ГИППАС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гиппас
В древнегреческой мифологии это имя носили два героя:
– 1) мальчик, внук орхоменского царя Миния, сын его дочери Левкиппы. Левкиппа и ее сестры Алкифоя и Арсиппа отказались следовать культу Бахуса и не принимали участия в вакхических шествиях. За это Бахус наслал на сестер припадок безумия, в результате которого они растерзали Гиласа, приняв его за оленя.
Другая версия мифа говорит о том, что сестры тянули жребий, кому из них приносить жертву, жребий выпал Левкиппе и она принесла своего сына в жертву Вакху.
2) Другого Гиппаса ждала иная судьба. Он был сыном трахинского царя Кеика и погиб, сражаясь на стороне Геракла против эхалийского царя Эврита.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ГИППАС

кон. 6—нач. 5 в. до н. э.) —пифагорейский философ и ученый. Сведения о его философском учении очень скудны; если Гиппас и излагал его письменно, то книга эта была рано утрачена. Вселенную Гиппас считал конечной и вечнодвижимой (А 1). Аристотель сообщает, что Гиппас и Гераклит полагали началом огонь (А 7), Теофраст—что они считали душу огненной (А 9). Античная традиция часто объединяет учения Гиппаса и Гераклита (на самом деле они никак не связаны), так что решить, что именно принадлежит Гиппасу, крайне трудно. Гиппас был первым монистом среди пифагорейцев, обычно выдвигавших противоположные начала (напр., теплое— холодное). Пифагореец Гиппон, вероятно, полемизируя с Гиппасом, считал началом влагу, а душу влажной. Огонь Гиппаса отразился в учении Филолая, у которого все небесные тела вращались вокруг Центрального Огня (Гестии).
Во время «Килоновой смуты» конца 6 в. Гиппас выступил против Пифагора (А 5), поэтому поздняя традиция рисует его отступником, присвоившим себе открытия учителя и разгласившим тайну иррациональности (А 4). В действительности Гиппас и был автором открытия иррациональности 1/2, оставившего глубокий след в античной математике (легенда о разглашении секрета возникла из-за двойного значения слова «невыразимый в числах» и «тайный»). В стереометрии ему принадлежит построение додекаэдра. Гиппас был одним из предшественников математического естествознания. Вслед за Пифагором он занимался теорией пропорций в ее приложении к гармонике (А 14— 15) и проводил акустические эксперименты (А 12—13). К уже известным гармоническим интервалам (октаве, квинте и кварте) он добавил двойную октаву (4:1) и дуодециму (3:1). Гиппас, вероятно, первым связал частоту колебаний с высотой звука (А 13) и был автором (ошибочной) идеи о том, что высота звука зависит от скорости его движения.
Фрагм. и свидетельства: DK I, 107—10; Лебедев. Фрагменты, с. 151-155.
Лит.: Жмудь Д. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Д-йг К. von. The Discovery of Incommensurability by Hippasos of Metapontum.—«Annals of Mathematics», 1945, 46, p. 242—264; Werden B. L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979.
Л. Я. Жмудь

Источник: Новая философская энциклопедия

ГИППАС
ГИППАС (???????) из Метапонта (кон. 6 - нач. 5 в. до н. э.), пифагорейский философ и ученый. Сведения о его философском учении очень скудны; если Г. и излагал его письменно, то книга эта была рано утрачена. Г. считал, что Вселенная конечна и вечно движется (DK18 AI). Аристотель сообщает, что Г. и Гераклит полагали началом огонь (А 7), Теофраст - что они считали душу огненной (А 9). Античная традиция часто объединяет учения Г. и Гераклита (на самом деле они никак не связаны), так что решить, что именно принадлежит Г., крайне трудно. Г. был первым монистом среди пифагорейцев, обычно выдвигавших противоположные начала (напр., горячее-холодное). Пифагореец Гиппон, вероятно полемизируя с Г., считал началом влагу, а душу влажной. Огонь Г. отразился в учении Филолая, у которого все небесные тела вращались вокруг Центрального Огня.     Во время «Килоновой смуты», антипифагорейского выступления конца 6 в., Г. оказался на стороне противников Пифагора (А 5), поэтому поздняя традиция рисует его отступником, присвоившим себе открытия учителя и разгласившим тайну иррациональности (А 4). В действительности Г. и был автором открытия иррациональности V2, оставившего глубокий след в античной математике. (Легенда о разглашении секрета возникла из-за двойного значения слова ???????: «невыразимый в числах» и «тайный».) В стереометрии ему, возможно, принадлежит построение додекаэдра. Г. был одним из предшественников математического естествознания. Вслед за Пифагором он занимался теорией пропорций в ее приложении к гармонике (А 14-15) и проводил акустические эксперименты (А 12-13). К уже известным гармоническим интервалам (октаве, квинте и кварте) он добавил двойную октаву (4 : 1) и дуодециму (3 : 1). Г., вероятно, первым связал частоту колебаний с высотой звука (А 13) и был автором (ошибочной) идеи о том, что высота звука зависит от скорости его движения.     Ист.: DKI, 107-10; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 151-55.     Лит.: Fritz К. von. The Discovery of Incommensurability by Hippasos of Metapontum, -Annals of Mathematics 46,1945, p. 242-64; Waerden B. L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979; Zaminer F. Konsonanzordnung und Saitenteilung bei Hippasos von Metapont, - Jahrbuch des Staatlichen Instituts f?r Musikforschung (1980/81). Mainz, S. 231-240; Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.     л. я. жмудь

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
528.11 кб

Удивительное построение Гиппарха

Винокуров Борис Захарович
В работе приведены рассуждения и вычисления Гиппарха по определению «звездной величины» одной из характеристик звезд, используемой до настоящего времени. Приводятся законы Н. Погсона и Вебера Фехнера.
Читать PDF
124.68 кб

Термин axia в Гиппархе

Аванесов Сергей Сергеевич
Один из ранних текстов, в котором философское понятие ценности отделяется от экономического понятия стоимости, – это сократический диалог Гиппарх.

Похожие термины:

  • Гиппа (Гиппе)

    В древнегреческой мифологии Гиппой звали: – 1) Дочь кентавра Хирона (она же Окироэ), которая сошлась с Эолом (сыном Эллина) на горе Пелион и зачала от него Меланиппу. Не рискуя сообщить об этом отцу,
  • ГИППАРХИЯ

    2-я пол. 4 в. до н. э.) — философ-киник, сестра Метрокла и жена Кратета из Физ. Происходила из богатой и знатной семьи, но из любви к Кратету бросила все и избрала долю жены бродячего философа и поэта. В а