ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 1 определение
ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
н и д е р л а н д с к а я ф и л о с о ф и я). В течение всего средневековья вплоть до нач. 17 в. Г. ф. развивалась у народов, населявших территорию совр. Нидерландов и совр. Бельгии, составлявших тогда одну страну. Видным философом-схоластиком 13 в. был Генрих из Гента (ум. в 1293), к-рый после 1277 преподавал в Париж. ун-те. В филос. борьбе, начавшейся в схоластике в результате проникновения материалистич. идей Ибн Рошда (Аверроэса), Генрих из Гента выступил приверженцем консервативных схоластич. традиц. идей Августина и его последователей. Одновременно он был и противником Фомы Аквинского. Однако уже ученик Генриха – Годфрид из Фонтена, подвизавшийся в Люттихе, в противоположность своему учителю, склонился к томизму. Видную роль в истории средневек. схоластики сыграл Вильем из Мербеке, переводчик с греч. на лат. язык произведений Аристотеля, а также и нек-рых других античных ученых и философов. Фламандец Сигер Брабантский (преподававший в Парижском ун-те) явился самым крупным представителем аверроистского аристотелизма в зап.-европ. схоластике, развившим его материалистич. тенденции, и был одним из ранних представителей теории двойственной истины, разлагавшей схоластику. Смерть Сигера не приостановила распространения аверроизма в Зап. Европе, в том числе и в Нидерландах. Еще в 1512 за аверроизм был сожжен голландец Герман ван Рейсвик. Против схоластич. спекуляций о боге и чрезмерном развитии внешних форм римско-католич. культа писал фламандский мистик Ян ван Рейсбрук (1293–1381) – автор соч. "Одеяние духовного брака" (Ruysbroeck, Van der Chierheit der gheesteleker Brulocht, рус. пер. 1910). Развитие схоластич. философии в дальнейшем сосредоточивается в Лувенском ун-те, основанном в 1426. Видный представитель схоластич. философии Дионисий Картхейзер (1402–71) учился в Девентере, где подружился с Николаем Кребсом, будущим Николаем Кузанским, затем – в Кельнском ун-те, где защитил док. диссертацию "О сущности и существовании" (Dionysius de Kartuizer, De ente et essentia), написанную в духе томизма, к-рый присущ и его последующим произведениям – "Свод ортодоксальной веры" ("Summa fidei orthodoxae libri IV"), "Компендий духовной жизни" ("Compendium vitae spiritualis..."). Накануне бурж. революции Нидерланды становились одним из главных очагов европ. культуры; возрастало влияние идей гуманизма, развертывалась деятельность т.н. "риторических обществ", ставивших спектакли, устраивавших лит. вечера и диспуты и занимавшихся переводами на фламандский язык произведений античных авторов. Крупнейшим нидерл. и европ. гуманистом конца 15 – нач. 16 вв. был Эразм Роттердамский. Лит. деятельность Эразма сыграла большую роль в популяризации гуманистич. образованности, способствовала подрыву церк. авторитета и подготовке церк. реформации, революционизирующее влияние к-рой с особой силой проявилось именно в Нидерландах. Деятельность Эразма будила также интерес к науке, к знанию, независимому от церковно-богословского авторитета. Виднейшим продолжателем Эразма в Нидерландах был Юстус Липсиус (1547–1606), стремившийся возобновить стоицизм, прославлявший стоич. невозмутимость духа, однако уклоняющийся от выявления противоречий стоич. и христ. учений. Его ученик Путеанус сделал безуспешную попытку объединить со стоицизмом элементы эпикуреизма. Деятельность этих гуманистов развертывалась в период Нидерландской бурж. революции 16 в. Для идейной жизни Нидерландов 2-й пол. 16 и в 17 вв. характерна ожесточенная борьба религ. вероисповеданий, партий и сект, оказавшая прямое влияние на развитие филос. и социологич. идей. Видным нидерл. мыслителем 16 в. был Дирк Корнхерт (1522–90), проповедовавший веротерпимость и этим вызывавший ненависть реакционеров и фанатиков, притом не только католических, но и протестантских. Он опубликовал первое филос. произведение на голл. языке – "Этику" (Coornhert, Zedekunst..., 1586, нов. изд. 1942). Этика в понимании Корнхерта есть искусство правильной, доброй жизни, основанное на истинном познании человека, его добродетелей и грехов. Корнхерт утверждал, что жизнью наделены не только люди, но и растения и животные, однако только человек благодаря своему разуму и способности к свободному выбору является носителем целеполагающего начала. Положение о свободе воли человека, проявляющейся в его деятельности, было не столько выражением сознательно проводимого Корнхертом филос. индетерминизма, сколько теоретич. базой его выступлений против фанатизма и нетерпимости ортодоксального кальвинизма, исходившего из крайне фаталистич. убеждения о полной несвободе воли человека, об абсолютной зависимости его поступков от предвечного решения бога. В этом отношении Корнхерт явился продолжателем Эразма Роттердамского, к-рый в своем соч. "О свободной воле" ("De libero Arbitrio diatribe") выступил против Лютера, против фанатизма и религ. нетерпимости протестантов. Корнхерт не соглашался с положениями протестантов о начальной испорченности человеч. природы. Нет оснований утверждать, доказывал Корнхерт, что человек сам по себе добр или зол; удовлетворение естеств. склонностей отнюдь не является скверным, становясь таковым лишь в результате чрезмерности. Знаменательны также рационалистич. мотивы, присутствующие в "Этике" Корнхерта. Публицистом эпохи нидерл. революции, написавшим ряд острых памфлетов и трактатов на политич. и теологич. темы, был Филипс Марникс ван Синт Алдегонде (1538–98). Выходец из аристократич. семьи, Марникс стал приближенным Вильгельма Оранского и, в отличие от Корнхерта, убежденным кальвинистом. Из написанных им произведений особую известность получил "Улей святой римской церкви" (Ph. van Marnix, De Bijencorf der h. roomscher Kercke, 1569) – едкая сатира, изобличавшая порядки, господствовавшие в римско-католич. церкви. Победоносный исход нидерл. революции, завоевание Нидерландами политич. независимости открыли дальнейшие возможности для развития капитализма и бурж. культуры. Голландия 17 в. была образцовой капиталистич. страной и являлась в течение всего этого столетия самой передовой страной Европы как в экономич., так и в культурном отношении. Наибольшая в тех условиях свобода религ. вероисповедания, наилучшие возможности для научно-исследоват. работы, а также для публикации произведений прогрессивной мысли сделали Голландию 17 в. убежищем для передовых мыслителей различных европ. стран, преследуемых католич. церковью и реакц. правительствами. Среди многочисл. политич. и идеологич. изгнанников, эмигрировавших в Голландию, особенно выделяются имена Декарта, Бейля, Локка. Голландия 17–18 вв. была центром европ. книгопечатания. Ун-ты, оснозанные в Лейдене (1575), Франекере (1589), Гронингене (1614), Утрехте (1636) и Хардервейке (1647), стали центрами передовой науки, философии, обществ.-политич. и социологич. мысли. В Нидерландах были четко сформулированы идеи зависимости государя от воли народа. "Не народ создан для государя, а государь для народа, ибо без народа не было бы и государя..." – провозглашалось в акте Генеральных штатов о низложении исп. короля Филиппа II. Развивая эти идеи, Иоганн Альтузий выступил с систематич. обоснованием идеи о нар. суверенитете. Еще более крупным обществ.-политич. мыслителем этой эпохи был Гуго Гроций – один из основателей бурж. теорий естественного права и общественного договора, к-рые стали определяющими для всей передовой бурж. обществ. мысли 17–18 вв. Являясь систематизатором междунар. права, Гроций выступил одним из ранних творцов бурж. юриспруденции. В силу указанных выше причин развитие Г. ф. переплеталось с развитием философии в др. странах Европы. Именно в Голландии окончательно созрел и получил лит. осуществление план реорганизации наук и философии француза Декарта. Среди многочисл. учеников Декарта выделяется голландец Леруа, профессор Утрехтского ун-та, первый мыслитель, придавший картезианству материалистич. истолкование и в силу этого порвавший со своим учителем и оказавший прогрессивное воздействие на развитие материалистич. филос. мысли не только в Голландии, но и во Франции и в нек-рых др. странах. Из Голландии же вышел и самый крупный представитель картезианской физики, боровшийся с ньютонианской физикой, – Христиан Гюйгенс, открывший плеяду таких выдающихся голл. ученых 17–18 вв., как Гудде, Снеллиус, Бургаве, Сваммердам, Левенгук и др. Идеализм нашел своего представителя в Арнольде Гейлинксе, профессоре Лувенского, а затем Лейденского ун-тов. Гейлинкс подверг картезианство идеалистич. интерпретации, получившей название окказионализма. Самым крупным продолжателем прогрессивной материалистич. филос. традиции, связанной с картезианством, явился величайший голл. философ-материалист Бенедикт Спиноза. Его учение о субстанции, атрибутах и модусах явилось итогом развития передовой филос. мысли в Зап. Европе 17 в. Значит. явлением была и рационалистич. теория познания Спинозы и в особенности развитая им этич. теория. Спиноза – один из наиболее видных представителей обществ.-политич. и социологич. мысли 17 в., один из главных теоретиков естественного права и общественного договора. Значение Спинозы в истории передовой голл. и европ. филос. мысли определялось также и тем, что его филос. система имела ярко выраженную атеистич. направленность, к-рая особенно четко проявилась в систематич. критике им Библии. Смелость и радикальность этой критики обеспечили ей влияние еще и в 18 в. Другим продолжателем прогрессивных традиций картезианства был Балтасар Беккер, к-рый в конце 17 в. в книге, написанной на нар. флам. языке, выступил энергичным разоблачителем влиятельных в ту эпоху суеверий. В дальнейшем прогрессивная линия в Г. ф. не получила значит. развития. В 18 в. Голландия уступает свое место передовым странам капитализма – сначала промышленной Англии, а затем и Франции. В 18 в. в Г. ф. наступил застой. Для этого периода самым крупным голл. мыслителем был Франс Хемстерхейс (1721–90), к-рый, будучи одно время крупным нидерл. чиновником, изучая математику, астрономию, физику, лат. и греч. философов, особенно Сократа и Платона, не пришел ни к материализму, ни к рационализму. Напротив, его филос. воззрения открыто враждебны рационализму, атеизму и материализму, особенно франц. материализму и просвещению 18 в. Изложенная весьма несистематично и бессвязно, философия Хемстерхейса явилась одним из первых образцов "философии чувства". Хемстерхейс считал, что убеждение, возникающее у людей, есть божеств. дар; человек не в состоянии познать не только материю, но и внешние вещи, а познает только способы воздействия вещей на органы чувств. Хемстерхейс оказал значительное влияние на Гамана, Якоби, Новалиса и др. нем. романтиков. В дальнейшем Г. ф. развивалась в русле университетской науки, как правило, воспроизводившей влият. философ. учения Европы. Еще при жизни Канта его философия получила в Голландии значит. распространение, в особенности благодаря деятельности проф. философии в Амстердаме Паула ван Хемерта (1756–1825), к-рый в 1798 основал "Magazin voor de critische wijsbegeerte" для пропаганды кантианства. Одновременно с ним проф. языка и литературы в Люттихе Иоханнес Кинкер (1764–1845) издал несколько трудов о философии Канта. Самый значительный из них "Дуализм человеческого разума" (J. Kinker, Le dualisme de la raison humaine..., 1850–52) – одно из первых изложений кантианства на франц. языке. К кантианству примкнул также и И. Баккер. В конце 18 в. и в нач. 19 в. под влиянием идей франц. бурж. революции возник интерес к античной философии. Проф. классич. филологии в Амстердаме и Лейдене Виттенбах (1746– 1820) и философ ван Хесде (1778–1839) занимались исследованиями и популяризацией античной мысли, но, подобно Хемстерхейсу, преимущественно идеалистической. Результатом занятий платоника ван Хесде явился его объемистый 4-томный труд "Сократовская школа" (P. W. van Heusde, De socratische school, t. 1–2, 1834–35). Противником увлечения классич. филологией и философией, а также союза между философией и теологией выступил Корнелис Опзомер (1821–92), проф. Утрехтского ун-та, имевший неоднократные столкновения с церковниками и их приверженцами. Опзомер стал первым – и притом видным – представителем позитивизма Конта и Милля в Голландии. В своих произведениях "Путь к знанию" (С. W. Opzomer, De weg der welenschap..., 1851), "Наука и философия" ("Wetenschap en wijsbegeerte", 1857) и в ряде других он выступил за "научную" философию, свободную от классическо-филологич. и теологич. пут. Как позитивист, Опзомер стремился распространить методы естествознания на науку о человеч. духе. Опзомер не тяготел к атеизму: его столкновение с церковниками означало лишь, что он, как позитивист, отделял религию от науки. Религ. чувство якобы так же присуще человеку, как чувство удовольствия и неудовольствия, чувство прекрасного и "нравственное чувство". Сочетая позитивизм с фидеизмом, Опзомер утверждал, что каждый "нормальный" человек верит в управление бога, а каждый "образованный" человек уверен в торжестве доброго, прекрасного и разумного. Учеником и некоторое время последователем Опзомера был ван дер Вик (1836–1925), тоже проф. Утрехтского ун-та. В произведениях, написанных в конце 19 – нач. 20 вв., ван дер Вик перешел на позиции кантианства. Другой ученик Опзомера Аллард Пирсон (1831–96), проф. истории искусств в Амстердаме, выступал с острой критикой теологии, пытался сочетать дарвинизм с натурфилософией Спинозы и с этой позиции критиковал кантианство. Интерес к философии Спинозы в Голландии усилился в 60-х гг. 19 в., в особенности благодаря деятельности историка философии ван Влотена, к-рый совместно с проф. Утрехтского ун-та Ландом осуществил наиболее полное для того времени издание произведений великого голл. материалиста. Считая себя спинозистом, Влотен в ряде статей резко критиковал теологию. Среди исследователей спинозизма заслуживает внимания Мейнсма, автор книги "Спиноза и его круг" (К. О. Meinsma, Spinoza en zijn kring, 1896). Философия Гегеля также нашла приверженцев в Голландии, где нек-рое время существовал журнал, созданный в целях ее распространения. Первыми гегельянцами в Голландии были Киль, ван Герт, Баккер, Корф. Влияние объективного идеализма Гегеля особенно распространилось в конце 19 – нач. 20 вв. в результате деятельности самого видного идеалиста Голландии 19–20 вв. Герардуса Болланда (1854–1922), проф. Лейденского ун-та (сменившего на этом посту Ланда). В своих первых работах Болланд выступил как последователь Эдуарда Гартмана, к-рого он считал всеобъемлющим систематиком, достигшим вершины спекулятивного мышления. Однако вскоре он стал убежденным защитником гегелевского объективного идеализма. В произведениях "Старый разум и новый рассудок, или различие принципов Гегеля и Гартмана" (G. J. Bolland, Alte Vernunft und neuer Verstand, oder der Unterschied in Princip zwischen Hegel und E. v. Hartmann, 1902); "Чистый разум" ("Zuivere Rede", 1905), "Шеллинг, Гегель, Фехнер и новая теософия" ("Chelling, Hegel, Fechner, en de nieuwere theosophie", 1910), в ряде комментариев к предпринятым им изданиям трудов Гегеля на голл. яз. Болланд, обладавший большим лит. талантом, популяризировал его философию. Основное внимание, однако, голл. идеалист уделял не диалектич. методу Гегеля, а его объективно-идеалистич. системе. Болланд уделял также значит. внимание вопросам религии, особенно истории возникновения христианства. Учениками Болланда были ван Хейзинга, Вас Нунес, Хессинга. Вместе с др. его последователями они основали неогегельянское "Общество им. Болланда" ("Bolland-Genootschap voor Zuivere Rede"), к-рое выпускало с 1922 журнал "Идея" ("De Idee"). Видным бурж. голл. философом конца 19 – нач. 20 вв. был Г. Хейманс, проф. ун-та в Гронингене. Перу Хейманса принадлежит несколько учебников, имевших распространение в Голландии: "Законы и элементы научного мышления" ("Gesetze und Elemente des wissenschaftlichen Denkens", Bd 1–2, 1890–94), "Введение в метафизику" ("Einf?hrung in die Metaphysik auf Grundlage der Erfahrung", 1905), "Этика" ("Einf?hrung in die Ethik", 1914). В области теории познания Хейманс склонялся к кантианскому критицизму. Хейманс – один из наиболее видных представителей голл. психологии конца 19–20 вв., автор книги "Психология женщины" ("Die Psychologie der Frauen", 1910, рус. пер. 1911). В конце 19 – нач. 20 вв. в бурж. голл. философии большим влиянием пользовалось нем. неокантианство (проф. Лейденского ун-та де Соппер, проф. Амстердамского ун-та Копстам, проф. Утрехтского ун-та Овинк, учениками к-рого явились Снетлаге, Гудеваген и Шмидт-Дегенер). Во 2-й пол. 19 в. со страстным обличением голл. колониализма и голл. буржуазии выступил нидерл. писатель Мультатули (Эдуард Дауэс Деккер, 1828–1887), к-рый, однако, не смог подняться выше индивидуалистич. методов борьбы. Марксистская философия стала проникать в Голландию с конца 19 в. Крупнейшим представителем революц. марксизма-ленинизма в Голландии является ген. секретарь Коммунистической партии Нидерландов Пауль де Гроот, к-рый вел решительную борьбу против троцкизма и др. антипартийных группировок, был одним из руководителей Движения Сопротивления. После окончания 2-й мировой войны возглавил борьбу за демократизацию страны, за прекращение колониальной войны в Индонезии и за независимость Голландии от американо-англ. империализма. В ряде довоен. выступлений и работ, а также в работах послевоен. периода (опубликованных в голл. газете "De Waarheid", дек. 1956 – янв. 1957; см. "Коммунист", 1957, No 2 – "Современные события в свете ленинизма"; "Правда", 17 окт. 1958 – "Ревизионизм – орудие... реакции", и мн. др.) он творчески применил марксизм к голл. условиям, дал марксистское освещение событий в Венгрии и Египте, подверг критике совр. ревизионизм. В ст. "Историческое сорокалетие" (Сб. "Международное значение Октябрьской революции", М., 1957) он показал влияние Октябрьской революции 1917 на голл. рабочее движение. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, гл. 5, § 5; Brulez L., Holla`?ndische Philosophie, Breslau, 1926; Dibon P., La philosophie n?erlandaise au si?cle d´or, t. 1, P., 1954; Sassen F., Wijsgerig leven in Nederland in de eerste helft van de negentiende eeuw, Amst., 1954; Thijssen-Sсhoute С. L., Nederlands cartesianisme, Amst., 1954; Overzee P. van, Het moderne humanisme in Nederland, [s´Gravenhage, 1955]. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
2.10 мб

Иконы сакральной материи. Протестантская иеротопия и религиозно-философские принципы голландского ре

Охоцимский Андрей Дмитриевич
Иеротопическая методология, разработанная первоначально в контексте византийских сакральных пространств, применена в исследовании протестантской сакрализации материального мира.