ГО СЯН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГО СЯН (Го Цзысюань)
252—312)—китайский философ, один из создателей «учения о сокровенном» (стань сюэ), первый комментатор «Чжуан-цзы», придавший этому тексту его современный вид. Уроженец провинции Хэнань, Го Сян был известен среди современников, увлекавшихся философствованием в стиле т. н. «чистых бесед» (цин тань), как выдающийся полемист. К государственной службе поначалу не стремился, .предпочитая ей домашнее затворничество и литературные занятия, однако впоследствии принимал высокие посты и подвергался из-за этого критике со стороны других участников «чистых бесед». В различных источниках сохраняются упоминания о ряде произведений Го Сяна, но почти все они утрачены, поэтому основным источником сведений о его взглядах продолжает оставаться «Чжуан-цзы чжу» («Чжуан-цзы» с комментарием»). Считается, что именно интерпретация Го Сяна придает тексту «Чжуан-цзы» глубину, позволяющую увидеть в памятнике своего рода манифест философии даосизма. Дао предстает в виде потока жизни, от которого человек оказался отчужденным из-за присущего ему сознания, так что возвращение к подлинному существованию возможно для него только через вторичное «уравнивание со всеми вещами». В ходе трансформации сознания— последовательного «забывания» ложных идей, воспринятых вместе с культурой-вэнь (преимущественно письменной, т. е. конфуцианской),—он приобретает специфические свойства т. н. «настоящего человека» (чжэнь жэнь), для которого утрачивают актуальность все различия, в т. ч. между жизнью и смертью, поскольку такой индивид становится «бессмертным небожителем» (сянь)-в философски-метафорическом либо в духовно-практическом смысле. Го Сян придал идеям сюань- сюэ систематический характер, разработав и развив концепцию «изначальной природы» (cm), «судьбы» (мин) и «удела» (фэнь) каждой вещи или существа в общекосмическом процессе. Согласно этой концепции, всякая вещь (или существо) имеет предрасположенность, которая содержится в ее врожденном характере (совокупности качеств) и реализуется тем успешнее, чем в большей степени поведение индивида совпадает с его предусмотренным природой «устройством и предназначением». Успешное следование своему «принципу» образует благоприятную судьбу вещи, разного рода отклонения ведут к несчастьям. В конечном счете эти несчастья обусловлены неспособностью вещи «видеть» и реализовывать свою «судьбу» в рамках «удела», отведенного для данного класса вещей дао как всеобщим закономпринципом. Го Сян особо подчеркивает пагубность для индивида конфликта между «изначальной природой» и «судьбой». Искусство их гармонизации ведет к обретению мистического опыта счастливых «странствий в беспредельном» (сяо яо), т. е. безмятежности, следующей за освобождением от всякой пространственно-временной ограниченности, что и должно полагаться конечной целью человеческого опыта.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ГО СЯН
252 - 312. Го Цзысюань. Представитель близкой к даосизму философии сюань сюэ. Осн. соч. - коммент. к даос, трактату "Чжуан-цзы", написанный, возможно, по материалам коммент. др. философа того же направления - Сян Сю (3 в.). Для Г. С. исходным пунктом философствования являлась проблема соотношения "отсутствия/небытия" (у [1]) и "наличия/бытия" (ю, см. Ю - у). Однако в отличие от ряда др. представителей сюань сюэ, прежде всего Ван Би (3 в.), он утверждал, что реально существует только "наличие", т.е. конкр. оформленные "вещи" (у [3]). Каждая из них, согласно Г. С., представляет собой абс. независимую "самопорождающую" (цзы шэн) единичность или самодовлеющую манифестацию собств. "природы" (цзы син). "Вещь" субстанциальна, причем ее субстанция не отлична от конкр. акцидентальных свойств. "Вещи" не связаны между собой какими-либо, в т.ч. причинными, отношениями и вместе с тем определенным образом соотнесены друг с другом: универсум представляет собой множество "самосущих" и "самоизменяющихся" (цзы дэ, цзы хуа), но находящихся в гармонии друг с другом "вещей". Он-тологич. учение Г. С. обусловило аксиологич. направленность его взглядов. По Г. С., высшей ценностью является следование собств. "природе", ее спонтанности ("естественности" - цзы жань) и "безустановочности" (у синь). "Совершенномудрый" (шэн жэнь, см. Шэн [1]) должен постичь истинную природу "вещей" и в своей деятельности сообразовываться с ней, "следовать вещам" (шунь у). Исходя из тезиса об изнач. данности и неизменности природы любой "вещи", Г.С. обосновывал естественность социального неравенства. Проблему социальной позиции "мудреца" Г.С. решает, провозглашая компромисс между гос. службой и даос, идеалом созерцательности и отшельничества: человек должен одновременно пребывать "в мире пыли и грязи" и находиться в "свободном скитании" (сяо яо ю). В соответствии с конф. доктриной Г.С. в известной степени приравнивает статусы "совершенномудрого" и государя (см. Ван дао, Шэн [1]). Материалистич. тенденция во взглядах Г.С. проявилась в учении о конкр. "вещах" как единств, реальности, независимой от каких бы то ни было сверхъестеств. сил и никем не сотворенной. Распространенное в науч. лит-ре определение его учения как мистич. основано на особенностях терминологии и языка описания, а не на сущности филос. взглядов Г.С. и является некорректным. Е.А. Торчинов Хотя философия Г.С. развивает основные мировоззренческие положения "Чжуан-цзы", в онтологич. плане он придерживался противоположных позиций, отрицая реальность "отсутствия/небытия" как истока всего сущего. "Небытие", по Г.С., - это ничто, не способное породить нечто сущее, вещи же рождаются "внезапно", "одной массой" и "являются тем, что они есть сами по себе", способ их существования - "одинокое превращение" (ду хуа, см. Хуа). Доводя до предела монистич. тенденцию в даосизме, Г.С. утверждал, что "Единое" проистекает не из "небытия", а из "Утонченного", или "Совершенного (чудесного) единого" (чжи и, мяо и). Абс. единство дао как бы "скрывается", "хранится" миром множественного. Следуя гносеологич. концепции древних даосов, Г.С. называл "самость" (цзы) вещей предметом "незнания" (как положит, состояния), поскольку, будучи имманентной каждой "вещи", она превосходит оппозицию субъекта и объекта. Не доступная ни умозрению, ни опытному восприятию, "самость" принадлежит области "сокрытого" (мин [4]) и подразумевает постижение подлинности вещей посредством отрицания всякой сущности и преднамеренности. "Самость" у Г.С. предстает не сущностью, а отношением, "сокрытым превращением" (мин хуа), к-рое воплощает имманентный "предел" (цзи [2], см. Тай цзи) всякого бытия. Этот предел Г.С. приравнивал к всеобщему "порядку" ("принципу" -ли [1]) бытия, являющемуся бесконечным богатством разнообразия без идеи, без формы и без начала, т.е. по существу "Хаосом" (хунь дунь); в мире, утверждал Г.С., "нет господина". Идея "сокрытого превращения" лежит в основе этич. и социально-политич. взглядов Г.С. Его жизненный идеал - удовлетворенность своим индивид, уделом (фэнь), в к-ром полностью реализуется хаотич. всеединство бытия. Поэтому Г.С. в противоположность древним даосам оправдывал и обществ, неравенство, и технич. деятельность человека, идеологически смыкаясь с конфуцианцами. Однако Г.С. был далек от конф. абсолютизации значения обществ, и культурной практики "совершенномудрых" в общем потоке бытия. Для него появлявшиеся в истории "мудрецы" - лишь "следы" (цзи [4]) реальности, к-рые не тождественны "сокровенному единству" дао, хотя и не отличны от него полностью. Г.С. отрицал существование духов и ценность культов. Отводя Чжуан-цзы первое место среди философов, Г.С. осуждал его за "дерзкие речи", противопоставляя им пассивный конформизм. В целом философия Г.С., не совпадая ни с даос, критикой цивилизации, ни с конф. апологией "культуры" (вэнь), ориентирована на интеграцию природного и культурного, свободы от об-ва и обществ, бытия в человеч. жизни. Учение Г.С., пользовавшееся большой популярностью в 4 - 5 вв., подготовило почву для восприятия в Китае буд. философии. В. В. Малявин **Малявин В.В. Даосизм как философия и позиция в раннесредневек. Китае // Гос-во и об-во в Китае. М., 1978; Его же. Жуань Цзи. М., 1978; Тан Юнтун. Вэй Цзинь сюань сюэ луньгао (Очерк сюань сюэ пер. Вэй и Цзинь). Пекин, 1957; 1962; Его же. "Чун ю" чжи сюэ юй Сян Го сюэ шо (О "восхвалении наличия" в философии Сян Сю и Г.С.) // Янь юань лунь сюэцзи. Пекин, 1984; Тан Ицзе. Ван Би юй Г.С. чжэсюэ бицзяо фэньси (Сравнительный анализ философии Ван Би и Г.С.) // Там же; Marther R.B. The Controverse over Conformity and Naturalness during the Six Dinasties // HR. 1969 - 70. Vol. 9, N 1 - 2; Roblnet L. Kouo Siang ou le monde comme absolut // TP. 1983. Vol. 69. Livr. 1 - 3.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь