ГЕСС МОЗЕС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГЕСС МОЗЕС (1812—75)

нем. мелкобуржуазный публицист и философ. Вначале примыкал к младогегельянцам (“Европейская триархня”, 1841). Сыграл большую роль в формировании т. наз. философского коммунизма. Опираясь на учение Гегеля и гл. обр. Фейербаха и фр. утопический социализм, Г. выступал с критикой существующего об-ва, осн. порок к-рого он видел в отчуждении “истинной сущности” человека. Чтобы устранить это отчуждение, связанное с частной собственностью, принудительным характером труда и т. д., необходима революция. Однако Г. мыслил ее в отрыве от классовой, социальной борьбы и сводил в конечном счете к духовному освобождению людей, был приверженцем сугубо этических взглядов на социализм. Свое развитие эти представления получили в истинном социализме”. В последней, оставшейся не законченной работе “Динамическая теория материи” (1877) Г. пытался дать естественнонаучное обоснование своим социалистическим взглядам, разрабатывал проблемы космологии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕСС Мозес
21 июля 1812, Бонн-б апреля 1875, Париж) — немецкий литератор и социалист, один из создателей доктрин коммунизма и сионизма. Формирование воззрений Гесса проходило под влиянием Спинозы, Гегеля и Фейербаха. В своей первой работе «Божественная история человечества, написанная спинозистом» (Die heilige Geschichte der Menschheit von einem Junger Spinozas, 1837) Гесс заявил себя сторонником философских идей Гегеля. Он первый выдвинул тезис о том, что синтез немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма следует считать идеологической основой коммунистического движения на Европейском континенте, прежде всего в Германии и Франции.
В эпоху европейскихреволюций 1848—49 Гесс был представителем Немецкого рабочего союза в Париже; позже примкнул к социалистической группе Виллиха — Шаппера, а в 1861 —к лассальянскому течению в рамках немецкой социал-демократии. Участвовал в работе 1-го Интернационала.
Гесс известен также как один из главных идеологов сионистского движения. В трактате «Рим и Иерусалим: последний национальный вопрос» (Rom und Jerusalem, die letzte Nazionalitatsfrage, 1862), публикация которого прошла практически не замеченной современниками, но впоследствии оказавшем большое влияние на отца-основателя сионизма Т. Герцля, Гесс утверждал, что до тех пор, пока евреи не обретут свою государственность на «земле обетованной», они всегда будут оставаться притесняемым и гонимым народом.
Соч.: Die europaische Triarchie. Lpz., 1841; Sozialistische Aufsatze, 1841_ 47, hrsg. von T. Zlocisti. B., 1921 ; Ausgewahlte Schuften, ausgew. und eingel, von H. Lademacher. Koln, 1962; Okonomische Schriften, hrsg. und eingel, von D. Horster. Dannstadt, 1972.
Лит.: Silberner E. Moses Hess. Geschichte seines Lebens. Leiden, 1966. T. А. Дмитриев

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕСС МОЗЕС

Hess), Моисей (1812–75) – нем. социалист, видный представитель истинного социализма. Г. был знаком с Марксом и высоко ценил его как "величайшего, быть может, единственного теперь подлинного философа..., глубокая философская серьезность сочетается у него с редкостным остроумием; представь себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля, объединенных в одном лице... и перед тобой будет д-р Маркс" (Marx – Engels Gesamtausgabe, Abtl. 1, Bd 1, Hbd. 2, S. 261). Однако Г. не понял научного коммунизма (сб. "Из истории формирования и развития марксизма". [Сб.], 1959, с. 61–65, 114– 9; О. Корню, Карл Маркс и Фридрих Энгельс..., М., 1959, вступ. ст. Т. Ойзермана). Этич. взгляд Г. на социализм, изложенный в статьях "Философия действия" ("Philosophie der Tat") и "Социализм и коммунизм" ("Sozialismus und Kommunismus") (впервые опубликованы в "Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz", 1843), явился результатом синтеза идей нем. идеализма, абстрактной фейербаховской морали и утопич. франц. социализма. Идеи Г. были раскритикованы в 40-х гг. Марксом и Энгельсом, считавшими, что нек-рые идеи Г. (синтез франц. социализма с нем. философией) представляли известную ценность и "заслуживали известного признания", но быстро "устарели" и стали "реакционными" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 494–495). Во время революции 1848–49 Г. был представителем Немецкого рабочего союза в Париже; позже примкнул к антимарксовой группе Виллиха – Шаппера, а в 1861– к лассальянству. Участвовал в работе 1-го Интернационала. В конце жизни занимался космологией. Соч.: Sozialistische Aufs?tze. 1841–1847, В., 1921; Die heilige Geschichte der Menschheit von einem J?nger Spinozas, Stuttgart, 1837; Die europ?ische Triarchie, Lpz., 1841; Rom und Jerusalem, 2 Aufl., Lpz., 1899. Лит.: Маркс К. и Энгельс ?., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4, М., 1955, гл. 3, § 1; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, [Л.], 1958; ?locisti Th., Moses Hess, [2 Aufl.], В., 1921; M?nke W., ?ber die Mitarbeit von M. Hess an der "Deutschen Ideologie" von Karl Marx und Friedrich Engels, "Wiss. Ann.". В., 1957, [No] 5, S. 316–30. А. Панфилова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.