ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
понятие, обозначающее разл. направления психологии, придающие решающее значение в организации поведения разнообразным бессознательным компонентам, скрывающимся в «глубинах» психики, — иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, таящимся за поверхностью сознания, в глубинах индивида. Среди направлений Г.п. выделяются: 1) психоанализ (фрейдизм); 2) индивидуальная психология; 3) аналитич. психология; 4) гормическая психология; 5) экзистенциальный анализ; 6) эго-психология и др. Термин «Г.п.» также часто употребляется как синонимическое обозначение аналитич. психологии юнговской шк. См. также Архетип, Юнг. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов, скрытых в глубинах психики человека. Обычно к Г.П. относят психоанализ Фрейда, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, неофрейдизм (Хорни, Фромм и др.). Иногда - эгопсихологию Фрейд, экзистенциальный анализ Л.Бинсвангера, гормическую психологию У.Мак-Дугалла, психосоматику Ф. Александера, неопсихоанализ Г.Шульц-Генке и др. Понятие Г.П. было введено в научный оборот в конце 19 в. швейцарским психиатром Э.Блейлером для обозначения отрасли психологии, исследующей феномен бессознательного.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
нем. Tiefenpsychologie)—общее название ряда направлений в современной психологии, возникших за пределами академической науки в практике психотерапии. Первой школой глубинной психологии был психоанализ 3. Фрейда, но в результате откола от психоаналитической ассоциации ряда последователей (А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорт, Ж. Лакан и др.), а также разработки отличающихся от фрейдовских методов исследования психики и лечения душевных заболеваний возникло множество конкурирующих ассоциаций и школ. Все они противостоят как интроспективной психологии прошлого, так и современной экспериментальной психологии, поскольку определяющую роль в психике имеют «глубинные» силы, противопоставляемые тому, что лежит «на поверхности». Динамика психических процессов определяется во всех школах глубинной психологии бессознательными мотивациями, сознание («Я») ставится в зависимость от влечений, комплексов, архетипов коллективного бессознательного и др. «глубинных» сил. Методы исследования психики в глубинной психологии (методы свободных ассоциаций, активного воображения, психодрамы и др.) возникли в практике психотерапии. В диалоге врача и пациента обнаруживаются феномены, которые недоступны для внешнего экспериментального изучения (перенос и контрперснос, защитные механизмы и т. д.). С 1930-х гг. начались попытки соединения методов глубинной психологии с методами академической психологии (в рамках эгопсихологии) и «понимающей психологии» (экзистенциальный анализ, «глубинная герменевтика» и др.).
Лит.: Heiss R. Allgemeine Tiefenpsychologie. Methoden, Probleme und Ergebnisse. Munch., 1960; Wyss D. Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart. Gott., 1970.
A. M. Руткевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(Tiefenpsychologie) — раздел современной аналитической психологии и психотерапии, который основывается на теориях Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и К. Г. Юнга, но отвергает как искажающее действительность упрощение и как биологизм положение о том, что психическая жизнь человека (исключительно или преимущественно) определяется сексуальными влечениями, силой и стремлением к значимости или либидонозным коллективным бессознательным. В качестве одной из сил бессознательного может также рассматриваться нравственное. По отношению к психоанализу глубинная психология представляет собой такой же поворот к недогматическому пониманию психической жизни, как целостная психология по отношению к физиологической психологии Вундта. Духовное начало у человека не есть только результат сублимирования влечений, оно не является своего рода сопутствующим явлением телесно-психического комплекса, а изначально существует наряду с ним. Следовательно, психические неврозы возникают не только в результате психических травм раннего детства и не только из так называемого Эдипова комплекса (совокупность неосознанных, «вытесненных», сексуально окрашенных отношений ребенка к своим родителям), но и из расшатывания сверхличных образований и норм. Бессознательное, согласно глубинной психологии, не является автономной движущей силой, независимым эндотимом. Совместно с осознанным и сферой сверхЯ (в первую очередь социальные связи и этические ценности) оно образует общее поле (см. Теория поля), внутри которого не может произойти ничего такого, что не оказывало бы влияния на все точки этого поля. Старый вопрос о соотношении души и тела рассматривается глубинной психологией с позиции совершенно нового направления исследования — психосоматики. Душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого.
М. Kranefeld. Therapeutische Psychologie, 1930; К. Homey. The Neurotic Personality. New York, 1930, dt. 1951; P. R. Hofstätter. Einf. in die T, 1948; G. R. Heyer. Vom Kraftfeld der Seele, 1949; F. Seifert. T. und die Entwicklung der Lehre vom Unbewußten, 1955; R. Heiss. Allg. T, 1956; J. Meinertz. Philos., T, Existenz, 1958; D. v. Uslar. Der Traum als Welt — Zur Ontologie und Phänomenologie des Traumes, 1964; Wyss. Die tiefenpsycholog. Schulen von den Anfängen bis zur Gegenwart, 1966; N. Peseschkion. Positive Psychotherapie, 1977; E. Wiesenhütter. Die Begegnung zwischen Philos. und T, 1979; P. Seidmann. T. — Ursprung und Gesch., 1982; L. J. Pongratz. Hauptströmungen der T, 1983 (KTA 467); E. Neumann. T. und neue Ethik, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
нем. Tiefenpsychologie) - раздел психотерапии, который основывается на теориях Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга, но отвергает, как искажающее действительность упрощение и биологизм, положение о том, что психическая жизнь человека (исключительно или преимущественно) определяется сексуальными влечениями, силой и стремлением к значимости или либидонозным коллективно-бессознательным". В качестве одной из сил такого "бессознательного" может также рассматриваться нравственное. "Где духовное Я погружается в сферу бессознательного как в свою последнюю основу, там можем мы, смотря по обстоятельствам, говорить о знании, любви или об искусстве. Где, наоборот, в сознание врывается психофизическое Оно, там имеем мы дело с неврозом и психозом" (В. Э. Франкль; см. Логотерапия). По отношению к психоанализу глубинная психология представляет собой такой же поворот к недогматическому пониманию психической жизни, как целостная психология - по отношению к физиологической психологии Вундта. Духовное начало у человека не есть только результат сублимирования стремлений, оно не является своего рода сопутствующим явлением телесно-психического комплекса, а изначально существует наряду с ним. Следовательно, психические неврозы возникают не только в результате психических травм раннего детства и не только из т. н. Эдипова комплекса (совокупность неосознанных, "вытесненных", сексуально окрашенных отношений ребенка к своим родителям), но и из расшатывания сверхличных образований и норм. Большую опасность для личности представляет т. н. комплекс Каспара Хаузера, который складывается у подростков благодаря чувству одиночества. Оно возникает тогда, когда семья (как это теперь часто бывает) не может дать ребенку достаточно нежности и любви, необходимых ему для развития его социальных сил. Этот комплекс препятствует в дальнейшем возникновению полноценных отношений с др. людьми; внутри социальных групп, в которые попадает такой человек, он превращается в безликую часть. Современного человека в массе можно рассматривать как человека, имеющего этот комплекс. Глубинная психология и социальная психология, взаимодействуя, обогащают друг друга. "Бессознательное", согласно глубинной психологии, не является автономной движущей силой, независимым эндотимом (см. Эндотимный). Совместно с осознанным и сферой сверх-Я (в первую очередь социальные связи и этические ценности) оно образует общее поле, внутри которого не может произойти ничего такого, что не оказывало бы влияния на все точки этого поля. Старый вопрос о соотношении души и тела исследуется глубинной психологией с позиции совершенно нового метода - психосоматики. Душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого. Как квант света может проявлять себя то как корпускула, то как волна, точно так же живое проявляет себя то как тело, то как душа. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины. Методы глубинной психологии копируют методы психоанализа. Тест состоит в том, что пациент путем наводящих вопросов лечащего врача побуждается к высказыванию о том, что его угнетает.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, к-рые противопоставляются процессам, происходящим на «поверхности» сознания. Границы Г. н. не поддаются четкому определению; она охватывает разнооб·разные течения и школы (учения Фрейда, Юнга, Адлера, эгопсихология, неофрейдизм и т. д.). В трактовке мотивов поведения человека активную динамич. роль Г. п. отводит бессознат. мотивациям (см. Бессознательное), к-рые изучаются специфич. для Г. п. методами (приемы психоанализа, метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психодрамы). Возникнув из потребностей психотерапии, Г. п. стимулировала развитие новой отрасли медицины, рассматривающей значение психология, факторов в соматич. заболеваниях (т. н. психосоматика). Однако патология, состояния психики трактуются в Г. п. не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеч. трудностей и психич. конфликтов, принявших лишь резко выраженную открытую форму. Так, Фрейд, исходя из клинич. практики, выдвинул представление о. бессознат. психич. механизмах, лежащих в основе неврозов, сновидений, ошибочных действий и т. д. Эти феномены он объяснял как «компромиссное образование», отражающее конфликт между бессознат. влечениями и установками сознат. «Я» (или как результат столкновения двух принципов психич. деятельности - «принципа удовольствия» и «принципа реальности»). Фрейд сформулировал осн. систему понятий Г. п. (вытеснение, символизация, фиксация, регрессия и др.). Адлер выделил в качестве гл. мотива стремление индивида к самоутверждению («воля к власти»). Система Адлера стала одним из источников позднейших «культурно-социологич.» течений Г. и. (гл. обр. в США - К. Хорни, Фромм, X. Салливан и др.). С др. стороны, Юнг расширяет представление о структуре и функциях бессознательного, к-рое у него включает также коллективное бессознательное. Учения Фрейда и Юнга получили довольно широкое распространение и за пределами собственно психологии, в истории культуры, в частности юнговское истолкование мифов, символов, религ.-магич. обрядов как образов коллективного бессознательного (архетипов). Реакция на преувеличенный интерес к бессознательному проявилась в т. н. эгопсихологии (получила развитие с 1940-х гг. прежде всего в США - X. Хартман, П. Федерн и др.), выдвинувшей на первый план значение сознат. «Я» (Эго). В сер. 20 в. развились новые направления Г. п., находящиеся под прямым воздействием филос. концепций феноменологии и экзистенциализма (гл. обр. в Швейцарии и ФРГ, напр. «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера и др.). Наряду с тенденцией к интеграции Г. п. с филос. антропологией (напр., в мед. антропологии нем. физиолога В. Вайцзеккера) характерны истолкования Г. п. в духе неотомизма («новая венская школа») и др. Течения Г. п. в США в значит. степени находятся под влиянием неопозитивизма и бихевиоризма; попытки синтеза различных течений Г. п. (Р. Манро и др.) не увенчались успехом. При оценке Г. п. как неоднородного и сложного комплекса следует отличать выдвинутые ею методы терапии, нек-рые установленные новые факты из области психологии бессознательного от их философско-теоретич. истолкований, к-рые часто имеют иррационалистич. или механистич. характер.

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
1.20 мб

Динамика психологических защит в процессе глубинной психокоррекции

Калашян Яна Геннадиевна, Усатенко О.Н.
В статье освещается понятие «система психологических защит» с позиции психодинамического подхода, дается характеристика базовых и ситуативных защит.
Читать PDF
96.40 кб

Символизм религиозных традиций Востока в глубинной психологии К. Г. Юнга

Михельсон Ольга Константиновна
Статья посвящена восприятию Юнгом восточной традиции и анализу ее влияния на формирование глубинной психологии.
Читать PDF
393.49 кб

Личностная тревожность и глубинные влечения у больных алиментарным ожирением: клинико-психологически

Полякова Елена Яковлевна, Пашкова Мария Валериевна
В статье рассматриваются особенности эмоционально-личностной и мотивационной сферы больных ожирением. Приводятся психологические характеристики тревожных пациенток, влияющие на формирование компульсивного переедания.
Читать PDF
487.63 кб

Глубинно-психологические компоненты предрасположенности к аддиктивному поведению в структуре интегра

Смирнов Александр Васильевич
В статье представлены результаты сравнительного анализа состояния глубинно-психологической сферы потенциальных аддиктов и лиц, не предрасположенных к аддиктивному поведению.
Читать PDF
331.02 кб

Мистический человек как человек виртуальный психология и философия XX века о глубинной иномерности ч

Шичанина Юлия Владимировна