ГИЗО ФРАНСУА-ПЬЕР-ГИЙОМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГИЗО Франсуа-Пьер-Гийом
4 октября 1787, Ним—12 сентября 1874, Париж) — французский политический деятель, историк, в области политической философии—представитель школы доктринариев, по своей ориентации близкой к либерализму. Автор ряда работ по политической философии: «О правлении во Франции, начиная с эпохи Реставрации и современных министерств» (Du gouvernement de la France depuis la Restauration et de ministere actuel, 1820), «О средствах правления и об оппозиции в современной Франции» (Des moyens de gouvernement et dopposition dans letat actuel de la France, 1821), «О смертной казни как политической проблеме» (De la peine de mon en matiere politique, 1822), a также крупных исторических сочинений: «История английской революции» (1826—27, рус. пер. т. 1—3. СПб., 1860), «История цивилизации во Франции» (т. 1—5, 1829—32, рус. пер. т. 1—4. M., 1877—81), «История цивилизации в Европе» (1828, рус. пер. СПб., 1891), «История представительного правления» (в 5 т.) и др. Член Французской академии (1836) и Академии моральных и политических наук.
В центре социально-философских размышлений Гизо — соотношение власти и общества. Настаивая на четком разграничении и взаимозависимости этих сфер общественной жизни, Гизо считает, что власть не существует вне общества или над обществом: «средства правления» сосредоточены в самом обществе и не могут быть отделены от него. Общество — это мир жизни и разума, главньм является здесь движение человеческого духа, поэтому принцип суверенитета власти должен быть заменен принципом суверенитета Разума. Цивилизация—важнейшее понятие исторической концепции Гизо — характеризуется им как синтез социального и морального развития человечества. В европейской цивилизации он отмечает два основных момента: образование национальных государств (прогресс централизации и принцип единства) и освобождение человеческого духа (прогресс свободы и принцип равенства). Соч. Meditationes sur lessence de la religion chretienne. P., 1864 (рус. пер.: 1864); Meditation sur letat actuel de la religion chretienne. P., 1S65. Лит.: Rosanvallon P. Le moment Guizot. P., 1985.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

ГИЗО Франсуа Пьер Гийом
(1787, Ним – 1874, Париж) – философ, историк, общественный деятель. Член Французской академии (1836) и Академии моральных и политических наук. После июльской революции 1830 входил в кабинет министров, занимая посты министра внутренних дел, министра общественного образования (1832–1836), министра иностранных дел (1840). Представитель школы доктринариев, по своей ориентации близкой к либерализму. Автор ряда политических сочинений и крупных исторических трудов. В философском отношении Г. во многом был приверженцем философского эклектизма В. Кузена, разделяя его концепцию суверенитета разума и применяя ее к области политической философии. Для Г., как и для Кузена, разум трансцендентен по отношению к человеку и не доступен ему во всей полноте. Эта концепция служит методологическим основанием для критики теории суверенитета народа, воплощавшей в начале XIX в. идею якобинской диктатуры. Для Г. всякая власть несовершенна, пока сохраняется зазор между ней и Разумом. Суверенитет не является ни целью, ни принципом политики, и любое политическое действие следует постоянно соотносить с Разумом. Еще одна важная проблема социально-философских размышлений Г. – соотношение власти и общества. Настаивая на четком разграничении и взаимозависимости этих сфер общественной жизни, он полагает, что политическая власть не существует вне общества или над ним: «средства правления» сосредоточены в самом обществе и в реальной жизни не могут быть отделены от него. Общество – это мир жизни и разума, главным здесь является движение человеческого духа, поэтому принцип суверенитета власти должен быть заменен принципом суверенитета Разума. Центральное понятие исторической концепции Г. – «цивилизация» – характеризуется им как синтез социального и морального развития человечества. В истории европейской цивилизации он отмечает два основных момента – образование национальных государств (прогресс цивилизации и принцип единства) и освобождение человеческого духа (прогресс свободы и принцип равенства).
Соч.: История английской революции. Т. 1–3. СПб., 1860; История цивилизации в Европе. СПб., 1860 (1864, 1905, 2007); Размышления о сущности христианской веры. М., 1865; История цивилизации во Франции. Т. 1–4. М., 1877–1881; О средствах правления и оппозиции в современной Франции; Политическая философия: о суверенитете // Классический французский либерализм. M., 2000; Etudes sur les beaux-arts en général. P., 1851; Méditations et études morales. P., 1952. Лит.: Федорова, M.M. Франсуа Гизо // Очерки истории западноевропейского либерализма XVII–XIX вв. М., 2004; Rosanvallon, P. Le moment Guizot. P., 1985; Broglie, G. de. Guizot. P., 1990; Legrand, R. Guizot et son temps. Abbeville, 2002. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ГИЗО ФРАНСУА-ПЬЕР-ГИЙОМ
(4 окт. 1787 – 12 сент. 1874) – франц. бурж. историк и реакц. гос. деятель. Самые значит. работы Г. – "Опыты по истории Франции" ("Essais sur l´Histoire de France...", 1823–1824), "История английской революции" ("Histoire de la R?volution d´Angleterre...", v. 1–6, 1854–56; рус. пер., т. 1–3, 1859–60). В них Г. порывал с традициями романтической и беллетристич. историографии и под влиянием учения Сен-Симона об историч. детерминизме и классовой борьбе обращал свое внимание на "общество, его состав, образ жизни отдельных лиц, в зависимости от их социального положения, отношение различных классов" ("Essais...", ed. 1860, p. 74). Г. видел основу гражданского общества в столкновении классовых интересов, причину этих столкновений – в поземельных отношениях, а в более поздних работах – в имуществ. отношениях вообще. Плеханов, подвергший в целом критике историч. концепцию Г., отмечал, что для Г. история Франции "является... историей борьбы различных слоев тогдашнего общества", а история англ. революции – борьбой "буржуазии против аристократии" (см. Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 525). В работах 40-х гг. указывал на борьбу пролетариата против буржуазии, к-рой принадлежали его симпатии ("Демократия во Франции" – "De la D?mocratie en France", 1849). К Г. прежде всего относятся слова Маркса: "Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 63). Однако как бурж. идеолог, Г. не смог распознать сущность классов и классовой борьбы, корней имуществ. отношений, а происхождение собственности связывал гл. обр. с завоеванием. В последующих соч. Г. исходил в объяснении общества из "человеческой природы", роли идей, враждебно относился к классовой борьбе пролетариата и всячески затушевывал классовую природу бурж. гос-ва. Соч.: Histoire de la civilisation en Europe..., P., 1882. Соч. в рус. пер. – История цивилизации во Франции, т. 1–4, М., 1877–81. Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Гражданская война во Франции, там же; Mapкс К. и Энгельс Ф., [Рецензия], Гизо. "Почему удалась английская революция? Рассуждение об истории английской революции", Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии, Соч., т. 5, М., 1955; его же, Былое и думы, ч. 5, там же, т. 10, М., 1956; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956, гл. 2; его же. Первые фазы учения о классовой борьбе, там же, т. 2, М., 1956; История философии, т. 3, [М.], 1943 (с. 421–423, 437–41); Алпатов ?. ?., Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века, М.–Л., 1949; Bardoux ?., Guizot, P., 1894; Кеisеr R., Guizot als Historiker, Basel, 1925 (Diss.). Г. Зельманова. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.