ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
греч. ???? – инстинкт, влечение, побуждение, стремление) – одно из течений совр. бурж. психологии, связанное с именем англ. психолога Мак-Дугалла. Осн. принципы Г. п. сформулированы им в кн. "An introduction of social psychology" (1908). Исходное положение Г. п. заключается в том, что психич. жизнь представляет собой не смену состояний сознания, не интеллектуальную, познават. деятельность, а процесс активного стремления к цели, руководимого более или менее сознаваемой потребностью. Источник поведения животных и человека Г. п. усматривает в инстинктах, рассматривая инстинктивный процесс как духовный, охватывающий и эмоциональные и познават. акты. В качестве первичных двигателей человеч. действий инстинкты обладают импульсивной силой и сопровождаются определ. эмоциями. Так, инстинкт бегства сопровождается эмоцией страха, инстинкт любопытства – эмоцией удивления и т.д. Сознат. деятельность человека черпает энергию из инстинктивного источника, при ослаблении к-рого организм лишается способности действовать. Интеллект служит лишь средством к достижению целей, детерминируемых инстинктами, представляющими собой своего рода энергетические ресурсы организма. Г. п. объявила решительную борьбу механистической психологии, особенно бихевиоризму, и выступила против принципа "стимул – реакция", противопоставляя ему принцип активного целенаправленного поведения. По мнению сторонников Г. п., ошибка противников телеологии заключается в смешении понятия "внешней телеологии" (цель детерминирована извне) с понятием "внутренней телеологии" (цель определена внутр. стремлением или применительно к человеку – то более, то менее сознаваемым мотивом). Отвергая внешнюю телеологию и признавая внутреннюю телеологию, Г. п. пытается примирить телеологизм и детерминизм (Мак-Дугалл объявляет себя ревностным последователем учения Дарвина). Представители Г. п. признают концепцию Фрейда о роли влечений и бессознательного в психич. жизни, но в то же время критически относятся к фрейдистской переоценке значения сексуальных мотивов и к гедонистич. психологии в целом. Характер и направление гормич. активности целиком определяется энергией устремления к цели и тем, насколько действие приближается к цели или удаляется от нее. Гормич. активность приобретает сознат. характер, когда стремление к цели сопровождается пониманием ситуации, знанием препятствий и предвидением результата. Поэтому в сферу гормич. активности должны быть включены все умств. акты, участвующие в достижении цели. Но гормич. активность может протекать и при смутно сознаваемой или даже вовсе не осознанной цели. Однако и в этих случаях поведение не носит механич. характера, не выступает в виде слепого рефлекса. Г. п. распространяет понятие целевого поведения и целесообразности как на более примитивные, так и на более сложные формы поведения. Отсюда делается заключение о существовании различных уровней духовной жизни, о наличии зачаточной формы духовного начала у самых низкоорганизованных существ. Даже переход от неррганич. материи к органической был бы невозможен, если бы в неорганич. природе не было элемента духовной силы. Г. п. встретила возражения со стороны психологов разных направлений, не только бихевиористов, но и представителей т.н. динамической психологии, признающих решающую роль активности в поведении животных и человека (Р. Вудвортс). С т. зр. материалистич. психологии, Г. п. примыкает к тем идеалистич. направлениям совр. бурж. психологии, для к-рых характерна биологизация психич. явлений, переоценка роли инстинктов и влечений, умаление значения сознания и вытекающая отсюда теоретическая беспомощность в объяснении качеств. переходов от примитивных форм поведения к сложной психич. деятельности. Лит.: Mc Dougall W., The energies of men. The fundamentals of dynamic psychology, L., 1932; Flugel J. С., Mc Dougall and "Hormic" Psychology, в его кн.: A hundred years of psychology, pt 4, [chapter] 7, L., [1953], p. 270–78; Woodworth R. S., Dynamic psychology, в сб.: Psychologies of 1925, 3 ed., Worcester (Mass.) – L., 1928, p. 111–26; ?olman ?. С., Purposive behavior in animals and men, N. Y.–L., [1932]; Bernard L. L., An introduction to social psychology, N. Y., 1926 (критика Mc Dougall´a). С. Геллерштейн. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.