ГИЛЬОМ из Оверни, Гильом Овернский

Найдено 1 определение
ГИЛЬОМ из Оверни, Гильом Овернский
Guillaume dAuvergne, Guilelmus Alvemus) (ок. 1180, Овернь—30 марта 1249, Париж) — французский богослов и церковный политик. В 1223—магистр теологии в Париже, к 1225— каноник собора Парижской богоматери, с 1228—епископ Парижа, духовник королевы-матери. Притеснением «искусств» (философских) спровоцировал исход магистров и студентов из Парижа в 1229 и пригласил на богословские кафедры монахов нищенствующих орденов, в числе которых оказались Александр Гэлыжай и (позднее) Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура. Среди соч. Гильома «О первом начале», «О вселенной» (ок. 1230—36), «О бессмертии души», догматика, аскетика, экзегетика, проповеди. Полемически-дидактический пафос сочетается у Гильома с мистико-этическим настроем. Следуя за Авицеброном (Ибн Гебиролем), якобы христианином, Гильом учил о том, что сущность совпадает с бытием только в Боге; прочие вещи далеки от божественной простоты, но так или иначе полнятся бытием от творящей первопричины («как душа жизнь тела, так Бог бытие всего»); самостоятельной причинности внутри мира нет, вещи лишь «проходы и окна» для потока первобытия. Универсалии (прообразы, идеи) совпадают с творческой волей создателя и тем самьм абсолютно реальны; материя, или возможность унтерсума, есть божественное слово. Знакомый с арабским аристотелизмом, Гильом задал тон хотя и критического, но свободного отношения к внехристианским авторитетам, что подготавливало последующую ассимиляцию Аристотеля католическим богословием. Учение о Боге как бытийной основе всех вещей продолжается у Экхарта, а замена вещной причинности отношениями следования ставит вопрос о возможном влиянии Гильома на Д. Юма.
Соч.: Opera omnia, t. I—Il. Р., 1674. Лит.: lois N. Guillaume dAuvergne—sa vie et ses ouvrages. P., 1880; hiasnovo A. Da Guglielrno dAuvergne a S. Tommaso dAquino, vols. l-III. Mil., 1945-46.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия