ГОФФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГОФФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ

1776—1822) — нем. писатель, композитор и художник, один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики.В литературном творчестве Г. изобретательно использует мотивы и технику романтической поэзии, просветительского романа (в т. ч. «готического» романа ужасов). Развиваемая им своеобразная эстетика романтического относится не столько к поэзии, сколько к музыке и к синтетическим произв. иск-в, среди к-рых осн. место занимает опера. Именно опера как легкое и символически-значимое музыкальное произв., вольная и прекрасная игра фантазии, творящая мир невесомой, завораживающей красоты, и есть, по Г., подлинно романтический жанр иск-ва. Сам он был автором первой романтической оперы «Ундина»(1813). В музыкально-критических статьях Г. толкует совр. романтизм очень широко (Л. Бетховен — его гл. представитель). В его литературных произв. именно в образе музыканта (капельмейстера) Крейслера воплощается эстетическая проблематика эпохи: музыкант, мятущаяся и неустойчивая личность. противостоит миру и людям, страдает от этого и не в состоянии преодолеть образовавшийся разрыв. Как теоретик романтического иск-ва, Г. оказал воздействие на развитие нем. романтизма, в частности на творчество Вагнера.

Источник: Эстетика: Словарь

ГОФФМАН Эрнст Теодор Амадей
(1776—1822) — нем. писатель, композитор, художник, юрист. Осн. соч.: «Фантазии в манере Калло» (1814—15), «Ночные новеллы» (1817); роман «Серапионовы братья» (1819—21); «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819), «Повелитель блох» (1822), «Житейские воззрения Кота Мура» (неоконч., 1820—22), «Эликсиры дьявола» (1815—16); «Необыкновенные страдания одного директора театра» (1819), «Мастер Иоганн Вахт» (1822), «Угловое окно» (1822); опера «Ундина» (1813). Также Г. явл. автором симфоний, хоров, театральных декораций, иллюстраций к произв. и др. Великий нем. романтик Г. познал осн. романтический конфликт мечты и действительности в собств. жизни, в силу бедности посвящая ее не только творчеству (третье имя Амадей было им взято в честь В.А.Моцарта), но и юрид. практике. Трагедией его жизни стала любовь к Юлии Марк, выданной замуж за недостойного человека. Отсюда «двоемирие», присутствующее во всех его произв., — взаимосуществующие и трагически пересекающиеся миры музыкантов и филистеров. С одной стороны, природа, музыка, творч. деятельность, дружба, возвышенная любовь, утонченная душа (кавалер Глюк в одноименной новелле, Натанаэль в «Песочном человеке», маэстро Абрагам, Крейслер, Юлия в «Житейских воззрениях Кота Мура»), с др. — многообразно воплощенный мир обывателей (кукла-марионетка Олимпия в «Песочном человеке», царство животных в «Житейских воззрениях Кота Мурра», Цахес, Моше Терпин в «Крошке Цахесе»). У Г. обычный мир нем. города наполнен тайнами, метаморфозами, неподвластными обыденному сознанию. При этом романтический герой утрачивает божеств. целостность и становится объектом авторской иронии. Мир, населяемый людьми, конечен, демонизирован. Свобода человека относительна; он лишь игрушка в руках судьбы, обретающей черты необходимости. Ирония в адрес марионеток-филистеров перерастает в горькое осознание марионеточности самой личности («Эликсиры дьявола»). Идеи иенского романтизма восхищают Г., но он способен жестоко насмехаться над ними, понимая, что жизнь духа более не обладает демиургической властью («Серапионовы братья»). Насмешка становится актом спасения души: Урдар-озеро («Принцесса Брамбилла»), дарящее всемогущество самоиронии, обретение себя через смех, избавляло дух от рокового погружения в бездну. Фигура шута равновелика образу святого; лишь смех возносит человека к Богу-абсолюту (Белькампо в «Эликсирах дяьвола»). Творчество Г. обнажает гениальное прозрение сущности мира, с к-рым человеку никогда не суждена гармония. Соч.: Соч.: В 6 т. М., 1996—2000. Лит.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1983; Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966; Виткоп-Менардо Г. Гофман сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1999; Сафрански Р. Гофман. М., 2005; Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988; Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм. М., 2002; Она же. Ирония в русской литературе первой половины XIX века в свете традиций немецкого романтизма. М., 2007. Т.Л.Шумкова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь