ГОБИНО ЖОЗЕФ АРТЮР

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГОБИНО ЖОЗЕФ АРТЮР
Count Joseph-Artur de Gobineau (1816-1882) - автор "Очерка о неравенстве человеческих родов" (1854) и проповедник теории о превосходстве белой, арийской расы.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГОБИНО ЖОЗЕФ АРТЮР

род. 14 июля 1816, Д&Аврэ, близ Парижа - ум. 13 окт. 1882, Турин) - франц. социолог и писатель, основоположник расово-антропологической школы в социологии. Пытался доказать, что отдельные расы отличаются якобы не только физически, но и духовно, что смешение неравных рас обусловливает вырождение и тем самым упадок и гибель культуры. Единственной способной к культурному развитию и ценной расой он считал "арийскую", в частности герм. Осн. произв.: "Essai sur Pinegalite des races humaines", 1839-1840; "Les religions et les philos. dans l&Asie centrale", 1865; "Nouvelles asiatiques", 1876; "La Renaissance", 1877.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГОБИНО ЖОЗЕФ АРТЮР

14.7.1816, ВильдАвре - 13.10.1882, Турин), франц. философ, писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтикомифологич. философии истории («Опыт о неравенстве человеч. рас» - «Essai sur linegalite des races humaines», t. 1-4, 1853-55) Г. выступал против всех форм равенства, утверждал иерархич. характер деления на «белую» (ведущую), «желтую» и «черную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и культура детерминируются расами. Трагич. диалектика истории, согласно Г., состоит в том, что смешение рас, с одной стороны, источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), с другой - причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Г. с культурным релятивизмом и критикой европоцентризма: европ. цивилизация, по Г., не выше остальных и подобно всем другим обречена на гибель.
К. Маркс характеризовал Г. как «рыцаря варварства» и отмечал, что «...для таких людей всегда является источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то презирать...» (M a p к с К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).

Источник: Советский философский словарь

ГОБИНО ЖОЗЕФ АРТЮР

Gobineau), Жозеф Артюр де (14 июля 1816 – 13 окт. 1882) – франц. социолог и писатель, один из основоположников антропологической школы в социологии и расизма. В 1849–74 состоял на дипломатич. службе. В своем гл. труде "О неравенстве человеческих рас" ("Essai sur l´in?galit? des races humaines", t. 1–4, 1853–55) Г. развивал реакц. теорию, согласно к-рой решающим фактором, предопределяющим историч. судьбу отд. стран и гос-в, являются расовые особенности населяющих их народов. Антропологич. расовым различиям (белая, желтая, черная раса) Г. дал ненаучное истолкование, объявив эти различия постоянной причиной социального неравенства. Реакц. идеи Г. оказали большое влияние на формирование франц. и герм. расистской идеологии. Широкую поддержку концепция Г. нашла в работах Вольтмана, Лапужа, Аммона, X. С. Чемберлена. Г. – автор также и художественных произведений ("Век Возрождения", пер. с франц.,1913, "La Renaissance", 1877). Соч.: Les religions et les philosophies dans l´Asie Centrale, P., 1928; Histoire des Perses, t. 1–2, P., 1869. Лит.: Rowbotham A. H., The literary works of count de Gobineau, P., 1929; Lange M., Le comte Arthur de Gobineau, Strasbourg – P., 1924; Кleinecke P., Gobineaus Rassenlehre, 2. Aufl., Stuttgart, 1920. Л. Герман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГОБИНО Жозеф-Артюр
, граф де (1816—1882) — фр. философ, писатель, политик, основатель расово-антропологической школы в социологии. В своем осн. соч. «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1839—40) подверг критике гегелевскую трактовку мировой истории как последовательного и всеобщего восхождения к наибольшей свободе. Опираясь на принципы социального дарвинизма (см. Социал-дарвинизм), данные биологии, этнографии и военно-полит. истории, разработал расовую теорию социокульт. развития. Ее центром явл. сравнительно-антропологич. анализ трех рас: белой, желтой и черной; Г. исходит из тезиса о их биол. неравенстве, к-рое проявляется во всех сферах соц.-полит., экон. и, особенно, культ. развития. Белая раса (представленная «арийскими народами») выступает единственным субъектом истор. творчества, ей принадлежит созидательная роль в зарождении и развитии всех истор. цивилизаций (к-рых Г. выделяет 10). Но залогом созидательной активности явл. «чистота расы», к-рая в процессе расширения об-ва неизбежно нарушается; вместе с ростом «этнических смесей» разрушается единый стиль жизни, единство культ. целеполагания. «Биол. вырождение» человека сопровождается упадком и гибелью всей цивилизационной структуры. Миссия «белой расы» — сохранить свою чистоту и совершить «великий рывок» к рождению сверхчеловека, гарантом чего явл. колониальная экспансия. В кн. «Религии и философии Центральной Азии» (1865) Г. предложил «качеств. метод» компаративного анализа этнокульт. традиций. В филос. эссе «Ренессанс» (1877) и в ряде худ. произв. он развивает мотивы «возрождения арийской расы» и становления сверхчеловека, оказавшие влияние на мн. писателей XIX—XX вв. (С.Георге, Г.Д’Анунцио, Р.Киплинг и др.). В целом идеи Г. явл. крайним вариантом европоцентристского видения истории и культуры. Несмотря на то, что тезис о биол. преимуществе белой расы не подтверждается данными генетики и антропологии, ряд теоретиков XIX—XX вв. (Х.С.Чемберлен, Ч.Ломброзо и др.) разделяли осн. положения его теории, к-рые сыграли существ. роль в формировании ультраправых (фашизм, фалангизм, нацизм, неонацизм) и националистич. идеологий XX в. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГОБИНО Жозеф Артюр
14 июля 1816, Виль дАврей—13 октября 1882, Турин) — французский социальный мыслитель и политический деятель, чье творчество оказало значительное влияние на формирование идеологии пангерманизма в период перед 1-й мировой войной и расизма в 20—40-е гг. 20 в. Дебютировал как поэт в 1835, затем издал несколько романов, тепло принятых критикой. С 1849 посвятил себя дипломатической карьере. Во время пребывания с дипломатической миссией в странах Востока выступал и как историк-ориенталист («Трактат о клинописи», 1864; «История персов», т. 1—2, 1869, и др.). Главный труд Гобино, оказавший значительное влияние на последующее развитие идеологии национализма и расизма, — «Опыт о неравенстве человеческих рас» (Essai sur linegalite des races humaines, v. 1 —4, 1853—55) — при его жизни не получил известности. Посмертной славе он обязан в первую очередь знакомству его автора с Р. Вагнером, проникшимся особой симпатией к Гобино, с которым его роднили преклонение перед аристократической моралью, восхищение средневековыми институтами, символизм. Именно вагнерианцам, в первую очередь Людвигу Шеманну (1852—1933), принадлежит ведущая роль в возрождении идей «Опыта о неравенстве».
Основная мысль «Опыта» состоит в том, что человеческая цивилизация пребывает в состоянии декаданса, который невозможно объяснить ни волей Бога, как это делал Боссюэ, ни упадком нравов, ни влиянием климата. Причина зла, по мнению Гобино, заключена в самом человеке: в момент зарождения человеческой цивилизации расы, хотя от природы и неравномерно одаренные способностями и талантами, были чисты. Последующие же бесконечные миграции привели к смешению этих изначально чистых рас, что и явилось причиной того, что человечество оказалось неспособным к бесконечному саморазвитию. Гобино иллюстрирует этот тезис историей первобытных арийцев, являвшихся, по его мнению, самой благородной из человеческих рас: мигрируя из Центральной Азии, они растворились в менее чистых желтой и черной расах. Рай, в который Гобино помещает представителей арийской расы, давно утрачен и недоступен для современного человека, хотя отдельные исторические ситуации могут дать миру индивидов, чудом сохранивших изначальную чистоту тех, кого он называл «королевскими детьми». Но эти отдельные исключения не способны приостановить общий упадок человеческой цивилизации.
«Опыт о неравенстве человеческих рас» выглядит скорее романтической эпопеей в традиционалистских тонах и весьма далек от тех интерпретаций, которые это произведение получило уже в нашем веке. Позднейшие комментаторы усмотрели в нем лишь апофеоз арийской расы, упуская из виду, что для Гобино чистая арийская раса исчезла много веков назад и что современная Германия, подобно другим народам, представляет собой лишь образец смешения рас и кровей и не демонстрирует ни одной из тех черт, которые роднили ее с древней Германией. Но именно эти моменты больше всего заинтересовали французских антропологов (Лебона, Ляпужа), теоретиков пангерманизма, откуда они перекочевали в творчество теоретика нацизма А. Розенберга и были восприняты как знамя сторонниками режима Виши в период оккупации Франции.
Как публицист Гобино выступал против чрезмерной централизации Франции, оставил воспоминания о встречах с известными людьми своей эпохи (лордом Литтоном, Меттернихом и др.), обширную переписку с Токвчлем, Ш. Ремюза и др., а также значительное литературно-критическое наследие. Лит.: GaulnierJ. Spectre de Gobineau. Pauvret, 1965.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • Гобино Комт Жозеф Артюр

    (1816- 1882) - французский дипломат и отец современного расизма. Теории Гобино, построенные на антисемитизме и превосходстве нордической расы, отвергаемые ортодоксальным христианством, оказали губите