ГИППОКРАТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гиппократ
знаменитый врач в древней Греции (450 - 377 до н.э.), сильно подвинувший вперед медицинскую науку своего времени. /Т. 4/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГИППОКРАТ
ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - др.-греч. врач, реформатор античной медицины, материалист. Г. освободил медицину от влияния жреч. храмовой медицины и определил пути ее самостоят. развития. Отрицал сверхъестеств., божеств, происхождение болезней. Г. называют отцом медицины.

Источник: Атеистический словарь

ГИППОКРАТ
Греч.) Знаменитый врач из Коса, одного из Кикладских
островов, преуспевший в Афинах во время нашествия Артаксеркса и
избавивший этот город от ужасного мора. Его называли "отцом
Медицины". Изучив эту науку по вотивным табличкам, пожертвованным
исцеленными больными в храмах Эскулапа, он стал Посвященным и
самым опытным целителем своего времени, - в такой степени, что
был почти обожествлен. Его ученость и знания были громадными.
Гален говорит о его писаниях, что они поистине являются гласом
оракула. Он умер на сотом году жизни, в 361 г. до Р.Х.

Источник: Теософский словарь

ГИППОКРАТ (Hippokrates)
род. ок. 460, о. Кос - ум. ок. 377 до Р. X.) древнегреч. врач, "отец медицины", которая выделилась из философии в отдельную науку. В то время как врач Алкмеон из Кротона, в Южной Италии (ок. 500 до Р. X.), известный своими анатомическими работами, принадежал к пифагорейской школе, Гиппократ, по-видимому, примыкал к Гераклиту. Он рассматривал медицину как опытную науку. Медицинская школа Коса долгое время пользовалась большим уважением (знаменитое святилище Асклепиад на Косе). За труды Гиппократа выдавались многие более поздние псевдогиппократовские произв. Гиппократовский - соответствующий принципам врача Гиппократа; др. значение - подобный трупу, мертвенно-бледный.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Гиппократ
Hippocrates) (460-377 гг. до н.э.) – великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины, основоположник принципа индивидуального подхода к больному. Разработал систему лечения, в основе которой лежат принципы: 1) приносить пользу и не вредить; 2) противоположное лечат противоположным; 3) помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни; 4) соблюдать осторожность, щадить силы больного; не менять внезапно лекарства, применять более активные средства тогда, когда менее активные не оказывают действие. Выявил основные типы темпераментов (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и их предрасположенность к определенным болезням. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике врача и этике его поведения – Клятва Гиппократа.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

ГИППОКРАТ
ок. 460, о. Кос, - ок. 370 до н. э.), др.-греч. врач, «отец медицины», один из основоположников науч. подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естеств. причинами. В соч. Г. обнаруживается знакомство с натурфилософией 5 в. до н. э.- при осторожном отношении его к филос. объяснениям «природы» человека и к попыткам строить медицину на их основе (особенно соч. «О древней медицине»). В соч. «О воздухе, водах и местностях» проводится идея о влиянии географич. условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на обществ. строй. Выделил четыре осн. темперамента - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Под именем Г. дошло много мед. трактатов, ему не принадлежащих; подложными являются «Письма Г.», повествующие, в частности, об его встречах с Демокритом; едва ли восходит к Г. и т. н. клятва Г.- исходный пункт развития проф. врачебной этики.

Источник: Советский философский словарь

ГИППОКРАТ
??????????) К о с с к и й (прибл. 460–377 до н.э.) – древнегреч. врач, в философии – материалист, эклектически сочетавший учения различных греч. философов 5 в. до н.э. Под его именем дошло множество мед. трактатов, в основном законченных к середине 4 в. до н.э. Г. порывал с мифологией и знахарством, основывая медицину на эмпирич. науках своего времени. Он примыкал к натурфилософии, сводя все существующее к огню, как действующей причине, и к воде, как питательному началу; в соч. "О мускулах" Г. трактовал вопрос о строении Вселенной, о теплом и холодном, называя теплое эфиром "бессмертным" – тем "что мыслит все, видит, слышит и знает все настоящее и будущее" (Соч., т. 2, с. 422). Но особенно значительно влияние на Г. идей Гераклита (единство противоположностей, единый логос, относительность этич. категорий и др. – см. трактат Г. "О диэте" (там же, с. 444, 447 cл.). Осн. принципом Г. в его суждениях о человеч. организме, болезнях, о лечении является принцип согласия несогласного. "Начало же всего едино и конец всего един; одно и то же – начало и конец" ("О пище", там же, с. 507). "Все это есть единая и не единая природа. Все это – многие естества и (в то же время) одно естество" (там же, с. 508). Г. придерживался идей неуничтожимости материи, тождества возникновения с объединением элементов, тождества гибели тел с их разъединением. Эти идеи связывают Г. с Демокритом, с к-рым он находился в тесной дружбе. Впрочем, в трактате "О древней медицине" (Избр. книги, с. 146) натурфилос. учения считаются для медицины вредными, а в трактате "О природе человека" (там же, с. 196) можно найти даже резкую критику натурфилос. медицины. Это свидетельствует о том, что в сборник Г. вошли самые разнородные материалы и что все они не могут принадлежать ему одному. В трактатах содержится и еще ряд важных идей: о том, что священное есть самое обыкновенное, естественное, подчиненное законам природы ("О священной болезни", там же, с. 495); о зависимости жизни человека от климатич. условий ("О воздухах, водах и местностях"); о том, что органом мышления и ощущений является мозг (ту же мысль защищал и Алкмеон, 14 А 5,8, Diels); о четырех жидкостях в человеч. организме – слизи (из мозга), крови (из сердца), желтой желчи (из печени) и черной желчи (из селезенки) ("О природе человека", см. Избр. книги, с. 199), откуда в дальнейшем возникло знаменитое учение о четырех темпераментах. Соч.: Избр. книги, пер. с греч. В. И. Руднева. Ред., вступ. ст. и прим. В. П. Карпова, [M.], 1936; Сочинения (продолжение "Избранных книг"), [т.] 2–3, М., 1941–44; Maковельский ?., Досократики, ч.1, Казань, 1914, с. 169–79, тексты Гиппократа; Трактат Псевдо-Гиппократа "О числе 7" во Введении к указ, изданию, с. XVI–XXIII; Die Werke. Die hippokratische Schriftensammlung in neuer deutschen ?bersetz., hrsg. v. R. Kapferer [u. a.], t. 1–25, Stuttgart – Lpz., 1934–40. Лит.: Ковнер С., Очерки истории медицины, вып. 2 – Гиппократ, Киев, 1883; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 239–71; Юринов Т. М., Гиппократ, "Тр. Казанск. гос. мед. ин-та", 1944, вып. 1; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М., 1947 (см. Указатель имен); Кессиди Ф. X., Гиппократ против религии, "Наука и жизнь", 1958, No 1.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГИППОКРАТ

460-377 до н. э.) —легендарный греческий врач-философ, «отец медицины». Как полагает В. Йегер, гиппократовские тексты существенным образом повлияли на послесократовскую философию. В частности, Платон и Аристотель неоднократно приводили образцы гиппократовского метода в своих сочинениях (напр., «Федр» 270с—d, «Законы» 857 с — d). Именем Гиппократа названа наиболее известная коллекция древнегреческих медицинских текстов— «Гиппократов сборник» (72 сочинения), собранная в Александрийском музее не позднее 3 в. до н. э., которая включает тексты различных школ, в т. ч. и одни из наиболее ранних сочинений натурфилософского характера; «О ветрах», где рассматривается «пневматическая» теория; «О природе человека», где излагается учение о 4 основных жидкостях живого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в дальнейшем взятое за основу учением о «темпераментах» и теорией «гуморальной патологии», и др. Впервые здесь подробно обсуждаются такие понятия, как «фюсис» — природа, «динамис»—сила, широко используемые в последующей философской традиции. В сочинении «О благоприличном поведении» постулируется тесная связь медицины и философии, впервые зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ „подобен богу». В «Письмах» Гиппократа, представляющих по общему признанию историков науки позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом и по поводу Демокрита (№ 10—17), объясняющая загадку «демокритовского смеха» скептическим взглядом философа на обыденные представления.
«Клятва Гиппократа», общий пафос которой может быть сведен к фразе «не навреди»,—один из основополагающих текстов по медицинской этике; по мнению Л. Эделыитейна, она создана в пифагорейской школе. По названию сборника «Клятва» получила название Гиппократовской и стала образцом для составления факультетских обещаний, которые произносили доктора медицины при получении степени. Тексты гиппократовского сборника были предметом углубленных комментариев многих философов и ученых эпохи эллинизма, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Один из наиболее значительных комментаторов Гиппократа — знаменитый римский врач и философ Галей.
Наибольшей известностью во все времена пользовались «Афоризмы» Гиппократа, представляющие компендиум античной медицины. Первый афоризм — «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» — получил широкую известность, начало его часто цитируется — «Vita brevis, ars longa...».
Соч.: Oeuvres completes dHippocrate, vol. 10, par E. Littre. P., 1839— 61; Hippocrates Collected works, engl. transi. W. H. S. Jones. L., 1984; Соч. в 3 т., пер. В. И. Руднева, комм. и вступ. ст. В. П. Карпова, т. 1. Избр. книги. М., 1936; т. 2 и 3. Соч. М., 1941, 1944. Лит.: Ковнер С. История медицины, вып. 2, Гиппократ. К., 1882; Йегер В. Пайдейя. М., 1997; Визгни В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348—367; Fred/ich С. Hippocratische Untersuchungen. В., 1899; Edelstein L. The Hippocratic ath. Baltimore, 1943; Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y., 1979.
В. А. Гуркин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
675.81 кб

Гиппократ и Аристотель (к вопросу о становлении первых логических программ)

Герасимова И.А.
Личностные компоненты познания (целительство) и рациональные методологии (медицина) неразрывно взаимосвязаны во врачевании периода античности.
Читать PDF
861.67 кб

Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа

Солопова Мария Анатольевна
В статье предлагается интерпретация афоризма Гиппократа, известного по первым словам «Жизнь коротка, искусство долго» (Vita brevis, ars longa).
Читать PDF
136.87 кб

Клятва Гиппократа: трансформация семантики и возрождение прагматики

Мелик-гайказян И. В., Мещерякова Т. В.
В традиции западной медицины клятва Гиппократа имеет непреходящее значение. В современной культуре положения клятвы Гиппократа интерпретируют как основание для принципов биоэтики и практики патернализма, противостоящей биоэтике.

Похожие термины:

  • ГИППОКРАТ Косский

    (Hippokrates von Kos) (Кос — остров в Эгейском море) — врач; р. ок. 460 — ум. ок. 377 до н. э. (Лариса, Фессалия); отец греческой медицины, которая выделилась из философии в отдельную науку. В то время как врач Алкмео
  • Клятва Гиппократа

    свод морально-этических норм поведения врача по отношению к больным и коллегам, предусматривающий уважительное отношение к учителям, обучивших искусству врачевания; соблюдение принципа «Не навр
  • МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА

    самая известная медицинская школа античности, основанная в V в. до н.э. на острове Кос.  Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) придал медицине статус науки, используя точный метод. Манифестом  анатомии  медицин