ГностицизмГО МО-ЖО

ГНОСТИЦИСМ

Найдено 1 определение:

ГНОСТИЦИСМ

от греч. ????????? – познавательный) – религ.-филос. течение, возникшее в 1–2 вв. на почве объединения христ. идей о божеств, воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистич. построений языческих религий – античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей историч. предпосылкой этого синкретизма явилось проникновение рим. владычества на Восток и установление экономич. и культурных связей с отдаленными вост. частями империи. Г. явился формой связи новой христ. религии с мифологией и философией эллинизма. Поскольку соч. гностиков уничтожались христианами, источником изучения Г. являются отд. высказывания гностиков, приводимые в соч. враждебных Г. христ. богословов. После 2-й мировой войны в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностич. текстов (см. Я. Ленцман, Происхождение христианства, 1958, с. 252). В основе Г. лежит мистич. учение о знании, достигаемом путем откровения и указывающем человеку путь к спасению. Г. учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях – зонах. Этим эманациям противостоит материя, источником к-рой является Демиург – особое творческое начало, лишенное, однако, божеств. полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с божеств. проявлениями гностики посвящали целые трактаты мистико-мифологич. и филос. характера, носившие дуалистич. форму. Учению о мировом процессе соответствует и этич. система Г., согласно к-рой задачей человеч. духа является искупление, достижение спасения, стремление вырваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигаются посредством аскетич. образа жизни и филос. познания, для чего гностики организовывали аскетич. союзы, филос. школы, религ. общины и т.д. Одной из ранних сект Г. являются офиты, т.н. поклонники библейского змия, учение к-рых представляет хаотич. смесь мифологич. и религ. представлений (напр., подвигов Геракла и учений об ангелах и т.д.). Гораздо яснее гностич. системы Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта). Ко 2 в. относятся менее крупные гностики: Карпократ Александрийский, Сатурнин (или Саторнил) из Сирии, Маркион из Понта и др. Христианская церковь выступила против недопустимого с ее т. зр. совмещения евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. Во 2 в. Г. был побежден христианством и в дальнейшем продолжал существовать только в виде малозначащих и непопулярных сект и направлений. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935, с. 605–10; его же, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936, с. 407–31; Иванцов-Платонов ?. ?., Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч. 1, М., 1877; ?основ М. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 веке, Киев, 1912; Ранович ?., Очерк истории раннехристианской церкви, М., 1941, с. 111–30; Jonas ?., Gnosis und sp?tantiker Geist, Tl 1–2, 2 Aufl., G?ttingen, 1954; Quispel G., Gnosis als Weltreligion, Z., 1951. А. Лосев Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ГНОСТИЦИСМ — 0

Найдено научныех статей по теме ГНОСТИЦИСМ — 0

Найдено книг по теме ГНОСТИЦИСМ — 0

Найдено презентаций по теме ГНОСТИЦИСМ — 0

Найдено рефератов по теме ГНОСТИЦИСМ — 0