ГОРСКИЙ Александр Константинович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГОРСКИЙ Александр Константинович
псевд. А. Горностаев, А. Остромиров, А. Гробов, Лучицкий А. К.) [18 (30) декабря 1886, г. Стародуб Черниговской губ.—24 августа 1943, Тула] — русский философ, поэт, публицист, последователь Н. Ф. Федорова. Учился в Черниговской семинарии (1902—06), в Московской духовной академии, по окончании курса которой (1910) был оставлен для подготовки к профессорскому званию, однако отказался от церковно-богословской карьеры. Сближается с П. А. Флоренским, В. А. Тернавцевым, Л. Шестовым. В 1912 знакомится с учением Федорова, в 1913 публикует сборник стихов «Глубоким утром (Песнопения)» — опыт поэтической интерпретации своих идей. В творческом содружестве с Н. А. Сетницким (после 1918) на протяжении многих лет пропагандировал федоровские идеи. В 1929 арестован, 8 лет провел на Севере. С 1937 отбывал ссылку в Калуге, в 1943 арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В написанной совместно с Сетницким книге «Смертобожничество» (1928) и других работах развивает и углубляет идеи Федорова. В очерке «Организация мировоздействия» (1928; см. в кн. «Русский космизм», 1993) призывает современников к «собиранию» разрозненных научных умов во «всемирный ум», в «мозг земного шара» для решения проблемы регуляции природы, целенаправленного воздействия на «косную материю» ради преображения мира с последующим восстановлением жизни, придавая искусству в свете этого проекта статус жизнетворчества.
Соч.: Горский А. К., Сетницкий Н. А. Соч. М., 1995; Николай Федорович Федоров. Биография. Харбин, 1928; Рай на земле. К идеологии творчества Ф. М. Достоевского и Н. Ф. Федорова. Харбин,1929.
В. В. Ванчугов

Источник: Новая философская энциклопедия

ГОРСКИЙ Александр Константинович (1886-1943)
российский философ и поэт. Окончил духовное училище, черниговскую семинарию и Духовную академию Троице-Сергиевой лавры. По окончании академии отказался от престижных духовных постов в Петербурге и "ушел в мир". В течении года занимался в Московском университете. Затем переехал в Одессу, где преподавал в духовной семинарии и гимназии. Увлекся идеями философии русского космизма; в особенности - "философией общего дела" Федорова. В 1913 опубликовал ряд статей в московском журнале "Новое вино" и принял участие в составлении сборника "Вселенское дело", посвященного памяти Федорова. В 1915 опубликовал статьи по проблеме синтеза искусства ("Германизм и музыка" и др. ). В 1918 познакомился с подвижником "философии общего дела" Н.А. Сетницким, ставшим его соавтором и другом. В первой половине 20-х жил и работал в Москве. Публиковал статьи о научной организации труда в еженедельнике "Октябрь мысли". Увлекался психоаналитическими идеями Фрейда и активно осваивал их. Особенное внимание уделял адаптации и развитию учения Фрейда об Эросе как "влечении к жизни", противостоящим силам деструкции и смерти. В 1924 опубликовал работу "Огромный очерк", посвященную идеям преобразовательной, регулятивной эротики, управления эротической энергией и использования ее для регуляции психики, преображения тела и высшей нервной деятельности. Считал, что в глубинах Эроса таится жажда "космического расширения существа". В контексте философии русского космизма и учения Федорова изучал проблемы "переустройства психики", "психологического переворота" и создания "новой психики". Высоко оценивая "огромные завоевания психоанализа", считал, что "философия общего дела" "естественно должна принять в свое русло одно из самых плодотворных научных движений нашего века - психоаналитическую школу Фрейда", ряд идей которой сопрягается или тождественен догадкам и утверждениям Федорова. В середине 20-х переслал в Харбин Н.А. Сетницкому несколько работ для публикации ("Рай на земле. К идеологии творчества Ф.М. Достоевского и Н.Ф. Федорова", "Перед лицом смерти: Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров" и др.). В 1928 (под псевдонимом А. Остромиров) опубликовал биографический очерк "Н.Ф. Федоров и современность". В 1929 был арестован и в течении 8 лет находился в северной зоне ГУЛАГа. В 1937 отправлен в ссылку в г. Калугу. Во время ссылки продолжал разработку идей философии космизма и эротизма. Развивал свои представления о воскресительной эротике и сверхприродном смысле любви. В 1943 репрессирован вторично. Погиб в ГУЛАГе. Автор книг "Огромный очерк" (1924), "Смертобожничество" (1926, совместное Н.А. Сетницким), "Организация мировоздействия" (1928) и др. работ и стихов.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

ГОРСКИЙ Александр Константинович
18(30).12.1886, г. Стародуб Черниговской губ. - 24.08.1943, Тула) - философ, поэт, публицист, последователь Федорова. В 1897-1906 гг. Г. учился в Стародубском духовном училище и в Черниговской семинарии, затем в Московской духовной академии, по окончании курса к-рой (1910) был оставлен для подготовки к проф. званию, однако церковно-богословская карьера не привлекла его. В 1912 г. знакомится с учением Федорова. Вместе с И. П. Брихничевым и В. Н. Миронович-Кузнецовой составляет сб. "Вселенское дело", посвященный 10-летию со дня смерти Федорова (Одесса, 1914), где была помещена его "Тяга земная", в к-рой говорилось о философских и жизненных контактах Федорова и B.C. Соловьева. В 1913 г. Г. опубликовал в Москве свой опыт поэтической интерпретации федоровской концепции - сб. стихов "Глубоким утром (Песнопения)". В 1918 г. он знакомится с Сетнщким, в творческом содружестве с к-рым на протяжении мн. лет пропагандировал идеи Федорова, написал кн. "Смертобожничество" (1926). После того как Сетницкий уезжает в 20-х гг. в Харбин, Г. пересылает туда свои работы, где они и выходят в свет небольшими тиражами. В 1929 г. Г. был арестован и 8 лет провел на Севере. С 1937 г. отбывал ссылку в Калуге, а в 1943 г. арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В ряде своих работ, в частности, в 3-м вып. "Организации мировоздействия". Харбин, 1928 (Русский космизм. М., 1993), Г. обсуждает, наряду с др., такую центральную проблему учения Федорова, как регуляция природы, организация интеллектуальных и физических сил для целенаправленного воздействия на косную материю, для преображения мира. Для этого необходимо, считает он, собирание разрозненных научных умов во "всемирный ум", "мозг земного шара". Наука, по Г., не организована вдвойне; как сумма понятий и методов, с помощью к-рых человек стремится познать мир и управлять им, и как род деятельности, направленной на добывание и обработку этих понятий и методов. Если организация науки во втором смысле может быть достигнута средствами самой науки, то координация множества идей и методов, т. е. организация науки в первом смысле, требует сверхнаучного организационного принципа, а именно принципа художественного. Подлинно научная организация труда, пишет Г., немыслима без одновременно "художественной организации науки и религиозной организации искусства". Ныне наука стала насквозь антропологичной. Человек - мера всех вещей, и это должно восприниматься нами не как "возглас пессимизма и скепсиса", а как "бодрый принцип ориентировочной деятельности" - человек собирается измерить собой все в мире вещей. Совр. наука, полагает Г., доросла до необходимости иметь центр, но централизованная организация не в состоянии ни сформироваться, ни удержаться, если не будет поставлена "священная цель воскрешения".

Источник: Русская философия: словарь