ГОЦЗЯЧЖУИ ПАЙ

Найдено 1 определение
ГОЦЗЯЧЖУИ ПАЙ
Этатисты". Националистич. группировка, ставшая орг-ционной формой культурфилос. и социально-политич. движения, отстаивавшего принципы этатизма, или "гос-ва нации". Представляла одно из направлений "третьей силы" Китая (промежуточной между КПК и Гоминьданом). Зародилась в 1918 как "Об-во [изучения] молодого Китая" ("Шаонянь Чжунго сюэхуэй"), в 1923 переименована в Партию молодого Китая (Шаонянь Чжунго дан), в 1927 - в Младокит. партию (Чжунго циннянь дан)- по аналогии сосхожими орг-циями Италии и Турции. Печатные органы - еженедельник "Сип ши чжоубао" ("Проснувшийся лев", 1923 - 37) и ежедневная газета "Синь Чжунго жибао" ("Новый Китай", с 1937). Лидерами и идеологами движения и партии были Цзэн Ци, Ли Хуан, Цзо Шуньшэн, Юй Цзяцзюй, Чэнь Цитянь, Хэ Лучжи и др. На р-же 40-х гг. Г.п. вошла в Демократич. лигу Китая, но в 1946 вышла из нее, а после 1949 представители Г.п. эмигрировали на Тайвань, где она существует по сей день как Младокит. партия. В филос. обл. Г.п. в противовес марксистскому материалистич. взгляду на историю отстаивала идеалистич. эмпиризм (вэйшичжуи), доказывая, что необходимыми и осн. компонентами любого обществ, устройства являются материальный и духовный (психологич.) факторы, сосуществующие как взаимозависимые и, главное, равноправные (Чэнь Цитянь). Этот тезис экстраполировался на закономерности социально-политич. жизни, где сторонники Г.п. усматривали параллельное существование материального и идеального, объективных и субъективных тенденций (Юй Цзяцзюй). Развивая этатистские мотивы в трактовке представителя нем. классич. идеализма Фихте, идеологи Г.п. стремились достичь их синтеза с нек-рыми этноцентристскими элементами мац. филос. традиции, разрабатывая идею нации как коллективной личности, обладающей моральным и социальным консенсусом и имеющей особое, мессианское предназначение в истории каждого об-ва (Ли Хуан). Акцент делался на пропаганде национализма и сотрудничества всех социальных слоев как гарантии "культурного омоложения" и "экономич. расцвета" кит. нации. Г.п. декларировала "непоколебимую приверженность демократии", объявляя своими основополагающими принципами "сопротивление внешн. экспансии", "уничтожение предателей внутри страны", "достижение свободы, независимости и процветания Кит. Республики путем общенац. революции". Для Г.п. были характерны как антикоммунистич., так и (в несколько меньшей степени) антигоминьданевские настроения. Особенно острой критике подвергалась политич. линия Сунь Ятсена на "союз с Советской Россией, с КПК, на поддержку крестьян и рабочих". В составе Демократич. лиги Г.п. поддерживала и развивала теорию "третьего пути" развития Китая, концепцию "среднего политич. курса" (чжунцзянь лусянь), но в конечном счете нашла общий язык с лидером Гоминьдана Чан Кайши и порвала с прокоммунистически настроенным крылом либерального движения. *Ли Хуан. Гоцзячжуи луньвэнь цзи (Собр. соч. по теории этатизма). Шанхай, 1925 (1926); Цзэн Мугань сяньшэн ицзи (Собр. соч. г-на Цзэн Муганя [Цзэн Ци]). Тайбэй, 1954; Цзо Шуньшэн. Фань Гун чжэнчжи цзи (Политич. очерки с критикой КПК и коммунизма). Гонконг, 1952; Чжунго цин-нянь дан чжэнган (Политич. программа Младокит. партии). Б.м., б.г.; **Белоусов С.Р. Кит. версия "гос. социализма" (20 - 40-е гг. XX в.). М., 1989; Линь Маожэн, Ван Вэйяи, Ван Гуйлинь. Чжунго сяньдай чжэнчжи сысян ши, 1919 - 1949 (История политич. мысли Китая в новейшую эпоху, 1919 - 1949). Харбин, 1984; Чжунго цзиньсяньдай чжэи-дан ши (История политич. партий Китая в новую и новейшую эпоху). Харбин, 1984; ChangC. (Chang Chia-sen). The Third Force In China. N.Y., 1952; Chow Tse-tsung. The May Fourth Movement: Intellectual Revolution in Modern China. Camb. (Mass.), i960; Chien Tuan-sheng. The Government and Politics of China. Camb. (Mass.), 1961; Tan CA.C. Chinese Political Thought in the Twentieth Century. Garden City (N.Y.), 1971. C.P. Белоусов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь