Государство и церковь в странах народной демократии

Найдено 1 определение
Государство и церковь в странах народной демократии
В основу отношений Г. и ц. в странах нар. демократии положено последоват. соблюдение принципа свободы совести. За каждым гражданином признано право исповедовать любую религию или быть атеистом, право проводить антирелиг. пропаганду, не допуская при этом оскорбления чувств верующих. Верующим обеспечивается право отправлять религ. культ при непременном условии, чтобы это не нарушало обществ, порядка, не было сопряжено с посягательством на личные права, честь и достоинство остальных граждан. Установлены безусл. равенство всех граждан безотносительно к их взглядам на религию (из офиц. документов изъято всякое упоминание о религ. принадлежности граждан), невмешательство церкви в дела гос-ва и невмешательство гос-ва в чисто религ. дела. В странах пар. демократии нет господствующих и «терпимых» церквей, как то было ранее в ряде стран, а все церк. орг-ции пользуются одинаковыми правами. Как и прочие бывш. латифундисты, церковь лишена земельных угодий. Пресекая деятельность активных врагов нар. гос-ва из среды духовенства (мн. церк. иерархи особенно в первые годы существования стран пар. демократии находились в число наиболее непримиримых ее врагов), пар. власть никогда не возлагала ответственности за их действия па верующих трудящихся. Учитывалось и то, что в среде самих церковников по мере укрепления нар.-демократич. строя и под давлением верующих систематически развивался процесс изоляции наиболее реакц. элементов. Конституц. формы взаимоотношений Г. и ц. неодинаковы в разных странах социалистич. лагеря, что зависит от нац. особенностей стран, конкр. реальных условий. В ряде стран пар. демократии существуют и действуют в рамках единого нац. фронта полит. партии и массовые орг-ции с религ. окраской (Христ.демократич. союз в ГДР, Нар. партия в Чехословакии и др.), участвующие в строительстве социализма и во всемирном движении в защиту мира. Отношение нар. власти к религии и религ. орг-циям охарактеризовано след. образом в решениях III съезда Польской объедин. рабочей партии (март 1959): «Партия ни в коем случае не проводит в обществе полит. линии раздела в зависимости от отношения к религии, оценивает поведение своих граждан исключительно на основании их практич. отношения к социализму...
Церковь, религ. учреждение, созданное для удовлетворения потребностей верующих, отделяется от гос-ва и может действовать только на основе признания существующего в Польше обществ, строя, причем деятельность церкви не может противодействовать интересам и законам Польской Нар. Республики. Пастырская деятельность ни в коем случае не может быть использована для полит. целей, для противопоставления верующих неверующим, для выпадов против политики нашей партии и нар. правительства. Партия и нар. власть не хотят войны с церковью. Церковь, однако, должна ограничиться вопросами веры и отказаться от безнадежных попыток борьбы с социализмом...» Взаимоотношения между Г. и ц. нашли свое отражение в конституциях стран нар. демократии. Так, в Польской Нар. Республике отношения между Г. и ц., охарактеризованные выше, закреплены Конституцией в ст. 70. В Конституции Румынской Нар. Республики ст. 84 гласит: «Свобода совести гарантируется всем гражданам PHP. Религ. культам предоставляется свобода орг-ции и деятельности. Свобода отправления религ. обрядов признается за всеми гражданами PHP. Школа отделена от церкви... Орг-ция и деятельность религ. культов регламентируются законом». Болгарская конституция устанавливает (ст. 78): «Гражданам обеспечивается свобода совести и вероисповедания, а также свобода отправления религ. обрядов. Церковь отделена от гос-ва... Запрещается злоупотребление церковью и религией в полит. целях, а также образование полит. орг-ций на религ. основе». В Конституции Венгерской Нар. Республики говорится, что всем гражданам «обеспечиваются свобода совести и свобода отправления религ. культов» и что «в интересах обеспечения свободы совести ВНР отделяет церковь от гос-ва» (ст. 54). Гарантируется свобода совести всем гражданам ГДР, что предусмотрено ст. 21 Конституции республики. Ст. 43 той же Конституции гласит: «Государственной религии не существует. Гарантируется свобода объединения в религ. общины...» Конституция Чехословацкой Социалистич. Республики провозглашает: «Свобода совести гарантируется. Каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, а также совершать религ. обряды, поскольку это не противоречит закону. Религ. вероисповедание или убеждение не могут служить для кого бы то ни было основанием уклониться от исполнения гражд. обязанности, к-рую па него возлагает закон».
Аналогичные принципы лежат в основе отношения Г. и ц. в азиатских странах нар. демократии. Ст. 88 Конституции Китайской Нар. Республики гласит: «Граждане КНР имеют свободу вероисповедания». Ст. 1»4 Конституции Корейской Нар.Демократич. Республики обеспечивает гражданам «свободу вероисповедания и отправления религ. культов». Подобные положения содержатся также в Конституции Монгольской Нар. Республики. В Конституции Демократич. Республики Вьетнам провозглашается, наряду со свободой слова, печати, орг-ций и собраний и др., также свобода вероисповедания. В особой «Декларации о политике в отношении религий» Правительства ДРВ говорится: «1. Все граждане пользуются свободой вероисповедания и свободой не исповедовать никакой религии; никакие посягательства на эти свободы не допускаются... 2. Все граждане обязаны относиться с уважением к религ. культам и к местам их отправления; однако надо бороться с теми, кто вредит стране и народу, используя культы и места их отправления для укрывательства противоправительств. деятельности и для борьбы против движения Сопротивления». Далее в Декларации указывается: «Вражеский план использовать религию для раздора в народе должен быть разбит, и должны понести суровое наказание те, кто использует религию для прикрытия своей деятельности против Родины и народа».
В нек-рых странах нар. демократии правительства считают целесообразным временно оказывать материальную поддержку церк. орг-циям, облегчая тем самым в известной мере бремя, к-рое несут верующие трудящиеся, берущие на себя содержание этих орг-ций (напр., в Чехословакии, Венгрии). На базе конституц. положений о свободе совести, обеспечивающей свободу как религиозных, так и антирелиг. взглядов и пропаганду последних, равно как право отказаться от всякой религии, правительства нек-рых стран нар. демократии заключают с церк. орг-циями спец. соглашения, определяющие права и обязанности церкви в условиях нар.-демократич. гос-ва. Эти соглашения позволяют в законном порядке решать все вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений между церковью и гос-вом.
Нормализация взаимоотношений Г. и ц. создает благопр. условия для участия верующих в строительстве социализма, лишает империалистич. пропаганду одного из аргументов в ее клеветнич. кампании против стран социализма. Реакц. духовенство противодействовало нормализации отношений между Г. и ц. в странах нар. демократии, а после заключения соглашений между Г. и ц. в ряде случаев сопротивлялось неукоснительному их выполнению. Стремясь к нормализации отношений Г. и ц., но не закрывая при этом глаза на враждебные, антинар. действия и маневры реакц. представителей духовепства, правительства стран нар. демократии создают благопр. условия для торжества научного мировоззрения. Вся система нар. образования, от низших ступеней до высших, в странах социалистич. лагеря направлена также и на преодоление религ. пережитков в сознании людей. и- д. Эльвин

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.