ГРАМШИ АНТОНИО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Грамши, Антонио
Gramsci, Antonio) (1891-1937) - основатель итальянской компартии и ее выдающийся, вернее, единственный теоретик. Грамши был в 1926 г. заключен в тюрьму, где и погиб. Из тюрьмы Грамши писал письма, критикующие преследование левой оппозиции Сталиным и Тольятти. Эти письма были в свое время замолчаны. В то же время, работы Грамши показывают, что он весьма путано представлял себе важнейшие проблемы революционной борьбы рабочего класса Европы, в частности события в Германии и в Болгарии в 1923 году.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГРАМШИ Антонио (1891—1937)
основатель Коммунистической партии Италии, теоретик и пропагандист марксизма. За революционную деятельность был приговорен фашистским судом (1928) к 20 годам тюремного заключения. Г. был убежденным противником механистической философии — идейной основы правоуклонистской идеологии, распространившейся в ряде компартий европейских стран (20-е гг.). Осн. работы Г. собраны в “Тюремных тетрадях”. В философии Г. уделял гл. внимание проблемам исторического материализма: исследовал взаимоотношения базиса и надстройки, пролетариата и интеллигенции, дал научный анализ проблемы личности, относительной самостоятельности идеологии (философии, искусства, морали и т. д). Большой интерес представляют его исследования по итал. культуре, критика католицизма, идеалистических учений в философии (Кроне) и социологии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Грамши Антонио
 (1891—1937) — основатель Коммунистической партии Италии, теоретик марксизма. За революционную деятельность Г. был приговорен фашистским судом (1928) к 20 годам тюремного заключения. Г. сыграл важную роль в разоблачении механистической философии — идейной основы право-уклонистской идеологии, распространившейся в ряде компартий европейских стран (20-е гг.). Осн. работы Г. собраны в «Тюремных тетрадях». В философии Г. уделял гл. внимание проблемам исторического материализма, занимался эстетикой, социологией, историей философии и т. д. Большой интерес представляют его исследования по итальянской культуре, критика реакционной роли католичества. Г. исследовал проблему отношения базиса и надстройки, пролетариата и интеллигенции, вопросы о культурной революции и роли идеологии в развитии об-ва. Г. вел решительную борьбу с идеалистическими учениями в философии (особенно против кронеанства — Кроне) и социологии, защищал и пропагандировал марксизм-ленинизм.

Источник: Философский словарь. 1963

ГРАМШИ АНТОНИО

итальянский философ и политический деятель (Алее, Сардиния, 1891 — Рим, 1937), В 1921 г. был одним из основателей итальянской коммунистической партии. Потерял здоровье в тюрьме. Оспаривал исторический детерминизм марксистов-социалистов конца XIX в., считавших пролетарскую революцию неизбежной. Грамши настаивает на необходимости политической работы и действия для изменения положения вещей и возможности «гегемонии пролетариата». Это понятие подчеркивает, что интеллектуальное руководство, связанное с созданием новой культуры и новой морали, гораздо важнее, чем насильственная функция государства, которое, по его мнению, должно лишь играть роль «ночного сторожа» (выражение Лассаля). Его труды опубликованы после смерти: «Исторический материализм и философия Б. Кроче» (1948), «Интеллектуалы и организация культуры» (1949), «Литература и национальная жизнь» (1960). В полном объеме его философские размышления были изданы в четырехтомнике «Тюремные тетради» (1975).

Источник: Философский словарь

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио
1891-1937) - итал. мыслитель и общественный деятель, один из создателей и руководитель Коммунистической партии Италии. В 1922-23 - делегат от итал. компартии в Исполкоме Коминтерна, жил в Советском Союзе. В 1924 избран в парламент Италии. В 1926 арестован, приговорен фашистским трибуналом к двадцати годам тюремного заключения, освобожден в 1937. Г. занимался вопросами философии, теории политики, теории культуры, истории, эстетики, религиоведения, социологии, педагогики, политэкономии. Марксизм интерпретировал как "философию практики", противопоставляя последнюю неогегельянству, позитивизму, бергсонианству и религиозным мировоззрениям. Развивал марксистскую теорию надстройки; вопросы взаимодействия базиса и надстройки интерпретируются у Г. в понятиях "исторический блок", "катарсис", "необходимость и свобода", "количество и качество" и др. В теории политики исследовал вопросы о ее природе, о переходе от так называемой экономико-корпоративной фазы к фазе политической гегемонии. Большое место в творчестве Г. занимает исследование истории и особенностей буржуазного общества и, в частности, вопросы взаимоотношения между государством, гражданским обществом и личностью. Одну из существеннейших особенностей современного буржуазного государства Г. видит в его "укоренении" в гражданском обществе, в его "расширении" посредством так называемого "частного аппарата" политической и культурной гегемонии. Осмысляя в этой связи возможности развития социалистической революции в развитых странах, Г. ставит акцент на достижении рабочим классом гегемонии в гражданском обществе.
Избранные произведения. В 3-х томах. М., 1957-59; Избранные произведения. М., 1980; Формирование человека. М., 1983; Искусство и политика. М., 1991; Тюремные тетради. М., 1991; Quaderni del сагсеге. Torino, 1975; Scritti polici. R., 1983.

Источник: Современная западная философия: словарь

ГРАМШИ АНТОНИО

1891—1937) —итал, мыслитель-марксист, основатель Итальянской коммунистической партии (ИКП). Опираясь на наследие Маркса, Энгельса, Ленина, на национальные демократические традиции эстетической мысли (Ф. Де Санктис и др.), Г. исследовал эстетические явления с позиций классовости и народности, историзма и гуманизма. Он подверг резкой критике идеалистические тенденции эстетики Кроче (представления о суверенности иск-ва, об изолированном развитии научной и худож.-образной форм познания). Произв. иск-ва, подчеркивал Г., становится худож- значимым не просто в силу его формы, айв силу его морального и политического содержания. Он отстаивал материалистическую позицию в эстетике в борьбе против сторонников «искусства для искусствам («парнасцев», «каллиграфов»), неизменно подчеркивал связь иск-ва и лит-ры с интересами общественных классов, рассматривал худож. жизнь в контексте истории мировой и отечественной культуры. Одновременно Г. предостерегал против вульгаризаторского, «словесно-риторического» и демагогического подхода к иск-ву. Худож. критика и история иск-ва, утверждал он, должны исходить из единства идейного содержания и худож. формы, из сочетания идейно-нравственных и эстетических критериев. Иск-во не просто отражает жизнь в худож. образах, а активно на нее воздействует. Несогласие с идейной сущностью худож. произв. не должно, однако, автоматически вести к отрицанию его эстетической ценности. Недооценка собственно худож. стороны иск-ва может явиться источником решений в культурной политике в духе метафизики, механицизма и субъективизма (использование не «ключей», но «отмычек»). Проблема соотношения содержания и формы в искусстве ставится у Г. и в аспекте соотношения искренности (непосредственности и оригинальности как «романтического» начала) и дисциплины (рационально организованной формы, технических приемов, языка, традиций). Материалистически и диалектически решает Г. проблему связи общечеловеческого и национального («национально-народного») в иск-ве. Выступая против католических эпигонов культуры средневековья, он настаивал на необходимости бережного отношения к народным, демократическим традициям худож. культуры, их освоения. Демократическое нск-во, по мысли Г., уходит своими корнями в «национально-народную» жизнь; оно связывает интеллигенцию и народ и предназначается не для «сект избранных», а для народа, нации в целом. Г. анализировал сущность различных видов искусства (худож. лит-ры, театра, архитектуры, киноискусства и др.), отдельных худож. направлений (реализм, романтизм и др.), специфику худож. культуры различных эпох (в особенности Возрождения) . Он писал о фольклоре, о реалистическом романе, о т. наз. «популярном романе» (детективный, научно-популярный, исторический роман и др.). Ему принадлежит ряд глубоких исследований о классиках худож. лит-ры, как итал. (Данте, К. Гольдони, А. Мандзони, Л. Пиранделло и др.), так и мировых (О. де Бальзак, Толстой, Б. Шоу и др.). Проблемы эстетики и иск-ва рассматривались им в «Тюремных тетрадях», написанных в годы заключения (1929—35).

Источник: Эстетика: Словарь

ГРАМШИ Антонио
23.1.1891, Алее, о. Сардиния - 27.4.1937, Рим), основатель и руководитель Коммунистической партии Италии, теоретикмарксист. В 1913 вступил в Итальянскую социалистическую партию.
Идеи ленинизма и Окт.революции 1917 оказали решающее влияние на теоретич. и практич. деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти и возглавленное ими левое крыло партии порвали с реформистами и максималистами, с оппортунистич. большинством партии и основали Коммунистич. партию Италии (КПИ). В 1922-23 Г. был делегатом от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. 8 нояб. 1926 фашисты арестовали Г. и сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного заключения (затем в результате неск. амнистий этот срок был сокращен - он истекал в 1937). Большую часть заключения Г. провел в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н. «Тюремных тетрадей». Тяжелые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после формального освобождения Г. скончался.
Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии, истории, истории лит-ры, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г. стремился дать изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая марксизм как «философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходящую все предыдущие. Особое внимание он уделял проблемам историч. материализма, подчеркивая значение диалектич. метода для их разрешения.
Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. процесса, а прогресс в их жизни - критерием историч. прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «извечной пассивности масс». История идеологий, по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к сознательности, она отражает практич. деятельность народа, его участие в классовой борьбе.
Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при капитализме, Г. в установлении единства между рабочим классом и интеллигенцией видел одно из гл. отличий марксизма от бурж. филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, к-рый стремился спасти «высокую культуру», отделив ее от политики и от масс. В критике гегелевского историч. идеализма и филос. учения Кроче Г. в первую очередь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти, к созданию «гос-ва нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат еще до утверждения своего господства должен становиться все более влиятельным в идеологич., политич. и экономич. жизни страны. Разрабатывая учение о гегемонии пролетариата Г. обращал особое внимание на проблему духовного и нравств. руководства пролетариатом массами и обществом. Превращение пролетариата в господствующий класс создает условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной роли иск-ва, ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против вульгаризации этих принципов, навязывания иск-ву его предмета, метода и задач.
В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи Возрождения, франц. материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокантианства. Труды Г. содействовали формированию в Италии плеяды философов и историковмарксистов; они имеют важное значение для деятельности итал. рабочего класса и междунар. коммунистич. движения.

Источник: Советский философский словарь

ГРАМШИ АНТОНИО

(23 янв. 1891 – 27 апр. 1937) – основатель Итальянской коммунистической партии, выдающийся итальянский марксист-ленинец. В 1911 поступил в Туринский ун-т, где изучал историю, философию и филологию, с 1913 – член итальянской социалистической партии. Основал в Турине еженедельник "L´Ordine Nuovo" ("Новый строй", 1919) – орган революц. движения туринских фабрично-заводских советов. На Ливорнском съезде (1921) социалистич. партии Г. и Тольятти и возглавленное ими левое крыло партии порвали с реформистами и максималистами, с оппортунистич. большинством партии и основали Итальянскую коммунистическую партию. Под руководством Г. была проделана большая работа по укреплению рядов молодой итал. компартии. В 1924 по инициативе Г. была основана газета "L´Unita". В обстановке все нараставшего наступления фашистских сил Г. боролся за единство рабочего класса, разоблачал преступную деятельность фашистского правительства. 8 ноября 1926 Г. был арестован по приказу Муссолини и сослан на о-в Устика. В 1928 фашистский трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения. Под давлением обществ. мнения фашисты перевели тяжело больного Г. из тюрьмы в госпиталь. Г. умер в день выписки из больницы. В тюрьме Г. написал 7 томов т.н. "Тюремных тетрадей" – более 3 тыс. страниц рукописного текста. Науч. интересы Г. чрезвычайно разносторонни. Он занимался вопросами философии, истории, истории литературы, эстетики, политич. экономии и социологии. В центре внимания философских исследований Г. находились вопросы историч. материализма. Г. подчеркивал органич. единство диалектич. и историч. материализма, рассматривая марксистскую философию как новую, высшую фазу в истории развития мировой мысли. "Действие и значение диалектики, – писал Г., – могут быть поняты во всем их основном значении только в том случае, если "философия практики" воспринимается как цельная и оригинальная философия, знаменующая новую фазу в истории развития мировой мысли. Как таковая, она превосходит и, преодолевая, включает в себя все живые соки предшествующей философии, как в ее материалистическом, так и идеалистическом течениях" (Opere, v. 2, р. 131–32). Он показывал в своих работах значение диалектич. метода для решения проблем историч. материализма, в частности вопроса о роли нар. масс в истории. Критикуя историч. идеализм Гегеля и ухудшенную его разновидность, развитую в филос. учении Кроче, Г. во всех историч. исследованиях исходил из основных положений историч. материализма. Идея гегемонии пролетариата является для Г. той отправной позицией, с к-рой он критикует крочеанский идеализм. На основе глубокого анализа взаимоотношений базиса и надстройки капиталистич. об-ва Г. выясняет историч. роль интеллигенции при капитализме, рассматривает вопрос о союзе интеллигенции с рабочим классом в борьбе за социализм. При этом Г., защищая марксистское учение о базисе и надстройке, критикует метафизическое вульгарное истолкование материалистич. решения вопроса об отношении базиса и надстройки. Главным двигателем истории Г. считал нар. массы, а прогресс в их жизни – критерием историч. прогресса вообще. Он постоянно подчеркивал значение активности нар. масс в историч. процессе. Прогрессивность того или иного обществ. явления, писал Г., определяется отношением к нему нар. масс. Г. указывал, что нельзя говорить об абсолютной пассивности нар. масс, ибо даже в эпохи, когда народ задавлен гнетом экономич. эксплуатации и политич. бесправием, он накапливает внутренние силы для будущих действий, и это накопление сил есть тоже активность. С этих позиций Г. критикует бурж. концепцию "извечной пассивности масс", согласно к-рой массы есть лишь бессознательно действующая сила, в к-рую вносится сознание либо "абсолютом", либо аристократами духа – идеологами. История идеологий, по Г., представляет нам картину движения нар. масс от стихийности к сознательности, в этом процессе отражается практич. деятельность народа, его участие в классовой борьбе. Наиболее ярким проявлением активности и сознательности пролетариата, идущего во главе народа, Г. считал создание "государства нового типа", т.е. диктатуры пролетариата, органически связывая, т. о., вопрос о государстве с вопросом о роли нар. масс в истории. Этой проблеме Г. посвятил много заметок и историч. экскурсов, гл. обр. в том выпуске "Тюремных тетрадей", к-рый носит название "Заметки о Макиавелли, политике и о новом государстве" (A. Gramsci, Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno, 1949). Г. правильно ставил вопрос о месте новой идеологии внутри старой надстройки. Он писал, что идущий к захвату власти класс (речь идет о пролетариате) еще до утверждения своего господства должен становиться все более влиятельным в смысле развития у него самой передовой идеологии и все усиливающейся его роли в экономической и политической жизни страны, хотя он еще не является господствующим, политически правящим классом. Придя к власти, этот класс полностью осуществляет свои функции идеологического руководства в новой надстройке (см. Ореrе, v. 4, р. 70). Превращение пролетариата в господствующий класс создает условия для культурной революции. В ней диалектически реализуется создание новой культуры и критическое освоение всего прогрессивного культурного наследства. Г. глубоко исследовал историю итал. нац. культуры и показал реакционную роль католицизма, противопоставлявшего космополитизм церкви развитию нац. государства, нац. языка и культуры, начиная с эпохи Возрождения. Культурная революция, подчеркивал Г., неотделима от культурной традиции; Г. выступал против сглаживания коренной разницы между бурж. и социалистич. культурой. В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи Возрождения, франц. материализма 18 в., критике неопозитивистского и неокантианского течений совр. бурж. философии и т.д. В особенности большое значение имеет его критика идеализма Кроче, анализ: причин его влияния на итал. интеллигенцию. Соч.: Ореrе, v. 1–9, Torino, 1952–58. Соч. в рус пер. – Избр. произв., т. 1–3, М., 1957–59. Лит.: Ленин В. И., Тезисы об основных задачах Второго конгресса Коммунистического Интернационала, Соч., 4 изд., т. 31; Тольятти П. (Эрколи М.), Грамши и компартия Италии, [М.], 1937; Итальянская Коммунистическая партия. Краткий истор. очерк, пер. с итал., М., 1951; Егерман Э. Я., Антонио Грамши о крестьянском вопросе в Италии, "Вопр. философии", 1950, No 1; его же, "Литература и национальная жизнь" Антонио Грамши, там же, 1953, No 1 ; его же, Антонио Грамши о литературе, "Иностранная литература", 1957, No 1; Лиспи М., Ранние работы Антонио Грамши, "Вопр. философии", 1959, No 11; Группи Л., Наследие Грамши, "Проблемы мира и социализма", 1959, No 12; Ломбардо-Радиче Л. и Карбоне Дж., Жизнь Антонио Грамши, пер. с итал., М., 1953; ?оgliatti P., Gramsci, Scritti di Palmiro Togliatti..., 3 ed..., Roma, 1948; его же, Gramsci, Milano, 1949; Studi Gramsciani, Roma, 1958; Sereni ?., Scienza, marxismo, cultura, [Milano, 1949].

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГРАМШИ Антонио
22 января 1891, Алее, Сардиния—27 апреля 1937, Рим) — итальянский политический деятель, философ-марксист, один из основателей Итальянской коммунистической партии (ИКП). После окончания начальной школы учился в гимназии в Санту Луссурджу, затем—в лицее в Кальяри. Окончив лицей в 1911, Грамши поступает на факультет гуманитарных наук Туринского университета. В 1913 он вступает в Итальянскую социалистическую партию и публикует первые статьи. Его жизнь разделяется на три этапа: 1913—18— написание ранних статей; 1919—26—активная политическая деятельность (редактор «Ордине нуово», вдохновитель фабрич.но-заводских советов, руководитель ИКП с 1924), 1926—37—заключение в фашистском застенке (создание главного труда — «Тюремных тетрадей» в 1929— 35). После публикаций «Тюремных тетрадей» в 1948—51 в Италии, а затем в других странах взгляды Грамши получают широкое распространение в левых кругах Запада. Их приверженцы («грамшисты» или «историцисты») нередко в той или иной степени противопоставляют себя ортодоксальному марксизму-ленинизму. Основная направленность философских разработок Грамши—критика понимания марксизма как объективистского экономического детерминизма (или экономизма) и осмысление марксистской философии как «философии практики», в полной мере учитывающей активную роль воли и сознания людей как факторов исторического развития. В «Тюремных тетрадях» Грамши подчеркивает, что в результате революции, приводящей к победе новый класс, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии, не только на принуждении, но и на убеждении. Всю проблематику классовых союзов Грамши обозначает понятием «гегемония». Гегемония имеет две стороны: горизонтальную — классовый союз под руководством одного класса—и вертикальную—возвышение этого класса до общенационального, государственного уровня. Класс, претендующий на гегемонию, не может обойтись без соответствующей идеологии, которую распространяют интеллигенты-идеологи. В Италии при переходе от феодализма к капитализму гегемония буржуазии не осуществлялась, вследствие чего в этой стране долго существовала «экономико-корпоративная» ситуация, которую Грамши характеризует как худшую форму феодального общества, форму наименее прогрессивную и наиболее застойную. Объединив Италию в территориальном и государственном отношении, буржуазия не объединила ее в социальном плане. Такой переход к буржуазному строю, осуществленный без активной поддержки широких (гл. о. крестьянских) масс, Грамши называет «пассивной революцией». Когда же государство подверглось дополнительной угрозе со стороны рабочего класса, господствующий класс предпочел вообще отказаться от демократических форм правления и перешел к открыто насильственной фашистской диктатуре. Так Грамши объясняет феномен фашизма. В результате завоевания гегемонии, а затем и государственной власти определенным классом в ходе одновременного движения «вширь» (установление классовых союзов) и «ввысь» (переход от экономического уровня к политическому, от базиса к надстройке) устанавливается единство базиса и надстройки, которое Грамши называет «историческим блоком». Сюда входит отражение всех производственных отношений, а не только, скажем, капиталистических. «На Востоке,—пишет Грамши,—государство было всем, гражданское общество находилось в первичном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой траншеей, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов...» (Избр. произв., в 3 т., т. 3. M., 1959. с. 200). Так Грамши устанавливает различие между Россией и Западом. Переосмысливая марксистскую философию, он останавливается гл. о. на идеях Н. И. Бухарина и Б. Кроче. Он резко критикует и того и другого, предлагая свою концепцию философии. Суть ее—в «историзации» марксистской философии. «Философия практики — это абсолютный «историзм», абсолютное обмирщение и земной характер мысли, абсолютное очеловечение истории. Именно в этом направлении следует искать основную нить новой концепции мира» (Избр. произв. М., 1980, с. 295). С философской точки зрения как общество, так и природу нельзя рассматривать сами по себе, абстрагируясь от человека и его практического и познавательного отношения к миру. Иначе неизбежен экономический детерминизм, который Грамши стремится исключить. Человек непрерывно меняется с изменением социальных отношений, а это значит, что меняется его практическое отношение к миру, а также взаимоотношение теории и практики. Схватить это меняющееся отношение можно через исследование общества в его развитии. В этом смысле «философия практики» есть не что иное, как методология истории и политики, а также искусства, экономики, этики и теории естественных наук. Грамши объединяет диалектический и исторический материализм. Диалектика должна быть теорией познания и внутренней сущностью исторической науки и науки о политике. Она должна быть инструментом конкретного анализа, должна ориентироваться на изучение общества не как рассеченного на отдельные плоскости — материальную и идеальную, экономическую и политическую,—а в их единстве, взаимопереходах. Поэтому Грамши говорит о науке диалектики, или гносеологии, в которой общие понятия истории, политики, экономики связываются в органическое единство. В книге «Тюремные тетради» Грамши развертывает также целую программу «интеллектуально-моральной реформы» в области культуры, науки, искусства, образования, языка. Здесь речь идет о воспитании нового человека с помощью системы образования, печати, литературы и т. д. Новое начинает создаваться не после, а до и во время разрушения старого. А главное, конечная цель—ликвидация самого разделения на руководителей и руководимых, коммунистическое самоуправление со стороны трудящихся, на которое надо ориентироваться с самого начала.
Соч.: Opere, v. 1—12. Torino, 1947—71; Quaderni del careere, 4 v., 1975; Избр. произв. в 3 , 1957-59; Избр. произв. M., 1980; Формирование человека. M., 1983; Искусство и политика, т. 1, V. M., 1991; Тюремные тетради в 3 ч., ч. I. М., 1991.
Лит.: Тольятти П. Грамши и компартия Италии. М., 937;Ломбардо-Радиче Л., Карбоне Дж. Жизнь Антонио Грамши. М., 1953; Аликата М. Антонио Грамши—основатель Итальянской коммунистической партии. М., 1957; Лопухов Б. Р. Антонио Грамши. М., 1963; Лебеде« А. А. Антонио Грамши о культуре и искусстве. М., 1965; Големба А. С. Грамши. М., 1968; Хичерович Р. И. Виа Антонио Грамши. М., 1973; Григорьева И. В. Исторические взгляды Антонио Грамши. М., 1978; Шабалин В. А. Ленинизм и политические взгляды Антонио Грамши. Владивосток, 1990; Грецкий М. Н. Антонио Грамши—политик и философ. М., 1991; Mateucci N. Antoni Gramsci e la tilosofia delia prassi. Mil., 1951; Tamburrano G. Antioni Gramsi: La vita, il pensiero, Iazione. Manduria—Bari, 1963; Spriano P. Loccupazione delle fabbriche. Torino; Idem. Gramsci. Mil., 1966; Fiori G. La vita di Antonio Gramsci. Ban, 1966; Texier 1. Gramsci e la philosophie du marxisme. P., 1966; Виги А. К. La theorie politique dAntonio Gramsci. Louvain—P., 1967; Cammett J. M. Antoni Gramsci and the Origins of Italian Communism. Stanford, 1967; Gramsci e la cultura contemporanea, 2 v. Roma, 1969; Weckers Chr. Antonio Gramsci: Marxismus in Italien. Fr./M„ 1970; PasgiL. Gramsci e il modemo principe. Roma, 1970; idem. Le strategie del potere in Gramsci. Roma, 1984; Naidone G. II pensiero di Gramsci. Ban, 1971; Gruppi L. II concetto di egemonia in Gramsci. Roma, 1972; Portalli Н. Gramsci e le bloc historique. P., 1972; Badaloni N. II marxismo di Cramsci. Torino, 1975; Buci-Glucksmann C. Gramsci e lEtat. P., 1975; ВоЬЬю N. Gramsci e la concezione della societa civile. Mil., 1976; Pellicani L. Grainscia e la questione comunista. Firenza, 1976; Politica e storia in Gramsci. 2 v. Roma, 1977; Salvador! M. L. Gramsci e il problema storico della democrazia, 2 ed. Torini, 1977; Cenvni U. Lessic gramsciano. Roma, 1978; Melchiorre V., Vigna C., de Rosa G. Antoni Gramsci. 2 v. Roma, 1979; Approaches to Gramsci. L., 1982; Aguilera de Prat C. R. Gramsei y la via nacional al socialismo. Madrid, 1984; Antonio Gramsci: Le sue idee nel Inostro tempo. Roma, 1987; Bibliografia gramsiana. Roma, 1990; Hobsbawm E. Gramsci in Europa e in America. Bari, 1995.
M. H. Грецкий

Источник: Новая философская энциклопедия

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891-1937)
итальянский философ, политолог, социолог, политический деятель. В 1911-1915 учился в Туринском университете, откуда ушел по болезни. Занялся журналистикой. Сотрудничал в изданиях социалистов: газете "Аванти!" (с 1915 - член редакции туринского издания) и еженедельнике "Гридо дель пополо". Испытал воздействие идей итальянского неогегельянства (Кроче и Джентиле), был сторонником идей "сардинизма" (освобождения острова Сардиния от гнета "пришельцев с континента"), увлекся марксистским социализмом. Г. ставил перед собой задачу "корректировки" марксизма, интерпретируемого им как "экономический детерминизм", с позиций культурной и исторической проблематики. С 1913 - в Итальянской социалистической партии (ИСП). Во время и после Первой мировой войны происходит радикализация его взглядов: вошел в "революционную фракцию непримиримых" (1917), стал одним из организаторов (совместно с П. Тольятти, У. Террачини и А. Тоской) нового еженедельника "Ордине нуово" (1919), был одним из идеологов движения фабрично-заводских советов как формы самоуправления рабочих (1919-1920). Неудача всеобщей забастовки в апреле 1920 в Турине послужила основанием для написания и направления доклада Национальному совету ИСП, в котором Г. дал принципиальную критику деятельности и общей линии руководства партии (опубликован под заглавием "За обновление социалистической партии"), а также сделал прогноз возможности диктатуры буржуазии в Италии. После раскола ИСП в 1921 вошел в ЦК образованной Коммунистической партии Италии (КПИ). Одновременно Г. был утвержден главным редактором "Ордине нуово" (который стал ежедневным органом КПИ). В 1922-1923 и в 1925 участвовал в работе Коминтерна в Москве. С 1923 - в Вене, где готовил издание газеты "Унита". В апреле 1924 избран в парламент, что позволило ему вернуться на родину. С августа 1924 - генеральный секретарь ЦК КПИ. В 1926 пишет работу "Некоторые аспекты южного вопроса", где выдвинул ряд идей, развиваемых им во всем последующем творчестве (идеи гегемонии, структуры господства, роли интеллигенции). В ноябре 1926 арестован. В 1929 осужден на 20 лет Особым трибуналом в Риме по обвинению в заговоре с целью свержения государственной власти, с 1929 по 1935 (пока позволяло здоровье) работает в тюрьме над своим основным трудом "Тюремные тетради". С 1933 по 1935 - в клинике, куда был помещен после очередного обострения болезней. В октябре 1934 получил условное освобождение. Последние годы жизни провел в клинике в Риме. В 1947 опубликованы его "Письма из тюрьмы", в 1948-1951 - "Тюремные тетради". В Италии вышло его 12-томное собрание сочинений (в 80-е было предпринято новое расширенное издание). Г. работал в круге идей марксизма, квалифицируя свою позицию как философию практики, преодолевающую крайности как экономического детерминизма (Бухарин), так и идеалистических трактовок практики (Кроче). Выступал против деления марксизма на философию (диалектический материализм) и социологию (исторический материализм), провозглашая тождество философии и истории. Философия, по Г., должна быть взята в ее конкретно-исторической обусловленности, историческое (сфера человеческих действий) приоритетно перед логическим. "Философия практики" - это абсолютный "историзм". В свою очередь, необходимо "абсолютное очеловечивание истории". Нет истории помимо человеческих действий, активного практического отношения человека к миру. Философия должна обеспечивать "катарсический синтез" (точнее - синтезы) - способствовать высвобождению человека из-под власти экономического базиса, осознанию им себя как деятеля, способного ставить и решать социальные задачи, меняя, тем самым, общественные отношения. Рассогласование базиса и надстройки, по Г., - постоянная тенденция исторического развития. Преодоление этого рассогласования - постоянная задача практического изменения мира. Базис при этом рассматривается Г. как "реальное прошлое", как условие настоящего и будущего, сложившееся в конкретной истории. Практическая деятельность является единственно "реальным познанием", проверяющим идеи на их (не) воспринимаемость социальными субъектами. Теория познания должна фокусироваться не столько на объективности действительности, сколько на отношении человека к действительности. Г. вводит понятие "человечески объективного" или "всеобще субъективного") и утверждает, что по мере развертывания практики наши субъективные знания становятся все более объективными, вскрывают всеобщие закономерности мира (во многом благодаря и критическому анализу сознания философией). Таким образом, объективное тождественно человечески объективному, которое, в свою очередь, тождественно исторически субъективному. Нет абсолютных идеальных форм, знания самого по себе. Любое знание несет в себе ограничения эпохи и культуры, в которых оно было продуцировано. Поэтому оправдание любой философии - в ее превращении ("переворачивании") в норму практического поведения более или менее значительных групп людей. Отсюда одна из основных задач философии - исследование форм обыденного и массового сознания, их восприимчивости к новым идеям. Решая ее, марксизм пошел по пути упрощения своей сути: вместо преодоления идей немецкой классической философии, т.е. возвышения уровня философствования, воспринял ряд идей метафизического материализма, легче воспринимаемых обыденным сознанием. Это, по Г., сделало его непригодным для противостояния идеологиям образованных классов. Решить эту проблему, снять противоречия философии и обыденного сознания, высокой и низкой культуры, интеллигенции и народа, теории и практики (в конечном счете), может, согласно Г., только философия практики, ставящая своей целью конструктивную критику обыденного сознания с целью его возвышения, и противопоставление конструктивных (опять же) аргументов немарксистским видам философии. Отождествление теории и практики является, считает Г., критическим актом, в котором доказывается рациональность и необходимость практики или реалистичность и рациональность теории. В результате должна быть выработана "философия эпохи", способная воспроизводить себя через механизм веры в обыденном сознании. Основная задача по ее выработке принадлежит интеллигенции, осуществляющей не просто интеллектуальные действия, а руководящей и организующей с позиций конкретных классов и социальных групп, теоретическое и практическое отношение людей к миру, т.е. формирующей коллективную волю. Г. различает "органическую" (специально создаваемую для решения актуальной задачи) и "традиционную" ("наследуемую" новой эпохой) интеллигенцию. Без органической интеллигенции невозможно обеспечение гегемонии социальных групп и классов в обществе. "Гегемония" - одно из центральных понятий социологии и политологии Г. Она включает в себя два уровня: горизонтальный, обеспечивающий союз под руководством доминантных группы или класса социальных сил, и вертикальный - занятие группой или классом господствующего положения в общественной жизни, возвышение их роли до общенационального, государственного уровня. Ступени гегемонии: 1) экономико-корпоративная; 2) осознания общности классовых интересов; 3) выхода интересов за рамки класса и превращения их в интересы других классов, т.е. полная гегемония. Экономика лишь создает почву для распространения определенного мышления, постановки и решения актуальных задач. Полная гегемония предполагает не только экономическое и политическое, но и интеллектуальное и моральное единство действующих субъектов на основе выработанной органической интеллигенцией философии и идеологии, оправдывающей (обосновывающей) историческую миссию доминирующего класса (группы). Полная гегемония предполагает осознание себя как субъекта общенационального процесса ("субъективная ступень гегемонии"). Неполнота гегемонии класса или группы ведет к диктатуре как форме компенсации собственной ущербности, - это искушение "цезаризмом", одной из форм которого является фашизм. Учение о гегемонии тесно связано у Г. с его теорией власти и господства. Гегемония включает в себя две стороны: насилие (принуждение, подчинение) и согласие (убеждение, руководство), которые, взаимопроникая друг в друга, и конституируют феномен власти, реализующийся в господстве определенных социальных групп и классов. Господство выступает как производная от процессов, происходящих в политическом и гражданском обществах, и в стоящем за ними экономическом обществе. Политическое общество связано с государством, т.е. с принуждением. Гражданское - с общественными организациями, т.е. с принципами добровольности. Единство политического и гражданского обществ, устанавливаемое классом (группой), занявшим доминирующее положение (реализовавшим полную гегемонию), порождает "исторический блок" как конкретно-историческую целостность социокультурной жизни. (Понятие "исторический блок" используется Г. вместо понятия "общественно-экономическая формация"). Рассогласование исторического блока есть проявление кризиса сложившейся системы гегемонии. Достижение гегемонии предполагает "маневренную войну" как стратегию достижения господства в политическом обществе и "позиционную войну" как стратегию достижения доминантных позиций в гражданском обществе. Основная стратегия и гарант окончательного установления гегемонии - борьба за гражданское общество. Отсюда новая (расширенная) трактовка Г. современного государства ("интегральное понятие государства") как синтеза политического и гражданского обществ (гегемония, предполагающая "этико-политическое" руководство, основанное на согласии, облекается в "броню принуждения"). Достижение государством данной ступени своего развития предполагает коренную "интеллектуально-моральную реформу" общества, т.е. преобразования в области культуры, воспитания, образования. Всякое отношение гегемонии - это, по необходимости, отношение педагогическое, отмечает Г. Отсюда его концепция "активной созидательной школы", ориентированная на организацию самообучения людей. Таким образом, Г. создал собственную оригинальную философскую концепцию, многие положения которой созвучны и предвосхищают, во многом, идеи неомарксизма и др. направлений философской мысли второй половины 20 в.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
188.74 кб

Норма политической морали: интеллектуальный проект Антонио Грамши

Савино Джованни
В данной статье рассматривается формирование и развитие идей итальянского теоретика и марксистского деятеля Антонио Грамши перед и после русской революции 1917 года.
Читать PDF
250.48 кб

Контргегемония антонио Грамши как неотьемлемая часть неомарксистской политической теории

Мармазова О.И., Мармазова Т.Р.
В статье рассмотрены последствия влияния «теории гегемонии» марксиста Антонио Грамши на современную политическую теорию.
Читать PDF
224.48 кб

2012. 04. 021. Ньето-галан А. Возвращаясь к Антонио Грамши: историки науки, интеллектуалы и борьба з

Виноградова Т. В.