ГОЛГОФА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГОЛГОФА
символ мучений, страданий; холм близ Иерусалима, где, по христианскому вероучению, был распят Иисус Христос.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ГОЛГОФА
холм в окрестностях Иерусалима, на котором, согласно Библии, был распят рядом с двумя разбойниками Христос. Образ Голгофы стал символом страданий.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Голгофа
холм вблизи Иерусалима, на к-ром якобы был распят Иисус Христос. У древн. евреев служил местом казни преступников. В христианстве Г. становится символом мучений, страданий.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Голгофа
христ.) – «череп» – высокий холм к северо-западу от Иерусалима, на котором распяли Иисуса Христа. В те времена этот холм использовался как городское лобное место. Названием Г. тогда обозначали любой холм, высокий и округлый, как череп.

Источник: Мифологический словарь

ГОЛГОФА
арамейск. - череп) - холм в окрестностях Иерусалима, в древности — место казни преступников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на кресте Иисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедниками в призывах терпеливо, подобно Христу, переносить страдания.

Источник: Атеистический словарь

ГОЛГОФА
(от арамейского gulguilh-a - череп) - холм в р-не Иерусалима. На Г., называвшейся также «Лобным местом», в древности совершались казни преступников. Согласно евангелиям, на ней был распят Иисус Христос. В связи с этим Г. в христианстве стала синонимом страданий. Отсюда выражение «идти на Г.».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Голгофа
холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий. ............ ? (греч. , из арам. galgalta´, евр. gulgolet «череп»; срв. лат. calvarium, рус. Лобное место), место Распятия Иисуса Христа (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Ин. 19:17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города (срв. евр. [13]:11-12). Средневековая иконография часто делала фоном сцены Распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Г.», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Г. с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Г. рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира». Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ГОЛГОФА
сакральное место захоронения Адама и распятия Христа. Произошло от греческого слова «череп»: круглую, черепообразную форму имел сам холм. Буквальный, дословный перевод — «Лобное место». Располагалась за пределами городской черты, в районе садов. Средневековая иконография часто делала фоном сцены распятия иерусалимскую городскую стену. Согласно христианской версии, висящее на кресте тело Иисуса оказалось прямо над прахом Адама. Кровь Сына Божьего стекала на останки первочеловека. Таким образом «новый человек» искупал первородный грех «ветхого», поэтому череп Адама в христианской изобразительной символике часто помещался у подножия православного креста. «На том месте, где я буду погребен, — пророчествовал Адам, — будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп». В сакральной географии Голгофа рассматривалась как центр мира, мировая гора, пуп земли. Латинская символика Голгофы включала изображение четырехконечного креста, возвышающегося над тремя ступенями. Голгофа трактовалась еще как крест «восхождения» или «нисхождения». Три ступени символизировали христианские добродетели по их восхождению — Милосердие, Надежда, Вера; это один из наиболее распространенных вариантов оформления алтаря. Православный крест Голгофы имел более сложную изобразительную символику. У подножия креста помещались надписи: «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят быть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Причем указывалось, что правая кость Адамова изображалась наложенной на левую, как совершается при погребении. От подножия по обе стороны креста поднимаются трость с губкой и копье сотника Лонгина. Рядом с ними соответственно располагаются буквы Т и К. У средней перекладины помещаются надписи «ИС» «ХС» — Иисус Христос, «Ника» — победитель, «СНЪ» «БЖ1Й» — сын Божий, «1.Н.Ц.И.» — Иисус Назорей Царь Иудейский. В самом верху располагалась надпись «ЦРЬ СЛВЫ» — Царь Славы. Крест Голгофы вышивался на облачении великой и ангельской схимы. Он также изображался на погребальном саване. Христианская могила моделировала образ Голгофы. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991; История развития формы Креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия