ГИЛЛИНГИЛОЗОИЗМ, гилопсихизм

Гилозоизм

Найдено 16 определений термина Гилозоизм

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГИЛОЗОИЗМ

философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого - чувствовать, ощущать.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

ГИЛОЗОИЗМ

от греч. hyle -материя, zoe - жизнь) - учение, утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Гилозоизм

представление, согласно которому качества жизненности, одухотворенности присущи всем явлениям и объектам в мире («и камень мыслит»).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ГИЛОЗОИЗМ

философское учение об универсальной одушевленности материи: жизнь и чувствительность присущи всем вещам в природе, всем формам материи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

Гилозоизм

древнее учение, согласно которому вся материя жива, одушевлена, способна ощущать и мыслить. Ныне интерес к гилозоизму снова пробуждается на фоне активизации пантеизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиозные термины

Гилозоизм,

гр.: hile здесь – вещество + zoe – жизнь) возникшее в древнегреческой философии учение о всеобщей одушевленности материи; гилозоизм ошибочно приписывает всем формам материи чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить, свойственные только высокоразвитой материи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ГИЛОЗОИЗМ

(греч. hyle - материал и zoe - жизнь) - миропонимание, согласно которому в глубинах любого вещества таится жизнь. Встречается во многих религиозно-философских концепциях в качестве сопутствующего их основным идеям. Религиозно окрашенный гилозоизм видит божественное начало в глубинах жизни во Вселенной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ГИЛОЗОИЗМ

греч. hyle и zoe — вещество и жизнь) — философское учение об универсальной одушевленности материи. Гилозоистами были первые греч. материалисты, Бруно, нек-рые фр. материалисты (Робине) и др. Термин “Г.” был введен впервые в 17 в. Это учение приписывает способность ощущения и мышления всем формам материи. В действительности ощущение — свойство только высокоразвитой органической материи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Гилозоизм

(Греч. hyle u zoe - вещество и жизнь)

- учение об универсальной одушевленности материи, признающее за ней свойство, родственное духовности: чувственность и мышление. Идеи гилозоизма встречаются практически у всех античных философов ионийской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), стоиков, Аристотеля. В эпоху Возрождения эти идеи развивал Д. Бруно. Они использовались как альтернатива учению о существовании божественной нематериальной духовной субстанции и как методологический прием, обеспечивающий монизм философских учений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия, практическое руководство

ГИЛОЗОИЗМ

филос. направление, рассматривающее бытие в целом или его материальные компоненты как живое, одушевленное. Согл. этим воззрениям Вселенная суть не просто «Космос, наполненный жизнью», но единое живое существо, организм. В нек-рых версиях Г. бытие есть процесс и результат сложного комплекса взаимной жизнедеятельности, коэволюции его компонентов. Идеи Г. характерны для антич. и ренессансной натурфилософии (ионийцы, Бруно, Парацельс). В классич. зап.европ. философии XVII—XIX вв. Г. представлен как учение о неразрывной связи и взаимопроникновении материи (природы) и духа (Спиноза, Лейбниц, Гете); сам термин был введен в XVII в. Дж.Кедвортом. В неклассич. философии XIX—XX вв. разл. мотивы Г. представлены концепциями философии жизни, теорией эмерджентной эволюции, холизма. Наиболее ярко эта филос. идея выражена представителями рус. религ. философии всеединства, а также в учениях рус. космистов (Федоров, Циолковский и др.). Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГИЛОЗОИЗМ

от греч. ??? – вещество, материя и ??? – жизнь) – филос. учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению во всех ее частях. В истории философии Г. встречается у самых ее истоков – в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. появился вновь в учениях итал. философов (Б. Телезио, Дж. Бруно). Спиноза рассматривал мышление как присущее всей природе свойство, как атрибут материи. Вслед за ним часть франц. материалистов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавала всеобщую одушевленность материи. Точку зрения, близкую к Г., защищал Геккель. Г. нередко служил формой выражения материалистич. мировоззрения: гилозоисты утверждали, что ощущение, сознание есть неотъемлемое свойство материи, и отвергали идеалистич. представления о существовании нематериальной, духовной субстанции. Диалектич. материализм исходит из того, что психическое есть свойство не всякой, а лишь высокоорганизованной материи. В фундаменте же самого здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением, – свойство отражения (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 34). См. Диалектический материализм, Материя и лит. при этих статьях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГИЛОЗОИЗМ

от греч. вещество, материя и жизнь)—философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р. Кедворт. Гилозоистами были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т. к. он обладает душой. Гераклит характеризовал человеческую душу как сухой, наиболее совершенный огонь. В эпоху Возрождения ярким сторонником гилозоизма был Д. Бруно. «Нет вещи не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом» («О природе, начале и едином», М., 1934, с. 107). Гилозоистические представления Бруно были связаны с его пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу.

В Новое время галозоистические идеи наличествуют у Б. Спинозы, считавшего мышление атрибутом субстанции, в философских воззрениях И. В. Гете, полагавшего, что в природе существуют лишь постепенные переходы, вследствие чего духовное не противоположно материи, а коренится в ней в качестве его потенции, многообразно проявляющейся во всех природных явлениях. Приверженцами гилозоизма были также французские материалисты 18 в.—Д. Дидро, Д. Дешан, Ж. Робине. Признание «чувствительности как общего свойства материи» Дидро принимал в качестве «все объясняющего предположения» («Разговор дАламбера и Дидро», см. Дидро Д. «Атеистические произведения». М., 1956, с. 117). Дешан, признавая наличие двух первоначал—материального и духовного, утверждал, что вселенная, или Целое, представляет собой их взаимопроникающее единство («Истина, или истинная система», рус. пер. 1973, с. 311).

Достижения биологии в 19 в. выявили несостоятельность гилозоизма и его идей о всеобщей одушевленности материи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ

от греч. hyle - материя, zoe- жизнь) - взгляд на жизнь как на атрибут материи; учение, согласно которому вся материя жива, одушевлена, способна ощущать и мыслить.

Это учение восходит к глубокой древности. В античной Греции его придерживались философы ионийской школы. Так, Фалес предполагал, что все веши происходят из воды, наделены через воду жизнью, душой, а Вселенная полна богов. Анаксимен усматривал в воздухе, первоначале всего сущего, источник жизни и психических явлений, а душу трактовал как "дыхание" воздуха. Склонялся к Г. и Гераклит из Эфеса: мир, с его т. зр., есть огонь, из которого происходят вещи и души. Эмпедокл развил теорию самопроизвольного происхождения растений и отдельных органов будущих животных - из этих органов через естественный отбор постепенно порождалось множество форм животных. Аристотель обосновал понятие внутренней и бессознательной целесообразности природы; естественный отбор в мире животных он объяснил целесообразной деятельностью природы. Согласно пантеизму Зенона, Хрисиппа и других стоиков, божественная душа пронизывает всю материю, превращая мир в единое живое тело; космос есть рационально и целесообразно организованное живое существо.

Г. был характерен для философовпантеистов эпохи Возрождения и нового времени. Дж. Бруно был убежден во всеобщей одушевленности природы. Он учил, что мировая душа наполняет всю Вселенную и что все другие миры, как и наш мир, населены, обитаемы. Отождествляя Бога с природой, Спиноза приписал всей природе атрибут мышления. Во французской философии XVIII в. Г. был особо ярко выражен у Ж. Б. Робине, который в своем сочинении "О природе" утверждал, что вся материя является не просто органической, но также и животной. Д. Дидро доказывал, что вся материя обладает свойством, сходным с ощущением, но не приписывал органическим молекулам свойства быть живыми. Ныне интерес к Г. снова пробуждается на фоне активизации пантеизма и теизма.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

ГИЛОЗОИЗМ

греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм. (Смыслообразы пуруши, праны, атмана-брахмана в древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) - в древнекитайской; "огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18

в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ

греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фа-лес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм. (Смыслообразы пуруши, праны, атмана-брахмана в древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) - в древнекитайской; "огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

Е.В. Нетушкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ГИЛОЗОИЗМ

термин, введенный Кедвортом в 1678 для обозначения натурфилос. концепций (преим. ранних греч. философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевленности универсума Г.- синоним панпсихизма, однако его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим «жизненную силу» от физико-химич. материи. Г.- противоположность механицизма с его представлением о косной, «мертвой» материи, с одной стороны, и внеш. «силе» как источнике ее движения - с другой.

Г. ранней науч.-филос. традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистич. представления (см. Анимизм). Г. отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а небытие - как «смерть». Существенность этой концепции для ранней греч. «науки о природе» уясняется уже из этимологии слова «природа», восходящего к праиндоевроп. корню *bheu/bhu - «быть», «существовать», «растя» (как и рус. «быть», «былинка»), выражающему идею «ставшего бытия» как результата произрастания на свет. Отсюда - название простейших онтологич. сущностей (элементов) «корнями» (Эмпедокл) или «семенами» (Анаксагор). В более или менее чистом виде Г. засвидетельствован для Фалеев («все полно богов» со ссылкой на одушевленность магнита и янтаря), Анаксимена (В 2), Гераклита (В 30) и Диогена Аполлонийского. Откровенному Г. платоновского «Тимея» (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоистич. рудименты у Аристотеля (особенно в теории надлунного мира). Чистый Г., как правило, требует последоват. монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда - частая близость Г. к пантеизму. Додумывание гилозоистич. предпосылок до конца приводит к построению последоват. параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса (Анаксимен, Гераклит, платоновский «Тимей», стоицизм); целесообразность космич. организма оказывается естеств. мостом к телеологич. объяснению природы (начиная с Диогена Аполлонийского).

Предельным случаем Г. можно считать гилоноизм (греч.- «сознание, дух, разум»; термин предложен голл. ученым В. Вердениусом в 1977) - учение о наделенности праматерии сознанием или о панестезии («всечувствительности») богауниверсума, засвидетельствованное, напр., для Ксенофана (В 24), Гераклита (В 64), Диогена Аполлонийского (В 4) и Эмпедокла (В 110, 10), и особенно близкое к новоевроп. панпсихизму (Фехнер и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме Гилозоизм — 0

Найдено научныех статей по теме Гилозоизм — 0

Найдено книг по теме Гилозоизм — 0

Найдено презентаций по теме Гилозоизм — 0

Найдено рефератов по теме Гилозоизм — 0