ГОДЕЛЬЕ Морис

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ГОДЕЛЬЕ Морис
(p. 1934, Камбре) – антрополог и социолог, руководитель исследований в Высшей школе практических исследований и в Коллеж де Франс, научный руководитель и глава департамента наук о человеке в Национальном центре научных исследований (CNRS). Основная тема работ Г. – общество, его история, законы, структурные особенности, социальная иерархия и общественно-экономические формации. В области экономической антропологии Г. ставит целью выявление и объяснение различных форм, в которых выступают отношения между людьми в процессе производства материальных благ, и определение влияния этих отношений на организацию и эволюцию общества в целом. Исследуя родственные отношения в примитивных обществах, Г. показывает, что в своем функциональном значении они сходны с отношениями производственными, а также политическими и идеологическими. Согласно Г., заслуга К. Маркса, указавшего на зависимость развития общества от экономического базиса, состоит в том, что он впервые обратил внимание на иерархию функциональных различий и структурных причинностей, хотя и не догадывался о природе самих структур, которые, по Г., всегда выполняют определенную функцию (родственную, политическую, религиозную и т.д.). Г. не ограничивается лишь структурным анализом социальных отношений, а пытается выявить влияние одних структур на другие через различные социальные практики, а также определить их воздействие на функционирование и воспроизводство общественно-экономических формаций.
Соч.: Загадка дара. М., 2007; Rationalité et irrationalité en économie. V. 1– 2. P., 1966–1971; Horizon, trajets marxistes en anthropologie. P., 1973; La production des grands hommes. P., 1982; L’idée et le matériel. Pensée, économie, société. P., 1992; Au fondement des sociétés humaines: ce que nous apprend l’anthropologie. P., 2007; Horizons anthropologiques. P., 2009; Communauté, société, culture: trois clefs pour comprendre les identités en conflits. P., 2009; Sciences sociales et l’anthropologie. P., 2013. A.B. Ястребцева

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ГОДЕЛЬЕ Морис
1934, Камбре, Франция)— французский социолог, специалист по экономической антропологии. Воспитанник Высшей нормальной школы (1955—58); исследователь первобытных обществ Меланезии; инициатор преподавания экономической антропологии во Франции. Работал с К. Леви-Строссом в Коллеж де Франс; руководил отделением гуманитарных наук в Национальном центре научных исследований (CNRS); в настоящее время профессор Школы высших исследований в области социальных наук в Париже (EHESS). Средоточие интересов Годелье — системные взаимодействия между экономическими отношениями и отношениями власти в обществе. Он начинал как марксист—с изучения структуры «Капитала» Маркса, участвовал в известной дискуссии об «азиатском способе производства». Понимание экономической реальности современного общества требует, с его точки зрения, антропологического подхода—изучения обществ, которые радикально отличны от западных. Социальные организмы основаны на взаимосогласованном функционировании идеальных и материальных сторон общества. Сами производительные силы общества одновременно и материальны, и идеальны, т. к. любое использование орудий труда предполагает определенную систему представлений, связанных с данным видом деятельности. Главные функции идеального: представлять, интерпретировать, организовывать, легитимировать. Эти мыслительные функции наличествуют в любой человеческой деятельности, и потому идеальное проявляется в любых отношениях человека с природой и другими людьми.
Основные темы Годелье: живое и отжившее в мысли Маркса; механизмы идеологии (в частности, «воображаемое ядро власти» и потребность в единых представлениях об обществе, несмотря на различие социальных позиций); тело в системе родства и власти (общество как бы говорит через человеческое тело, используя его как «чревовещательную машину»); формы господства мужчин над женщинами в первобытных обществах (физическое и символическое насилие мужчин с «согласия» женщин); системы и образы власти в обществах Меланезии; будущее антропологии в ситуации господства западной экономики, последовательно разрушающей все другие типы обществ. Соч.: Horizons, trajets marxistes en anthropologie. P., 1973; Un domain conteste: lanthropologie economique. La Haye, 1974; La production des grands hommes. Pouvoir et domination masculine chez les Baruya de Nouvelle Guinea. P., 1982; Lidee! et le materiel: pensee, economie, societes. P., 1994; Lenigme du don. P., 1996.
H. С. Автономова

Источник: Новая философская энциклопедия