ГЕРСОНИД РАББИ ЛЕВИ БЕН ГЕРШОМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ГЕРСОНИД рабби Леви бен Гершом
1288, Баньоль-сюр, Сез, департамент Гар—1344, Перпиньян)— еврейский философ, математик («Книга числа», «О синусах, хордах и дугах»), астроном, библейский экзегет, комментатор («Органон» Аристотеля), врач. В своей главной «Книге войн Господа» (Milhamot Adonay) следовал магистральной линии восточного аристотелизма и мистического неоплатонизма, соединяя их с библейской верой. Как Ибн Гебчроль и Бар Хиййа, но в отличие от Маймонида учил, что первоматерия, субстрат форм, не имея собственных действий, не является вещью, а потому надвременна и в этом смысле предшествует миру. В акте творения водящая мысль создателя придает хаотической и злой материи порядок-благо. Разум человека потенциален (возможен) и отличен от действующего разума ангелов. Универсалии просвечивают в индивидах, без этого все наше знание о родах оказалось бы ложным, что немыслимо. Род объединяет индивиды не по любым признакам, а «в аспекте бытия, или истинного познания». Влияние номинализма можно видеть в тезисе Герсонида, что логика не есть познание, поскольку не раскрывает истину вещей, «а лишь обозначает их».
Сот.: Die Kampfe Gottes, ubers. B. Kellermann. В., 1914-16; Aristotelis Organum, Averrois Cordubensis in eum commentaria... Lev» Gersonidis in nonnullos Aristotelis et Averrois libros annotationes; Venetiis, 1562.
Лит.: Renan E. Les ecrivains juifs francais du XIV siecle. P., 1893; Bertola E. Levi Gersonide e la logica arabo-giudaica.— II pensier ebraico. Padova, 1972.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕРСОНИД РАББИ ЛЕВИ БЕН ГЕРШОМ

Gersonides) (наст. имя – Л е в и б е н Г е р с о н; Levi ben Gerson) (1288–20. IV. 1344) – евр. философ, математик и врач из г. Баньоля во Франции. Примыкал к тому направлению ср.-век. евр. философии, к-рое стремилось ограничить традицию, предоставить право свободно толковать свящ. книги и заняться изучением природы. Гл. филос. соч. "Войны господа" (Riva di Trento, 1560; на нем. яз.: "Die K?mpfe Gottes", 1914–16) написано в 1317–29. Г. принимал ряд положений, вытекающих из системы Аристотеля, несмотря на то, что они противоречили осн. догматам иудаизма. Он руководствовался при этом положением, что тора не может запретить считать верным то, признание чего требуется разумом (Введение к книге "Войны господа"). В отличие от Маймонида, к-рый, отступая от Аристотеля, признавал творение из ничего, Г. отвергал такое творение. По Г., извечно существовала неопредел. бескачеств. и бесформ. материя, к-рой бог в определ. момент сообщил сущность, форму, движение и жизнь; из нее произошли все подлунные существа и небесные тела, за исключением "отвлеченных разумов", являющихся непосредств. эманациями божества (согласно космогонии Аристотеля, принятой араб. философами и Г., каждая сфера обладает разумом). Взгляды Г. вызвали ожесточ. нападки на него со стороны ортодоксов, о к-рых он говорил, что они лишь верят, но не стараются понимать. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 457; Joel M., Levi ben Gerson (Gersonides) als Religionsphilosoph, Breslau, 1862; Weil I., Philosophie religieuse de L?vi ben Gerson, P., 1868; Carlebach J., Levi ben Gerson als Mathematiker, В., 1910; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1916; Guttmann J., Die Philosophie des Judentums, M?nch., 1933; Karo J., Kritische Untersuchungen zu Levi ben Gerson, W?rzburg, 1935 (Diss.). А. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.