ГОРЬКИЙГорючий материал, древесина, ствол, материя, вещество, пища

ГОРЬКИЙ Максим

Найдено 2 определения термина ГОРЬКИЙ Максим

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

ГОРЬКИЙ Максим

псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868-1936) - великий рус. писатель, «крупнейший представитель пролетарского искусства» (В. И. Ленин), родоначальник лит-ры социалист. реализма, атеист. В основе взглядов Г. лежало признание закономерности развития общества, решающей роли народных масс в историч. процессе. В ранних произведениях («Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике») призывал к борьбе против царизма, к ниспровержению старого мира, воспевал людей гордых и смелых. В романе «Мать» Г. впервые показал пролетариат как самостоят, революц. силу, способную к социалистич. переустройству общества. Вскрывая пороки экс-плуатат. строя, Г. разоблачал пра-восл. церковь, религ. сектантство («Жизнь Матвея Кожемякина», «Трое», «Жизнь Клима Самгина» и др.). В 1909-1910 Г. увлекся идеей богостроительства (повесть «Исповедь»), но под влиянием В. И. Ленина, самой революц. действительности преодолел свои заблуждения. В худож. произведениях и публицистич. статьях Г. разоблачал «позорную, злую и бесчеловечную» роль религии. В 1929 на II Всесоюз. съезде Союза воинств. безбожников произнес речь, в к-рой призывал к усилению науч.-атеистич. воспитания, обращая внимание на разоблачение христ. проповеди любви.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ГОРЬКИЙ Максим

псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868— 1936) — рус. советский писатель, родоначальник советской лит-ры, литературный критик и публицист; инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. Становление Г. как писателя и теоретика иск-ва происходило на рубеже двух эпох, в период рождения, используем определение Ф. Энгельса, «новой, пролетарской эры». Это наложило особый отпечаток на творчество и эстетические воззрения Г.: он выступил продолжателем традиций рус. лит-ры XIX в. и одновременно был, по словам В. И. Ленина, «безусловно крупнейшим представителем пролетарского искусства» (т. 19, с. 251), являя тем самым живой пример сохранения культурного наследия и новаторства (Традиции и новаторство). Творчество Г. ознаменовало утверждение новых эстетических ценностей, новых критериев красоты. Своеобразными манифестами эстетики Г. стали роман «Мать» (1906—07) и пьеса «Враги» (1906), в к-рых на первый план выдвигается человек труда, а жизнь рассматривается как деяние и борьба, устремленные в . будущее. С этим связаны установка Г. на сочетание в худож. творчестве реализма с революционной романтикой, стремление придать лит-ре новую социальную действенность, Но при осмыслении проблемы активности иск-ва Г. допускал и ошибки; напр., он присоединился к проповеди «богостроительства», к-рое выражалось у него в обожествлении творческих способностей народа, в стремлении пробудить в людях «чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» и т. обр. связать идеал и действительность («Исповедь», 1908; «Разрушение личности», 1909). В. И. Ленин критиковал Г. за уступку религии, и под воздействием ленинской критики писатель порвал с «богостроительством». Его стремление выразить творчески-созидательный дух народа в иск-ве воплотилось в создании нового типа социального романа, раскрывающего историческое движение не столько через частные судьбы людей, сколько через классовое противоборство. Отсюда эпичность (Эпос) как характерная черта выработанной Г. худож.-эстетической системы. «...Движущейся панорамой десятилетий» назвал Луначарский структуру его романа «Жизнь Клима Самгина» (1925—36). Аккумулируя в своем творчестве оптимистическое миропредставление нового, восходящего класса, Г. активно выступал против декадентских настроений (Декадентство), обосновывал творческие принципы, реалистический метод советской лит-ры, к-рый получил название социалистического реализма. В отличие от реализма XIX в., для определения к-рого Г. ввел термин «критический» (Критический реализм), новый тип реализма, присущий советскому иск-ву, считал он, «имеет возможность и право утверждать». Такая постановка вопроса отнюдь не подвергала сомнению способность реализма прошлого к утверждению положительного идеала. Она лишь подчеркивала, что пафос реализма прошлого заключался именно в критике основ существовавшей тогда социальной действительности. Советское же иск-во имеет дело с действительностью, основы к-рой ему близки и дороги. Поэтому дело не в том, сильнее или слабее его утверждающие и критические начала, чем в реализме старого типа, а в том, что они качественно иные. На этом новом качестве и зиждется право социалистического иск-ва на утверждающий пафос. «Это,— заявил Г. в докладе на I съезде советских писателей (1934),—ставит нас не только в традиционную для реалистической литературы позицию «судей мира и людей», «критиков жизни», но предоставляет нам право непосредственного участия в строительстве новой жизни, в процессе «изменения мира». Утверждение этого высокого права художников, неразрывно связанное с ленинским принципом партийности в искусстве, составляло ядро представлений Г. о творческом методе советского иск-ва, ядро всей его эстетики. Связывающая представление о прекрасном с образом человека труда, с самим процессом его созидательной, продуктивной деятельности, возведенной до степени иск-ва, эстетика Г. как бы сливается с этикой, обретая тем самым особую воспитательную силу. В этом, видимо, и заключается смысл его известного высказывания: «Эстетика — этика будущего». Помимо худож. творчества эстетические воззрения Г. выражены в его литературно-критических статьях: «Поль Верлен и декаденты» (1896), «О том, как я учился писать» (1928), «О «маленьких» людях и о великой их работе» (1929), «О языке» (1934), «О культурах» (1935) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме ГОРЬКИЙ Максим — 0

Найдено научныех статей по теме ГОРЬКИЙ Максим — 0

Найдено книг по теме ГОРЬКИЙ Максим — 0

Найдено презентаций по теме ГОРЬКИЙ Максим — 0

Найдено рефератов по теме ГОРЬКИЙ Максим — 0