ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич

ГРАНОВСКИЙ

Найдено 1 определение:

ГРАНОВСКИЙ

Тимофей Николаевич [9(21) марта 1813 – 4 (16) окт. 1855] – рус. историк и социолог. Род. в г. Орле в семье мелкопоместного дворянина, учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та (1832–35), в Берлинском ун-те (1836–39). С 1839 преподавал всеобщую историю в Моск. ун-те. Развитие мировоззрения и науч. деятельность Г. протекали в тесной связи с идеями передовых представителей рус. мысли – Станкевича и Белинского. Впоследствии Г. был связан также с Огаревым и Герценом. С 1846 он расходится с ними, не соглашаясь, как идеалист и деист, с их материализмом и атеизмом. Тем не менее Г. испытал плодотворное влияние прогрессивных идей Белинского, Герцена и Огарева. Он отрицательно относился к офиц.-дворянской идеологии, боролся со славянофилами, опровергая их концепцию исключительности рус. общины и критикуя их взгляд на роль Петра I в истории России, показной либерализм и общее ретроградное направление. Разделяя мн. идеи философии истории Гегеля, к к-рой, однако, Г. относился критически еще в годы учения в Германии, Г. продолжил традицию представителей идеалистич. (и отчасти диалектич.) философии истории на рус. почве (Н. Полевой, К. Лебедев, К. Зеленецкий, Чаадаев). Г. формулировал и развивал свою теорию историч. развития: "начало, лежащее в основании сего (исторического) развития, есть бесконечный разум"; история человечества, имеющая "свои степени развития", свою цель – свободу, есть совокупная история отдельных народов. Г. отмечал роль географич. среды в историч. развитии, к-рое в борьбе с фаталистич. концепциями он рассматривал диалектически как борьбу разнородных, в т. ч. и социальных, сил. Г. считал, что одну эпоху от другой отделяет "резкое различие" – революция (напр., завоевания древних германцев, французская революция конца 18 в. и др.), разрешающая "противоречие, которое может быть уничтожено только насилием". Г. утверждал, что историч. развитие бесконечно, поскольку "вечно новы противоположности и никогда не возвращаются они к прежним пунктам, из борьбы их исходят вечно новые результаты". Развитие взглядов Г. характеризовалось постепенным разложением идеализма за счет все большего признания зависимости истории от природы, историч. науки – от естествознания и особенно за счет стремления к осознанию роли материальных факторов, роли народа и отд. личностей в истории. Эта тенденция осуществлялась прежде всего в конкретном анализе историч. материала, гл. обр. истории Рима и феодализма, проводимого в ун-тских лекциях и нек-рых печатных работах ("О современном состоянии и значении всеобщей истории", 1852). Г. можно отнести к числу тех историков, к-рые, по выражению Энгельса, стремились к открытию материалистич. понимания истории (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 471). В политич. области Г. проповедовал идеи свободолюбия, симпатизировал франц. бурж. революциям 1789–94 и 1848–49. Он осуждал угнетение нар. масс, явно намекая на рус. крепостное право, критиковал рус. дворянство и пр-во, вследствие чего был взят под надзор полиции и моск. митрополита Филарета. Г. находился под подозрением в связи с делом петрашевцев. Вместе с тем Г. боялся народа, нар. революции и расходился по этим вопросам с Герценом и Огаревым. Здесь проявилась противоречивость позиции просветителя, не примкнувшего к лагерю революц. демократии, но выступавшего против офиц. "народности" и славянофильства. В целом деятельность Г. имела плодотворное влияние на рус. обществ. мысль. Соч.: Соч., 4 изд., М., 1900; Т. Н. Грановский и его переписка, [под ред. А. Станкевича], т. 1–2, 2 изд., М., 1907. Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 1–22, П., 1919–22 (см. Именной указат., т. 22); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 1–16, М., 1949–53 (см. Именной указат., т. 16); Ветринский Ч. (Чешихин В. Е.), Т. Н. Грановский и его время. Исторический очерк, 2 изд., СПБ, 1905; Косминский ?. ?., Столетие преподавания истории средних веков в Московском университете, "Историк-марксист", 1940, No 7; Каменский 3. ?., О воззрениях Т. Н. Грановского на исторический процесс, "Изв. АН СССР". Сер. истории и филос. 1946, т. 3, No 6; Асиновская С. ?., Из истории передовых идей в русской медиевистике, М., 1955; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 13; Московский Университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России, М., 1957, с. 179–85; Истории философии, т. 2, М., 1957, с. 263–66; Григорьян M. M., Философские и социологические взгляды Т. Н. Грановского, в [сб.]: Русская прогрессивная философская мысль XIX века (30–60-е годы), М., 1959; Ушакова Л. ?., Грановский о роли народных масс и личности в истории, "Уч. зап. Томского ун-та", 1960, No 35. З. Каменский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГРАНОВСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ГРАНОВСКИЙ — 0

Найдено книг по теме ГРАНОВСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме ГРАНОВСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме ГРАНОВСКИЙ — 0