ГОГАРДГоген Поль

ГОГАРТЕН Фридрих

Найдено 3 определения термина ГОГАРТЕН Фридрих

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ГОГАРТЕН (Gogarten) Фридрих

род. 13 янв. 1887, Дортмунд - ?) - нем. теолог, с 1933 - профессор в Геттингене, ученик Э. Трельча. Сначала находился под влиянием Фихте и нем. идеализма ("Fichte als religiцser Denker", 1914;, затем примкнул к теологическому направлению, возрождавшему Кьеркегора (см. Диалектическая теология); позже критиковал идеалистическую философию культуры и истории ("Illusionen", 1926), а в работе "Religiцse Entscheidung" (1921) потребовал радикального отмежевания от нее ("Von Glauben und Offenbarung", 1923). Гогартен - представитель реализма веры ("Glaube und Wirklichkeit", 1928; "Der Mensch zwischen Gott und Welt", 1952), отклоняющего всякое "философское толкование человеческой экзистенции". Вслед за Лютером Гогартен развил сословную этику ("Wider die Achtung der Autoritдt", 1930; "Politische Ethik", 1932), в которой человек рассматривается как связанный ответственностью "перед другим".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Гогартен, Фридрих

(Gogarten, Friedrich, 18871967). Немецкий теолог, взгляды крого сложились под влиянием теологической традиции немецкого идеализма, посвятил свою первую работу религиозной мысли Фихте. Однако его неудовлетворял либерализм, и векоре он выступил против положения о том, что Иисус Христос "источник в нас", в пользу положения о том, что Он представитель Того, Кто стоит над нами. Гогартен утверждал, что либерализм научил нас смотреть на все сущее так, словно это дело рук человека, тогда как дела человеческие изменчивы и непостоянны, у них есть начало и конец: "Все мы настолько погрузились в человеческое, что утратили Бога".

Когда Гогартен выступал с лекциями перед ассамблеей Друзей христианского мира, ни у кого из слушавших его не осталось сомнений в том, что он собирается вступить на новый путь в теологии. У. Шейфер вспоминает, что "вместе с Гогартеном в банкетный зал Вартбургского замка вступил Мартин Лютер… готовый швырнуть чернильницу прямо в голову нечистому".

Гогартен выступил на стороне молодого швейцарского пастора К.Барта, крый, как и он, освободился отбремени раннего теологического идеализма и прокладывал путь к тому, что стали называть "теологией кризиса", "диалектической теологией" и "неоортодоксией ". Развернув в теологических кругах острую полемику, Гогартен ратовал за то, чтобы переосмыслить принципы христианской веры скорее на историческом, чем на метафизическом основании. История означала для него процесс взаимодействия, в к-ром осуществляется воссоздание бытия и смысла.

Природа христианской ответственности состояла для Гогартена в восприимчивости (бытие из другого), активности (бытие для другого) и открытости "тайне абсолютного, которая помогает человеку осознать свою ответственность перед миром". Барт критиковал Гогартена за чрезмерную увлеченность понятием истории как второго источника откровения, а Гогартен обвинял Барта в страсти к абстрактной диалектике, лишенной исторической перспективы. Он горячо защищал предложенную Бультманом демифологизацию христианских религиозных представлений. Критику его подхватили т.н. постбультманианцы(Г. ЭбелингиЭ. Фукс).

М. A. Inch (пер. в. р.) Библиография: F. Gogarten,Demythologizing and Histiry andThe Reality of Faith; T. Runyon, Jr., "Friedrich Gogarten", in M. Marty and D. Peerman, eds.,/1Handbook of Christian Theologians; L. Shiner,The Secularization of History: An Introduction to the Theology of Friedrich Gogarten.

См. также: Неоортодоксия; Демифологизация.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ГОГАРТЕН Фридрих

13 января 1887, Дортмунд—16 октября 1967, Геттинген) — немецкий протестантский теолог и историк религии. Сотрудничал с К. Бартом и Р. Бультманом. Однако в 1930-е гг., в отличие от большинства представителей диалектической теологии, ставших провозвестниками христианского сопротивления нацизму, Гогартен примкнул к пронацистскому течению «немецких христиан». Отталкиваясь от основных положений неоортодоксии Барта и христианского экзистенциализма, Гогартен разработал свое учение в рамках диалектической теологии. Его интересовали гл. о. две проблемы—религиозная сущность исторического процесса и своеобразие христианской веры. Он полагал, что Лютер освободил христианскую теологию от оков метафизики, однако его прозрение было забыто либеральной протестантской теологией 18—19 вв., растворявшей религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение — в истории, веру — в психологии.

Согласно Гогартену, современные христианские представления об истории возникли в 18 —нач. 19 в. под влиянием метафизических систем. Тогда история воспринималась как процесс, происходящий внутри неизменной метафизической структуры, а ход истории определялся опять же внешними метафизическими факторами. Свобода от метафизики позволяет по-новому взглянуть на историю. В книге «Политическая этика» (1932) Гогартен утверждал, что человек творит историю через свой моральный выбор и отвечает за нее. Метафизические концепции истории сами являются продуктом истории. Подлинное христианство не зависит от какой-либо системы категорий. Оно требует от человека исторического самосознания, в котором человек должен принять собственное историческое существование по слову Божьему, обращенному к нам через Иисуса Христа. Гогартен трактовал христианство в секуллрном духе. По его мнению, христианская вера ведет человека к духовной зрелости и лишает мир какого-либо мифического содержания. Бог «передает» мир человеку, достигшему духовного совершеннолетия. Гогартен считал, что это отражено в Послании ап. Павла к Галатам.

В целом же, с точки зрения Гогартена, христианское учение в той форме, как оно представлено в Библии, не может удовлетворить современного человека. Для преодоления духовного кризиса необходимо выразить содержание христианского вероучения (керигмы) в терминах человеческого существования, т. е. проинтерпретировать библейские мифы экзистенциально. Вера, по Гогартену,—явление интимное, и никакое объективное ее исследование невозможно. Для человека Бог существует только в сознании, точнее, в чувстве соприкосновения с ним. Одной из основных категорий теологии и этики Гогартена является «существование», которое может быть «подлинным» и «неподлинным». Неподлинным Гогартен считал существование вне веры, когда человек живет в «видимом» мире вещей и жизнь его наполнена постоянной тревогой. От такой жизни человека освобождает вера, делающая его существование подлинным и осмысленным. Концепция Гогартена оказала определенное влияние не только на теологию, но и на историю религии и философию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ГОГАРТЕН Фридрих — 0

Найдено научныех статей по теме ГОГАРТЕН Фридрих — 0

Найдено книг по теме ГОГАРТЕН Фридрих — 0

Найдено презентаций по теме ГОГАРТЕН Фридрих — 0

Найдено рефератов по теме ГОГАРТЕН Фридрих — 0