ГОБИНО ЖОЗЕФ АРТЮР
род. 14 июля 1816, Д&Аврэ, близ Парижа - ум. 13 окт. 1882, Турин) - франц. социолог и писатель, основоположник расово-антропологической школы в социологии. Пытался доказать, что отдельные расы отличаются якобы не только физически, но и духовно, что смешение неравных рас обусловливает вырождение и тем самым упадок и гибель культуры. Единственной способной к культурному развитию и ценной расой он считал "арийскую", в частности герм. Осн. произв.: "Essai sur Pinegalite des races humaines", 1839-1840; "Les religions et les philos. dans l&Asie centrale", 1865; "Nouvelles asiatiques", 1876; "La Renaissance", 1877.
Источник: Философский энциклопедический словарь
14.7.1816, ВильдАвре - 13.10.1882, Турин), франц. философ, писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтикомифологич. философии истории («Опыт о неравенстве человеч. рас» - «Essai sur linegalite des races humaines», t. 1-4, 1853-55) Г. выступал против всех форм равенства, утверждал иерархич. характер деления на «белую» (ведущую), «желтую» и «черную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и культура детерминируются расами. Трагич. диалектика истории, согласно Г., состоит в том, что смешение рас, с одной стороны, источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), с другой - причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Г. с культурным релятивизмом и критикой европоцентризма: европ. цивилизация, по Г., не выше остальных и подобно всем другим обречена на гибель.
К. Маркс характеризовал Г. как «рыцаря варварства» и отмечал, что «...для таких людей всегда является источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то презирать...» (M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).
Источник: Советский философский словарь
Gobineau), Жозеф Артюр де (14 июля 1816 – 13 окт. 1882) – франц. социолог и писатель, один из основоположников антропологической школы в социологии и расизма. В 1849–74 состоял на дипломатич. службе. В своем гл. труде "О неравенстве человеческих рас" ("Essai sur l´in?galit? des races humaines", t. 1–4, 1853–55) Г. развивал реакц. теорию, согласно к-рой решающим фактором, предопределяющим историч. судьбу отд. стран и гос-в, являются расовые особенности населяющих их народов. Антропологич. расовым различиям (белая, желтая, черная раса) Г. дал ненаучное истолкование, объявив эти различия постоянной причиной социального неравенства. Реакц. идеи Г. оказали большое влияние на формирование франц. и герм. расистской идеологии. Широкую поддержку концепция Г. нашла в работах Вольтмана, Лапужа, Аммона, X. С. Чемберлена. Г. – автор также и художественных произведений ("Век Возрождения", пер. с франц.,1913, "La Renaissance", 1877). Соч.: Les religions et les philosophies dans l´Asie Centrale, P., 1928; Histoire des Perses, t. 1–2, P., 1869. Лит.: Rowbotham A. H., The literary works of count de Gobineau, P., 1929; Lange M., Le comte Arthur de Gobineau, Strasbourg – P., 1924; Кleinecke P., Gobineaus Rassenlehre, 2. Aufl., Stuttgart, 1920. Л. Герман. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Основная мысль «Опыта» состоит в том, что человеческая цивилизация пребывает в состоянии декаданса, который невозможно объяснить ни волей Бога, как это делал Боссюэ, ни упадком нравов, ни влиянием климата. Причина зла, по мнению Гобино, заключена в самом человеке: в момент зарождения человеческой цивилизации расы, хотя от природы и неравномерно одаренные способностями и талантами, были чисты. Последующие же бесконечные миграции привели к смешению этих изначально чистых рас, что и явилось причиной того, что человечество оказалось неспособным к бесконечному саморазвитию. Гобино иллюстрирует этот тезис историей первобытных арийцев, являвшихся, по его мнению, самой благородной из человеческих рас: мигрируя из Центральной Азии, они растворились в менее чистых желтой и черной расах. Рай, в который Гобино помещает представителей арийской расы, давно утрачен и недоступен для современного человека, хотя отдельные исторические ситуации могут дать миру индивидов, чудом сохранивших изначальную чистоту тех, кого он называл «королевскими детьми». Но эти отдельные исключения не способны приостановить общий упадок человеческой цивилизации.
«Опыт о неравенстве человеческих рас» выглядит скорее романтической эпопеей в традиционалистских тонах и весьма далек от тех интерпретаций, которые это произведение получило уже в нашем веке. Позднейшие комментаторы усмотрели в нем лишь апофеоз арийской расы, упуская из виду, что для Гобино чистая арийская раса исчезла много веков назад и что современная Германия, подобно другим народам, представляет собой лишь образец смешения рас и кровей и не демонстрирует ни одной из тех черт, которые роднили ее с древней Германией. Но именно эти моменты больше всего заинтересовали французских антропологов (Лебона, Ляпужа), теоретиков пангерманизма, откуда они перекочевали в творчество теоретика нацизма А. Розенберга и были восприняты как знамя сторонниками режима Виши в период оккупации Франции.
Как публицист Гобино выступал против чрезмерной централизации Франции, оставил воспоминания о встречах с известными людьми своей эпохи (лордом Литтоном, Меттернихом и др.), обширную переписку с Токвчлем, Ш. Ремюза и др., а также значительное литературно-критическое наследие. Лит.: GaulnierJ. Spectre de Gobineau. Pauvret, 1965.
M. M. Федорова
Источник: Новая философская энциклопедия