископа Назианза, и св. Нонны. Сначала обучался в риторской школе Кесарии Каппадокийской, затем — в христианских школах Кесарии Палестинской и Александрии; 10 лет учился в Афинах, где сдружился с Василием Великим и встретился с будущим императором Юлианом. Около 362 был против воли рукоположен отцом в сан священника. В 372 Василий Великий рукополагает его в епископы глухого городка Сасимы, на кафедру которого Григорий так никогда и не вступил, уехав на время в Назианз, чтобы помогать отцу в делах управления местной церковью. После смерти отца в 374 удаляется в Селевкию в Исаврии, где ведет монашескую жизнь. В 379 принял руководство никейской общиной Константинополя, а в 381 был утвержден в качестве епископа и председательствовал на 2-м Вселенском соборе. Вскоре вернулся в Назианз, где возглавлял епископскую кафедру до 383. Последние годы жизни провел в своем поместье, посвятив себя литературным занятиям и аскезе.

Григорий не создал собственной богословской системы. Блестящий ритор, он снискал славу одного из выдающихся проповедников 4 в. («христианский Демосфен»). Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых выделяются «5 Богословских слов» (Or. 27—31), произнесенные в Константинополе в 380 и давшие ему почетное имя «Богослова». Здесь он опровергает ереси евномиан и македониан и отстаивает ортодоксальное учение о Троице. Автор 245 писем и автобиографической поэмы «О своей жизни», сравнимой с «Исповедью» Августина.

В своем учении о богопознании Григорий полемизирует с арианским рационализмом Евномия и отрицает возможность постичь тварным человеческим разумом Бога в его сущности. Бог, «чистая и первая природа» (Or. 28), являет свою славу лишь в подобиях, «со спины», как Моисею (Исх. 33:22,23). Непознаваемость и неизреченность (трансцендентность) утверждается т. о. на пути апофатической теологии, которая допускает только отрицательные утверждения о Боге. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Это предполагает в первую очередь отстранение от чувственного мира, очищение и восхождение ума , е. обожение , принципиально возможное благодаря вочеловечению Бога-Слова. Различные ступени богопознания соответствуют поэтому изменениям преображаемого аскезой человека, который стремится ко все более ясному созерцанию Троицы, к соединению с чистым божественным умом.

Центральными в творчестве Григория являются тринитарная проблема и христология. Как Василий Великий и Григорий Нисский, он отстаивает единосущие Троицы. Троичность как тайна есть «неразделимое разделение», «Единое в трех и три в Едином» (Or. 39). Григорий впервые обозначил различия Лиц как «нерожденность», «рождение» и «исхождение» (Or. 25), выражая тем самым взаимные отношения Лиц . В христологии (Ер. 101, 102) Григорий критикует Аполлинария Лаодикийского, утверждая полноценность человеческой природы Христа: в личности Христа происходит совершенное сущностное соединение двух природ. Марию Григорий называет «Богородицей».

Влияние Григория на Церковь—Восточную, как и Западную—было огромным. Уже Руфин считал его учение нормой ортодоксии, а многие западные отцы, в т. ч. Фома Аквшский, постоянно обращались к нему; Григория высоко ценили и гуманисты (напр., Меланхтон). Он оказал также значительное влияние на византийскую гимнографию (рождественский, богоявленский и пасхальный каноны Иоанна Дамаскина).

Соч.: MPG, t. 35—38; в рус. пер.: Творения Григория Богослова, т. 1—2. M., 1843—1848 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994).

Лит.: Иларион (Аяфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М-, 1998; Fleury E. St. Gregoire de Nazianze et son temps. P., 1930; Ruelher R. R. Gregory of Nazianzus. N. Y.-Oxf., 1969; Bernardi J. Gregoire de Nazianze. P., 1995.

А. В. Михайловский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин — 0

Найдено научныех статей по теме ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин — 0

Найдено книг по теме ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин — 0

Найдено презентаций по теме ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин — 0

Найдено рефератов по теме ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин — 0