ГО ЮЙГоббс: человек, его сущность и общество

ГОББС

Найдено 2 определения термина ГОББС

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГОББС (Томас)

английский философ (Уеспорт, 1588 — Хар-дуик Холл, 1679). Материалист, отрицающий существование души, выводящий идеи и знания из ощущений. Его утилитаристская мораль (изложенная в «Элементах законов естественных и политических», 1640, опубл. в 1650 г., и в «Левиафане») знаменита тем, что указывает истоки деспотизма в естественной предрасположенности человека — «человек человеку волк»; в естественном состоянии мы наблюдаем «войну всех против всех». Таким образом она противостоит «монархии, божественной по праву», не без некоторой доли цинизма устанавливающей абсолютизм договором, по которому индивиды отчуждают все права в пользу одного суверена (монарха или совета). Его теория будет оспорена теоретиками договора (как правило, направленного на ограничение королевских прав), в частности Руссо.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ГОББС

Hobbes), Томас (5 апр. 1588 – 4 дек. 1679) – англ. философ-материалист. Родился в Мамзбери в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), Г. поступил гувернером в аристократич. семью У. Кавендиша (впоследствии герцога Девонширского), с к-рой был связан всю жизнь. Философия Г. сложилась под влиянием англ. бурж. революции 17 в. Она отразила эволюцию взглядов обуржуазившегося дворянства и крупной англ. буржуазии. На формирование воззрений Г. большое влияние оказали встречи и беседы с родоначальником англ. материализма Ф. Бэконом (в 1621–26), изучение геометрии Эвклида. Выработке его мировоззрения способствовали также открытия новой физики, прежде всего Галилея (к-рого Г. навестил, будучи во Флоренции ок. 1636), и работы передовых мыслителей того времени – Гассенди, Декарта, Мерсенна, с к-рыми он общался в Париже. Осн. соч. Г. являются: "Элементы законов естественных и политических" ("The elements of law natural and politic", изд. 1889 – первоначальный набросок его учения, написанный в 1640 и распространявшийся в рукописи), филос. трилогия "Основы философии": "О теле", "О человеке", "О гражданине" ("Elementorum Philosophiae Sectio prima, De Corpore, 1655, Sectio secunda, De Homine, 1658, Sectio tertia, De cive, 1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" ("Leviathan, or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil", 1651). Радикальный разрыв Г. со схоластич. философией обнаруживается уже в самом понимании им предмета и назначения философии. Продолжая линию Бэкона, Г. считал, что целью философии является практич. польза, однако центр интересов Г. (по сравнению с Бэконом) переместился в область обществ. явлений. Поскольку главным злом современности Г. считал гражданскую войну, на первый план он выдвигал науч. понимание общества как средство познания причин гражданских войн и их преодоления. Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии теологии, Г. "уничтожил т е и с т и ч е с к и е предрассудки бэконовского материализма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Г. отстаивал необходимость подчинения церкви государству, отвергая теократич. притязания церковников. Вместе с тем Г. считал необходимым сохранение религии как идеологич. орудия гос. власти для обуздания народа, в чем проявляется аристократия, характер его антирелигиозности. Г. боролся против идеалистич. и дуалистич. решения осн. вопроса философии, заявляя: "...мир... вещественен, т.е. есть тело..., что не есть тело... есть ничто и, следовательно, н и г д е н е существует" ("Левиафан", М., 1936, с. 468–69). Ярким образцом воинств. материализма являются его полемич. выступления против идеалистич. метафизики Декарта [опубл. как "Третьи возражения" – "...Objectiones tertiae" – в приложении к "Метафизическим размышлениям" Декарта (1641)], в к-рых Г. отверг особую, мыслящую субстанцию, доказывая, что мыслящая вещь представляет собой нечто материальное (см. Избр. соч., М.–Л., 1926, с. 144). "Гоббизм" заслуженно стал в Англии 17–18 вв. синонимом "материализма". Духом воинств. материализма и детерминизма проникнута также многолетняя полемика Г. с епископом Деррийским Дж. Бремхоллом по вопросу о свободе и необходимости ("О свободе и необходимости" – "Of liberty and necessity...", 1654; "Вопросы, относящиеся к свободе, необходимости и случайности" – "The questions concerning liberty, necessity and chance", 1656). Наряду с Декартом Г. был основоположником новой формы материализма – механистич. материализма. Но в отличие от Декарта, материализм к-рого ограничивался областью физики, Г. распространил его также на понимание человеч. сознания, создав первую в истории философии законченную систему механистич. материализма. В философии Г. материализм принял новый, отличный от бэконовского вид, соответствовавший характеру и требованиям механистически-математич. естествознания. Геометрия и механика являются для Г. прообразами научного мышления вообще, его философия обобщает, универсализирует их, распространяя на все сферы познания (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 143). Вся природа представлялась Г. как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понималось при этом как чисто механическое, как перемещение. Все высшие формы движения сводились Г. к механич. движению, все чувств. качеств. многообразие бытия растворялось в количеств. определениях. Ограниченность исторически прогрессивной для своего времени механистич. формы материализма Г. прежде всего сказывается в отрицании им объективной реальности качеств. многообразия природы. Чувств. качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы восприятия вещей, в основе к-рых лежат механич. различия вещей. Источник многообразия природы переносится тем самым с объекта на субъект познания. Последовательно проводя эту линию, Г. приходил к резкому различению протяженности, реально присущей телам, и пространства как образа, создаваемого разумом ("фантазма"). Такое же разграничение, колеблющее материалистич. теорию отражения, Г. устанавливал между объективно-реальным движением тел и временем как субъективным образом движения. Особые трудности встают перед механицизмом в понимании сознания. Допущение сознания как особого надмеханич. свойства материи находится в явном противоречии с механицизмом: движение может породить только движение. Вместе с тем сознание, являющееся, по Г., источником всего качеств. многообразия восприятий, порождающее чувств. образы, "фантазмы", нельзя свести к механич. движению. Мысль Г. безуспешно билась над проблемой сознания, неразрешимой в рамках строгого механицизма. Характерной особенностью механистич. материализма Г. является отрыв им рацион. формы познания от эмпирической. Его метод представляет собой искусств. соединение рационализма с номинализмом. Переход от эмпирического к рациональному, от единичного к общему, от чувств. восприятий к понятиям совершался у Г. на основе номиналистич. концепции, согласно к-рой общие понятия – лишь "имена имен". Геометрич. научный идеал, осн. на "произвольных" определениях рационалистич. дедукции, Г. стремился совместить с материалистич. эмпиризмом. Неудача его попытки привела к разграничению двух методов познания: рационалистич. "механики", осн. на логич. дедукции, и эмпирич. "физики", осн. на индукции, не позволяющей прийти к всеобщим и необходимым выводам. Методологич. двойственность философии Г. выражала неспособность механицизма понять диалектику эмпирического и логического, отдельного и общего. Особенно большое влияние на развитие обществ. мысли имело учение Г. о гос-ве и праве. Г. определял гос-во как "искусственное тело", что не меняло идеалистич. характера его понимания социальной жизни. Из этого учения впоследствии развились два направления – органич. социология, рассматривающая общество на основе аналогии с биологич. процессами, и договорная теория гос-ва (см. Общественный договор). Прогрессивное значение учения Г. о гос-ве заключается прежде всего в том, что он рассматривал гос-во как человеческое, а не божеств. установление. Гос-во, по Г., возникло на основе обществ. договора из естеств. догосударств. существования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии "войны всех против всех". Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В противовес феод. схеме сословной иерархии, Г. придерживался принципа изначального всеобщего равенства людей. В результате обществ. договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государств. органы), на к-рого была возложена также функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, считал Г., – высший закон гос-ва. Забота о мире – основа "естественного права", созданного обществ. договором (всего Г. сформулировал 20 "естественных законов"). Г. всячески превозносил роль гос-ва, признаваемого абсолютным сувереном. Его возвеличение мощного гос-ва было одной из первых теорий бурж. диктатуры, осн задача к-рой, по Г., – прекращение гражд. войны. В вопросе о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии. Связующим звеном между филос. и социально-политич. учением Г. служит его этика. Отправной ее пункт – неизменная чувств. "природа человека". В основе нравственности лежит "естественный закон" – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей "Благо" есть предмет влечения и желания, "зло" – предмет отвращения и ненависти. Т.о., осн. этич. понятия определяются не сами по себе, как абсолютные, а в их отношении к человеку, как относительные. Добродетели и пороки обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Вследствие этого гражд. обязанности, вытекающие из обществ. договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом. Поскольку гражд. мир рассматривался Г. как величайшее благо, естественные законы нравственности совпадают с гражданскими добродетелями. Интересы государства объявляются высшим критерием морали. В целом учение Г. являлось движением вперед в истории филос. мысли; он развил механистич. форму материализма, сблизил философию с естествознанием и математикой, а также разработал проблемы жизни общества, остро поставленные в эпоху бурж. Революции. Б. Быховский. Москва. "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и г р а ж д а н с к о г о" ("Leviathan, or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil") – осн. соч. Г. Вышло в свет на англ. яз. (Лондон, 1651). В нем изложены взгляды на гос-во, уподобляемое Г. мифич. библейскому чудовищу – Левиафану. Книга состоит из четырех частей. Первая часть ("О человеке") содержит нек-рые положения материалистич. теории познания Г. и описание страстей (аффектов), нравов и религ. верований. Вторая часть ("О государстве") посвящена вопросам образования и устройства гос-ва, правам власти и обязанностям подданных. Гос-во есть искусств. составное тело, искусств. организм, а подданный – частица его, подчиняющаяся целому. Эта мысль автора была символически выражена на титульном листе книги, где изображен гигант, состоящий из множества маленьких фигурок (в лондонском издании лицо гиганта имело портретное сходство с Кромвелем). Третья и четвертая части ("О христианском государстве" и "О царстве тьмы") носят резко выраж. антицерк. характер. Доказывается, что претензии всякой церкви на власть необоснованы, а церковники с их неумеренной жаждой власти и денег – причина всех зол в гос-ве. Г. неоднократно прибегал к ссылкам на тексты "священных" книг, однако с помощью этих ссылок и цитат он доказывал земное содержание библии и подрывал основы веры в библейские истины и религии в целом. В кратком обзоре и заключении Г. призывал граждан, после того как революция совершилась, подчиниться новой власти. В "Левиафане" Г. допускал возможность диктатуры демократич. парламента, обладающего абс. властью. Появление книги вызвало негодование в лагере феод. реакции (см., напр., Filmer R., Observations concerning the original of government.... 1652, его же, Patriarcha, or the natural power of kings, 1680; см. также вкн.: T?nnies F., Hobbes Leben und Lehre, 2 Aufl., 1896, S. 44). После реставрации Стюартов Г. выпустил на лат. яз. второе изд. своего труда (Амстердам, 1668), в к-ром отбросил заключение, несколько смягчил выпады против церкви и изменил все места, где под гос-вом можно было понимать и республику [слово commonwealth (республика) он заменил всюду словом civitas (гос-во) или monarchia (монархия)]. "Левиафан" переведен на нем. (1794) и франц. языки. В рус. пер. появился впервые в 1864, но был конфискован. Полный рус. текст издан в Москве в 1936 (рецензию на этот перевод см. И. Колубовский, Русский перевод "Левиафана" Гоббса, "Фронт науки и техники", 1937, No 12). "О т е л е" ("De Corpore") – первая часть филос. трилогии Г.; вышла в свет на лат. яз. (Лондон, 1655) и переиздана на англ. яз. (там же, 1656). Философия, по Г., есть учение о телах. В частях трилогии рассматриваются различные виды тел: естественные, природные ("О теле"), искусственные, т.е. общество, гос-во ("О гражданине"), и находящееся между ними двойств. тело, к-рое, будучи естественным, само создает искусств. тело и участвует в нем ("О человеке"). В книге Г. рассматривал вопросы логики и методологии, затем натурфилософию, к-рая распадается на "первую философию" (онтологию), учение о законах движения и величин и собственно физику (учение о явлениях природы). В последнем разделе содержится ряд неверных и наивных даже для того времени представлений. В целом книга представляет собой систематич. изложение филос. основ механистич. материализма Г. Переведена на франц. (1804) и нем. языки. Впервые на рус. яз. издана в 1926 (сб. – "Избр. соч." Т. Гоббса). Е. Вейцман. Москва. Соч.: Opera philosophica, quae latine scripsit.. , ed. W. Molesworth, v. 1–5, L., 1839–45; The English works, (ed. by W. Molesworth, v. 1–11, L., 1839–45; The elements of law, natural and politic, Camb., 1928; Behemoth; or the Long parliament, L., 1889; Соч. в рус. пер.: Фомы Гоббезия начальные основания философические, о гражданине, [пер. с англ.], СПБ, 1776; Философские основания учения о гражданине, М., 1914; Избр. соч. (Основы философии: ч. 1 – Учение о теле, ч. 2 – Учение о человеке; Человеческая природа), М.–Л., 1926. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., М., 1955; История философии, т. 2, М., 1941, с. 106–122; История философии, т. 1,М., 1957, гл. 5; Быховский Б. Э., Психофизическое учение Томаса Гоббса. "Вестн. Коммунистической Акад.", 1928, No 26; его же, Материализм Томаса Гоббса, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6; Ческис ?. ?., Томас Гоббс, М., 1929; Деборин А. М., Томас Гоббс, в его сб.: Очерки по истории материализма XVII–XVIII вв., М.–Л., 1930; Томас Гоббс. Торжественное заседание по поводу 250-летия со дня смерти, "Вестн. Коммунистической Акад.", 1930, No 37–38; Петросова М., Гоббс о религии, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6; Герман Л., Учение Гоббса об обществе, там же; Бихдрикер Д., Учение Гоббса о государстве и праве, там же; Познер В., Томас Гоббс – выдающийся материалист и атеист, "Книга и пролетарская революция", 1938, No 4; Вейцман ?. ?., Т. Гоббс – борец против религии, в сб.: Материализм и религия, М., 1958; Голосов В. Ф., Очерки по истории английского материализма XVII–XVIII вв., Красноярск, 1958. ??nnies F., Th. Hobbes, der Mann und der Denker, Osterwieck, 1912; H?nigswald R., Hobbes und die Staatsphilosophie, M?nch., 1924; Lips J., Die Stellung des Thomas Hobbes zu den politischen Parteien der grossen englischen Revolution, Lpz., 1927; Lyon G., La philosophie de Hobbes, P., 1893; Robertson G. С., Hobbes, Edinburgh – L., 1905; Laird J., Hobbes, L., 1934; Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГОББС — 0

Найдено научныех статей по теме ГОББС — 0

Найдено книг по теме ГОББС — 0

Найдено презентаций по теме ГОББС — 0

Найдено рефератов по теме ГОББС — 0